Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наро — Фоминская средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов
«Утверждаю»
Директор ________________/О. В. Очередная/
Приказ № ______ от 31 августа 2017 г.
Рабочая программа по астрономии
(базовый уровень)
11 класс
Составитель;Тимошинина Ирина Николаевна,
учитель физики
2017 год
Требования к уровню подготовки учеников.
Учащиеся должны:
знать/понимать
— смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
— смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
— смысл физического закона Хаббла;
— основные этапы освоения космического пространства;
— гипотезы происхождения Солнечной системы;
— основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
— размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
— приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
— описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
— характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
— находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
— использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Содержание учебного предмета
(34 часа, 1 час в неделю)
Учебник Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 238, [2] c. : ил., 8 л.цв.вкл.
Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии (5 часов)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (7 часов)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гели-
оцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.
Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 часов)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.
Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды (6 часов)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры
звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной (5 часов)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 часа)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Календарно-тематическое планирование
Номера уроков |
Наименование тем |
Дата |
||||||
11 А |
11 Б |
|||||||
план |
факт |
план |
факт |
|||||
Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа) |
||||||||
1 |
Предмет астрономии |
|
|
|
|
|||
2 |
Наблюдения – основа астрономии |
|
|
|
|
|||
Практические основы астрономии (5 часов) |
||||||||
3 |
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты |
|
|
|
|
|||
4 |
Видимое движение звезд на различных географических широтах |
|
|
|
|
|||
5 |
Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика |
|
|
|
|
|||
6 |
Движение и фазы Луны. |
|
|
|
|
|||
7 |
Затмения Солнца и Луны. Время и календарь |
|
|
|
|
|||
Строение Солнечной системы (7 часов) |
||||||||
8 |
Развитие представлений о строении мира |
|
|
|
|
|||
9 |
Конфигурации планет и условия их видимости. |
|
|
|
|
|||
10 |
Синодический и сидерический периоды обращения планет. |
|
|
|
|
|||
11 |
Законы движения планет Солнечной системы |
|
|
|
|
|||
12 |
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе |
|
|
|
|
|||
13 |
Открытие и применение закона всемирного тяготения. |
|
|
|
|
|||
14 |
Движение искусственных спутников и космических аппаратов в Солнечной системе |
|
|
|
|
|||
Природа тел Солнечной системы (8 часов) |
||||||||
15 |
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение |
|
|
|
|
|||
16 |
Система Земля-Луна |
|
|
|
|
|||
17 |
Две группы планет |
|
|
|
|
|||
18 |
Природа планет земной группы |
|
|
|
|
|||
19 |
Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?» |
|
|
|
|
|||
20 |
Планеты-гиганты, их спутники и кольца |
|
|
|
|
|||
21 |
Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). |
|
|
|
|
|||
22 |
Метеоры, болиды, метеориты |
|
|
|
|
|||
Солнце и звезды (6 часов) |
||||||||
23 |
Солнце, состав и внутреннее строение |
|
|
|
|
|||
24 |
Солнечная активность и ее влияние на Землю |
|
|
|
|
|||
25 |
Физическая природа звезд |
|
|
|
|
|||
26 |
Переменные и нестационарные звезды. |
|
|
|
|
|||
27 |
Эволюция звезд |
|
|
|
|
|||
28 |
Наша Галактика |
|
|
|
|
|||
29 |
Другие звездные системы — галактики |
|
|
|
|
|||
30 |
Космология начала ХХ в. |
|
|
|
|
|||
31 |
Основы современной космологии |
|
|
|
|
|||
32 |
Итоговый зачет по курсу Астрономия.11 класс |
|
|
|
|
|||
Жизнь и разум во Вселенной (2 часа) |
||||||||
33 |
Урок — конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» |
|
|
|
|
|||
34 |
Обобщающее повторение |
|
|
|
|
Согласовано
Протокол заседания ШМО учителей математики,
физики, информатики от «__25____» августа 2017 года №_1_
Руководитель ШМО ______________ Л. П. Третьякова.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_______________________С. В. Кузнецова
«__28___» августа 2017 года