Разработка лабораторных работ по биологии для 11 класса

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Нарын

Разработка учителя биологии Дакаа Б.Б.

2012 г

Лабораторная работа № 1

Тема: Изучение морфологического критерия вида

Цель:

  1. углубить, конкретизировать знания о виде на основе изучения признаков морфологического критерия; сформировать умение составлять характеристику видов с использованием основных критериев;

  2. развивать навыки практической работы, делать выводы;

  3. воспитывать любовь к предмету, компетенции личностного самосовершенствования.

Оборудование: таблица «Критерии вида», гербарии, комнатное растение

Ход работы

  1. Вводная беседа о цели, ходе выполнения лабораторной работы, обязательном формулировании вывода на основе проведенной работы.

  2. Выполнение учащимися лабораторной работы самостоятельно с использованием инструктивной карточки, оказание учителем необходимой помощи учащимся.

  3. Беседа о результатах проведенной работы; формулирование выводов.

I. Закрепление знаний и умений с использованием вопросов:

  1. Перечислите критерии вида. К каким критериям относятся внешние признаки растений или животных, а какие можно узнать, только используя специальные приборы и методы исследования?

  2. Данные каких наук, по вашему мнению, необходимы биологу для того, чтобы правильно определять видовую принадлежность организмов?

  3. Два культурных растения – ячмень и рожь имеют одинаковое число хромосом (14), но не скрещиваются, имеют отличия во внешнем строении; состав семян отличается по химическому составу (из ячменной муки хлеб чаще всего не пекут). Какие критерии вы будете использовать для того, чтобы утверждать о принадлежности растений к одному виду?

  4. Особи черных крыс, внешне не различимые, тем не менее относятся к разным видам. Какой критерий следует использовать для установления их видовой принадлежности?

  5. Почему К.Линнея называют «отцом систематики»? Какое практическое значение имеет эта наука?

  6. Какая форма изменчивости может поставлять материал для эволюции?

II. Домашнее задание: повторить 12.4.1.

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите растения двух видов одного рода.

  2. Сравните внешнее строение листьев, стеблей, соцветий, цветков, плодов и других органов двух растений.

  3. Выявите черты сходства и различия между ними.

  4. Ответьте на вопрос: О чем свидетельствуют сходство и различие разных видов одного рода?

Дата: _____________

Лабораторная работа № 2

Тема: Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора

Цель:

  1. продолжить формирование знаний о сущности приспособленности как соответствия строения, обмена веществ, поведения и других особенностей организмов в среде обитания; углубить и расширить знания о формах естественного отбора;

  2. развивать формирование умений осуществлять наблюдения, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из наблюдений;

  3. воспитывать любовь к предмету, компетенции личностного самосовершенствования.

Оборудование: карточки с изображениями специализированных форм растений и животных; виды защитных окрасок; аналогичные органы защиты растений от травоядных животных, таблицы с изображением растительных и животных организмов, обитателей лесов, полей, степей, водоемов и других мест обитания, гербарии, коллекция семян и плодов гербарии, комнатное растение

Ход работы.

  1. Вводная беседа о приспособленности организмов к среде обитания как одного из результатов эволюции; напоминание механизмов формирования приспособлений организмов, осуществляющихся на основе наследственной изменчивости, в процессе борьбы за существование в результате действия определенной формы естественного отбора.

  2. Ход лабораторной работы.

  3. Заключительная беседа по итогам лабораторной работы по вопросам:

    1. Какому фактору среды соответствует данное приспособление.

    2. Предположите, что предки вида не обладали обнаруженными вами приспособлениями, так как жили в других условиях (например, каких?)

    3. Какими могли быть их среда обитания и приспособления к ней?

    4. Какими могли быть изменения условий среды по сравнению с существовавшими ранее? Какие причины могли вызвать эти изменения?

    5. Как новые условия среды могли отразиться на выживании и размножении особей в популяциях предковых форм?

    6. Какие мутации могли оказаться полезными в измененных условиях? Какой была судьба обладателей этих мутаций?

    7. Каким было бы потомство от скрещивания мутантных форм с типичными? Какой форме отбора оно подвергалось бы и с какими результатами?

    8. Какие изменения нормы реакции мутантного признака происходили из поколения в поколение?

  4. Домашнее задание: повторить 12.4.6.

.

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите выданный вам объект (растительный или животный организм);

  2. Обнаружьте наиболее очевидные приспособления к тем условиям среды, в которых обитает данный организм; опишите эти конкретные приспособления;

  3. Определите относительный характер данных приспособлений;

  4. Докажите, почему приспособления имеют относительный характер.

Дата: _____________

Лабораторная работа № 3

Тема: Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых

Цель:

  1. сформировать умение использовать знания о направлениях эволюции для анализа черт строения растений и животных, насекомых;

  2. сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у организмов;

  3. воспитывать любовь к предмету, компетенции личностного самосовершенствования.

Оборудование: таблицы, иллюстрирующие главные направления прогрессивной эволюции, гербарии основных отделов растений, комнатные растения; таблицы с изображением ароморфозных и адаптивных черт строения растений и насекомых

Ход работы.

  1. Вводная беседа о цели, задачах, особенностях выполнения лабораторной работы.

  2. Проведение учащимися лабораторной работы по инструктивной карточке.

  3. Обсуждение результатов работы, формулирование выводов, оформление результатов работы.

  4. Закрепление знаний и умений выявлять ароморфозные и адаптивные черты строения организмов. Беседа по вопросам и заданиям.

  5. Домашнее задание: повторить 13.1. подобрать примеры проявления ароморфных (адаптивных) черт строения растительных или животных организмов.

.

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите растения: водоросль, мох; лист папоротника, веточку ели, цветкового растения, выявите ароморфозные изменения во внешнем строении (появление новых органов) и во внутреннем (появление новых тканей)

  2. Рассмотрите изображения насекомых. Выберите представителей двух-трех видов и опишите их образ жизни. Определите и запишите в тетради идиоадаптации каждого насекомого (окраска, форма тела, ротовой аппарат и др.) к среде обитания.

Дата: _____________

Лабораторная работа № 4

Тема: Выявление черт приспособленности организмов к воздействию экологических факторов

Цель:

  1. углубить и расширить знания о влияния экологических факторов на жизнедеятельность организмов на основе выявления черт приспособленности к среде обитания;

  2. продолжить формирование умения проводить наблюдения по изучению особенностей строения организмов в связи с особенностями их местообитаний;

  3. воспитывать любовь к природе.

Оборудование: комнатные растения, гербарии разных мест обитания; таблицы с изображением организмов в различных местах обитания.

Ход работы.

  1. Вводная беседа о цели, задачах, ходе результатах лабораторной работы; объяснение содержания инструктивных карточек.

  2. Проведение учащимися лабораторной работы по инструктивной карточке.

  3. Беседа с целью проведения итогов проведенной лабораторной работы по выявлению черт приспособленности организмов к среде обитания, к влиянию определенных экологических факторов.

  4. Закрепление знаний и умений. Беседа по вопросам и заданиям.

  5. Домашнее задание: повторить 17.3.

.

Инструктивная карточка

  1. Определите среду обитания предложенного вам организма для его изучения (растения, животного)

  2. Опишите среду обитания данного организма на основе характеристики тех экологических факторов, которые доминируют в этой среде.

  3. Выявите черты приспособленности данного организма к экологическим факторам во внешнем и внутреннем строении (и поведении).

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!