Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Нарын
Разработка учителя биологии Дакаа Б.Б.
2012 г
Лабораторная работа № 1
Тема: Изучение морфологического критерия вида
Цель:
-
углубить, конкретизировать знания о виде на основе изучения признаков морфологического критерия; сформировать умение составлять характеристику видов с использованием основных критериев;
-
развивать навыки практической работы, делать выводы;
-
воспитывать любовь к предмету, компетенции личностного самосовершенствования.
Оборудование: таблица «Критерии вида», гербарии, комнатное растение
Ход работы
-
Вводная беседа о цели, ходе выполнения лабораторной работы, обязательном формулировании вывода на основе проведенной работы.
-
Выполнение учащимися лабораторной работы самостоятельно с использованием инструктивной карточки, оказание учителем необходимой помощи учащимся.
-
Беседа о результатах проведенной работы; формулирование выводов.
I. Закрепление знаний и умений с использованием вопросов:
-
Перечислите критерии вида. К каким критериям относятся внешние признаки растений или животных, а какие можно узнать, только используя специальные приборы и методы исследования?
-
Данные каких наук, по вашему мнению, необходимы биологу для того, чтобы правильно определять видовую принадлежность организмов?
-
Два культурных растения – ячмень и рожь имеют одинаковое число хромосом (14), но не скрещиваются, имеют отличия во внешнем строении; состав семян отличается по химическому составу (из ячменной муки хлеб чаще всего не пекут). Какие критерии вы будете использовать для того, чтобы утверждать о принадлежности растений к одному виду?
-
Особи черных крыс, внешне не различимые, тем не менее относятся к разным видам. Какой критерий следует использовать для установления их видовой принадлежности?
-
Почему К.Линнея называют «отцом систематики»? Какое практическое значение имеет эта наука?
-
Какая форма изменчивости может поставлять материал для эволюции?
II. Домашнее задание: повторить 12.4.1.
Инструктивная карточка
-
Рассмотрите растения двух видов одного рода.
-
Сравните внешнее строение листьев, стеблей, соцветий, цветков, плодов и других органов двух растений.
-
Выявите черты сходства и различия между ними.
-
Ответьте на вопрос: О чем свидетельствуют сходство и различие разных видов одного рода?
Дата: _____________
Лабораторная работа № 2
Тема: Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора
Цель:
-
продолжить формирование знаний о сущности приспособленности как соответствия строения, обмена веществ, поведения и других особенностей организмов в среде обитания; углубить и расширить знания о формах естественного отбора;
-
развивать формирование умений осуществлять наблюдения, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из наблюдений;
-
воспитывать любовь к предмету, компетенции личностного самосовершенствования.
Оборудование: карточки с изображениями специализированных форм растений и животных; виды защитных окрасок; аналогичные органы защиты растений от травоядных животных, таблицы с изображением растительных и животных организмов, обитателей лесов, полей, степей, водоемов и других мест обитания, гербарии, коллекция семян и плодов гербарии, комнатное растение
Ход работы.
-
Вводная беседа о приспособленности организмов к среде обитания как одного из результатов эволюции; напоминание механизмов формирования приспособлений организмов, осуществляющихся на основе наследственной изменчивости, в процессе борьбы за существование в результате действия определенной формы естественного отбора.
-
Ход лабораторной работы.
-
Заключительная беседа по итогам лабораторной работы по вопросам:
-
Какому фактору среды соответствует данное приспособление.
-
Предположите, что предки вида не обладали обнаруженными вами приспособлениями, так как жили в других условиях (например, каких?)
-
Какими могли быть их среда обитания и приспособления к ней?
-
Какими могли быть изменения условий среды по сравнению с существовавшими ранее? Какие причины могли вызвать эти изменения?
-
Как новые условия среды могли отразиться на выживании и размножении особей в популяциях предковых форм?
-
Какие мутации могли оказаться полезными в измененных условиях? Какой была судьба обладателей этих мутаций?
-
Каким было бы потомство от скрещивания мутантных форм с типичными? Какой форме отбора оно подвергалось бы и с какими результатами?
-
Какие изменения нормы реакции мутантного признака происходили из поколения в поколение?
-
-
Домашнее задание: повторить 12.4.6.
.
Инструктивная карточка
-
Рассмотрите выданный вам объект (растительный или животный организм);
-
Обнаружьте наиболее очевидные приспособления к тем условиям среды, в которых обитает данный организм; опишите эти конкретные приспособления;
-
Определите относительный характер данных приспособлений;
-
Докажите, почему приспособления имеют относительный характер.
Дата: _____________
Лабораторная работа № 3
Тема: Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых
Цель:
-
сформировать умение использовать знания о направлениях эволюции для анализа черт строения растений и животных, насекомых;
-
сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у организмов;
-
воспитывать любовь к предмету, компетенции личностного самосовершенствования.
Оборудование: таблицы, иллюстрирующие главные направления прогрессивной эволюции, гербарии основных отделов растений, комнатные растения; таблицы с изображением ароморфозных и адаптивных черт строения растений и насекомых
Ход работы.
-
Вводная беседа о цели, задачах, особенностях выполнения лабораторной работы.
-
Проведение учащимися лабораторной работы по инструктивной карточке.
-
Обсуждение результатов работы, формулирование выводов, оформление результатов работы.
-
Закрепление знаний и умений выявлять ароморфозные и адаптивные черты строения организмов. Беседа по вопросам и заданиям.
-
Домашнее задание: повторить 13.1. подобрать примеры проявления ароморфных (адаптивных) черт строения растительных или животных организмов.
.
Инструктивная карточка
-
Рассмотрите растения: водоросль, мох; лист папоротника, веточку ели, цветкового растения, выявите ароморфозные изменения во внешнем строении (появление новых органов) и во внутреннем (появление новых тканей)
-
Рассмотрите изображения насекомых. Выберите представителей двух-трех видов и опишите их образ жизни. Определите и запишите в тетради идиоадаптации каждого насекомого (окраска, форма тела, ротовой аппарат и др.) к среде обитания.
Дата: _____________
Лабораторная работа № 4
Тема: Выявление черт приспособленности организмов к воздействию экологических факторов
Цель:
-
углубить и расширить знания о влияния экологических факторов на жизнедеятельность организмов на основе выявления черт приспособленности к среде обитания;
-
продолжить формирование умения проводить наблюдения по изучению особенностей строения организмов в связи с особенностями их местообитаний;
-
воспитывать любовь к природе.
Оборудование: комнатные растения, гербарии разных мест обитания; таблицы с изображением организмов в различных местах обитания.
Ход работы.
-
Вводная беседа о цели, задачах, ходе результатах лабораторной работы; объяснение содержания инструктивных карточек.
-
Проведение учащимися лабораторной работы по инструктивной карточке.
-
Беседа с целью проведения итогов проведенной лабораторной работы по выявлению черт приспособленности организмов к среде обитания, к влиянию определенных экологических факторов.
-
Закрепление знаний и умений. Беседа по вопросам и заданиям.
-
Домашнее задание: повторить 17.3.
.
Инструктивная карточка
-
Определите среду обитания предложенного вам организма для его изучения (растения, животного)
-
Опишите среду обитания данного организма на основе характеристики тех экологических факторов, которые доминируют в этой среде.
-
Выявите черты приспособленности данного организма к экологическим факторам во внешнем и внутреннем строении (и поведении).