Конспект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мои первые весенние цветы».
Цель: организовать образовательную деятельность детей, направленную на развитие познавательного интереса детей к природе в процессе обобщения знаний о первоцветах.
Задачи:
Образовательные: обобщить элементарные представления о первых весенних цветах .
Развивающие: развивать связную речь, внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления.
Воспитательные: прививать любовь к природе, бережное отношение к первоцветам, желание выполнять правила поведения в природе.
Материалы и оборудование: шапочки цветов, конверт с изображением грустного цветочка, знаки «Не рви цветы», «Не топчи цветы», иллюстрации первоцветов.
Предварительная работа: беседы о весне и первоцветах; заучивание стихотворений; отгадывание загадок, рассматривание иллюстраци.
Ход занятия
Педагог: Ребята, наше занятие мы начнем с загадки
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет
— Что за волшебница приходит к нам? (весна)
— В игре «Скажи наоборот» мы повторим признаки весны.
Зимой снег чистый, а весной он …? (грязный)
Зимой дни холодные, а весной дни…? (теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной…? (яркое)
Погода пасмурная – погода какая? (солнечная)
Весна ранняя – весна…? (поздняя)
Весна нежданная – весна …? (долгожданная)
Ручей мелкий – ручей …? (глубокий)
А еще в лесу, как только растает снег и сбежит звонкими ручьями, появляются первые цветы.
— Как одним словом называются растения, цветущие весной? (первоцветы)
Первоцветы – это удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик доходит до самой земли.
Как прекрасны первоцветы,
Как они милы, просты.
В них так много солнца, света
И неброской красоты.
Физминутка «Цветы»
Раз – два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево — вправо над головой)
Влево качнулись — низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
— Много в лесу первоцветов и все они прекрасны! Сейчас ребята расскажут о некоторых из них.
Выступление детей (шапочки мать – и мачехи, медуницы, одуванчика).
Мать – и — мачеха
Ранней солнечной порой
На проталинке весной
Украшают бугорки
Мать – и мачехи цветки.
В ярких желтеньких платочках
И зелененьких носочках.
Беседа о растении:
Мать –и –мачеха самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так диво! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха.
Медуница.
Приподняв сухой листочек,
В первых числах мая
Появляется цветочек,
Солнышку кивая.
То сиреневым, то синим
Подмигнет он огоньком –
Это пчелок приглашает
Медуница за медком.
Беседа о растении: Когда распускается медуница, цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядающие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.
Одуванчик.
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
Беседа о растении: Одуванчик – солнечный цветок. Когда ярко светит солнце, он распускается. С наступлением вечера или в пасмурную погоду одуванчик закрывается
Игра «1,2,5» — изменение существительных по числам и падежам (активизация словаря).
Один цветок, два цветка, пять цветков.
Сюрпризный момент.
— Ребята, нам сегодня принесли письмо (открываем, а там картинка грустного цветка).
— Как вы думаете, почему цветок грустит?
— Хотите узнать, что в письме?
«Ребята, началась весна и в лесу расцвели первоцветы. Но люди рвут первые цветы и топчут, а нам цветам от этого очень грустно. И подпись: первоцветы».
— Поможем первоцветам?
— Как мы можем помочь первоцветам? Что для этого нужно делать? (Не рвать цветы, не топтать цветы).
— Первоцветы занесены в Красную книгу. В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат как наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
— Когда мы выезжаем на природу, то очень важно правильно себя вести с растениями, с цветами. Ими можно любоваться, но, ни в коем случае, нельзя топтать, срывать. Отдыхая на природе, мы должны помнить, что своим поведением мы можем нанести окружающей среде огромный урон. Пусть красивые цветы остаются в природе. Букеты можно составлять из тех цветов, которые вырастил человек.
Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Мы можем над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Релаксация:
— Как называются цветы, о которых мы сегодня говорили? (Первоцветы)
— Самые главные правила поведения в природе? (Не рвать, не топтать).