Коммунальное государственное казенное предприятие
«Колледж транспорта» управления образования
Восточно-Казахстанского областного акимата
План занятия № 10
Дата проведения: 13.12.2017г.
Время проведения: 12:20
Преподаватель: Жилкайдарова Г.Б.
Группа: 31 ДМ
Предмет: Экономика производства
Тема занятия: Предприятие в системе рыночной экономики
Тип занятия: комбинированный
Технология: информационно-коммуникационные технологии, элементы игровой технологии, технология Clil.
Цели занятия:
Учебная — Рассмотреть понятие предприятия их виды и организационно-правовые формы предприятий.
Развивающая — Способствовать развитию внимания и быстроты мышления.
Воспитательная — Содействовать воспитанию ответственности, самостоятельности, аккуратности в работе
-
Оснащение: мультимедийная презентация, комплект карточек для проведения деловой игры “Экономическое домино”, задание по этапам, сводная ведомость по оценке работы студентов на уроке, жетоны.
Межпредметные связи: Основы экономики, тема урока №7 «Бизнес, социально-экономическая сущность и организация», Основы предпринимательской деятельности, тема урока №2 Общая характеристика организационно — правовых форм
Структура урока:
Элементы структуры занятия
Время
1Организационный момент 2 мин
2Презентация: постановка целей и задач урока 2 мин
3 Опрос домашнего задания 35 мин
4 Изложение нового материала 37 мин
5 Закрепление нового материала 10 мин
6 Домашнее задание 1 мин
7 Подведение итогов урока 3 мин
Ход урока:
1.Оргмомент. Приветствие студентов. Проверка присутствующих, внешнего вида, заполнение журнала.
2.Презентация: постановка целей и задач урока.
Объявление темы урока. Сегодня мы познакомимся с понятием предприятие и его видами, но до этого проведем опрос домашней работы в нетрадиционной форме. Опрос пройдет в 4 этапах:
1 этап: Глоссарий
2 этап: Оратор
3 этап: Кроссворд
4 этап: Экономическое домино
Как вы видите группа уже поделена на 4 команды. Чтобы заработать хорошие оценки командам нужно проявлять активность и набирать жетоны. В конце урока буду оценивать не только по баллу команды, но и индивидуально. То есть буду смотреть на активность каждого студента.
3.Опрос по предыдущей теме:
1 этап: Глоссарий. Здесь Вам дается определение термина, вы должны назвать термин на 3 языках. За полный ответ я даю 3 жетона. У каждой команды есть возможность ответить 2 раза.
Вопрос
Ответ
Количество товаров или услуг, которые хотели бы выпустить и продать фирмы по определенной цене в течение определенного периода времени.
Объем предложения (ұсыныс көлемі, quantity supplied) —
Готовность производителей продать определенное количество этого товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.
Предложение (Ұсыныс, Supply)-
Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц
Налоги (салық, tax)-
Это желание и возможность потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Спрос (сұраныс, demand )
Это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товаров и услуг.
Цена спроса (сұраныс бағасы, price demand)
Оособый рынок, где товаром является рабочая сила, покупателями – фирмы, продавцами – носители рабочей силы.
Рынок труда (еңбек нарығы, market labour)
Это организация, исключительным предметом деятельности которой является обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определения их рыночных цен и распространение информации о них.
Фондовая биржа (қор биржасы, stock exchange )
Это форма движения ссудного капитала, то есть денежного капитала, предоставляемого в cсуду.
Кредит (несие, credit)
-
Этап: “ Оратор”.
Студенты делятся на 4 группы. В ходе подготовки определяется докладчик от команды.
Цель “оратора ” донести до студентов группы в доступной форме предложенный материал. Кто лучше всех выступит, тот и побеждает. В ходе игры каждый студент оценивает “оратора ” по предложенным критериям. Оценка качеств “оратора ” производится по следующей шкале:
5 баллов – отлично выражен критерий;
4 балла – хорошо выражен критерий;
3 балла – удовлетворительно выражен критерий;
2 балла – плохо выражен критерий;
1 балл – очень плохо выражен критерий.
Выигрывает “оратор ”, набравший большее количество баллов.
Доклад 1 группы: Фондовый рынок и его структура.
Фондовая биржа. (5 мин)
-структура фондового рынка;
-понятие “первичный фондовый рынок” и “вторичный фондовый рынок”, “эмитент”.
Доклад 2 группы: Деньги и денежное обращение. (5 мин.)
— понятие “денег ”;
— классификация денежных средств.
Доклад 3 группы: Кредитная система и банки. (5 мин.)
— понятие “ кредит”;
— виды кредитов и банковская система
Доклад 4 группы: Сущность налогов и налоговой системы. (5 мин.)
— понятие “налога” и их характерные черты;
-классификация налогов.
Оценка доклада студентов — “оратор ”
Оратор ”
Критерии оценки
1
2
3
4
Полнота изложения материала
Использование наглядности при изложении материала
Громкая и четкая речь
Доступность изложения
Итого
3 этап: Конкурс кроссворд.
Чья команда быстрее разгадает кроссворд? Кто первый и правильно разгадает, той команде 4 жетона.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в….(банке)
3. Очень вкусная витрина
У овощного … (магазина)
6. В банке для всех вас висит прокламация:
«Деньги в кубышках съедает…» (инфляция)
8. Журчат ручьи, промокли ноги-
Весной пора платить …(налоги)
10. Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы….(ссуду)
11. Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта, нету без … (рекламы)
14. Чтобы партнёров не мучили споры
Пишут юристы для них …. (договоры)
ПО ВЕРТИКАЛИ:
2. Приносить доходы стал
В банке папин …. (капитал)
4.Стал владельцем, братцы, я
Вот завода …. (акция)
5. В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт…(бизнесмен)
7. На товаре быть должна
Обязательно…(цена)
9. Коль трудиля круглый год,
Будет кругленьким …(доход)
12. На рубль — копейки, на доллары — центы,
Бегут — набегают в банке …(проценты)
13. Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
15. Чуть оплошает- так в тот же момент
Весь рынок захватит твой….(конкурент)
16. Чтобы дом купить я смог
Взял кредит, внеся… (залог)
4 этап: “ Экономическое домино”.
Командам выдаются карточки двух видов: первый вид карточек – термины, а второй вид – понятия. Задача каждой команды соединить за 3 минуты термины с понятием. За каждый правильный ответ по 1 жетону.
Эталон ответа по деловой игре “Экономическое домино”.
Чисmое общесmвенное благо — благо, в котором оба свойства общественных благ выражены в полном объеме.
Смешанное общесmвенное благо — благо, в котором свойства общественных благ выражены не в полном объеме.
Депозитный сертификат — это документ, удостоверяющий взнос денежных средств в кредитное учреждение для получения определенного дохода.
Государственное регулирование экономики – это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политики государства,
Первичный рынок ценных бумаг — это рынок, на котором реализуются вновь выпущенные акции и прочие ценные бумаги.
Вторичный рынок ценных бумаг — это рынок, на котором происходит переход из рук в руки ценных бумаг, которые были выпущены ранее.
Фондовая биржа — это организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг.
4.Изложение нового материала.
План урока
1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности
2. Правовые основы функционирования предприятия
-
Предприятием является самостоятельный субъект с правами юридического лица, осуществляющий хозяйственно — коммерческую деятельность.
Бизнес по формам собственности и размеру может быть малый, средний и крупный.
Гражданским кодексом Республики Казахстан предусмотрены только три организационно-правовые формы для юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли: государственное предприятие; производственный кооператив; хозяйственные товарищества.
Государственные предприятия – это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником, этим они отличаются от иных коммерческих организаций. Уставный фонд предприятия – минимальный размер имущества предприятия, гарантирующий интересы его кредиторов, который может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Производственный кооператив – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.
-
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица – это дееспособный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, самостоятельно, на свой риск и под свою имущественную ответственность осуществляющий деятельность, направленную на получение прибыли.
Юридические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Они могут иметь следующие организационно-правовые формы.
Хозяйственные товарищества:
— полное товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом;
— товарищество на вере или коммандитное товарищество – это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности;
— товарищество с ограниченной ответственностью – это учрежденное одним или несколькими лицами товарищество, уставный капитал которого разделен на доли определенных размеров; участники товарищества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью ТОО, в пределах стоимости своих вкладов;
— товарищество с дополнительной ответственностью – это учрежденное одним или несколькими лицами товарищество, уставный капитал которого разделен на доли определенных размеров. Участники ТДО несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости вкладов, определяемом учредительными документами.
Акционерное общество – это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Франчайзинг — это форма продолжительною делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара или услуги независимым от нее предприятиям (франчайзи).
По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.
5. Закрепление пройденного материала.
Синквейн
В-1:предприятие.
В-2: предприниматель.
-
Существительное
-
Прилагательное прилагательное
-
Глагол глагол глагол
-
Фраза из четырёх слов
-
Слово-ассоциация
Каждая команда составляет синквейн. Самым лучшим ответам по 2 жетона. Остальным по 1 жетону.
6. Домашнее задание: Подготовиться к опросу по конспекту, И.С. Туревский
«Экономика отрасли (автомобильный транспорт)» 43-61 стр.
7. Подведение итогов урока.
Проанализировать работу студентов. Выделить активных студентов. Объявить оценки за урок. Поблагодарить студентов за работу в аудитории.
Преподаватель: Жилкайдарова Г.Б.