ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ МУЛЬТИМЕДИА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО
Васина Н.И., директор ГАПОУ КО «ККЭТ»
Аннотация В статье рассматривается понятие технологий мультимедиа, их преимущества и использование в процессе обучения.
Ключевые слова: метод проектов, технологии мультимедиа.
Появление технологий мультимедиа способствовало прогрессу во многих сферах деятельности человека. Самое распространенное применение данные технологии получили в сфере образования. Так, возможности технологий мультимедиа используются при создании интерактивных электронных учебников, пособий, учебных видеофильмов и других учебных материалов.
Под технологиями мультимедиа следует понимать совокупность технологий (приемов, методов, способов), позволяющих с использованием технических и программных средств мультимедиа продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать информацию, представленную в различных форматах (текст, звук, графика, видео, анимация) с использованием интерактивного программного обеспечения [4; 5].
Достоинства и возможности технологий мультимедиа:
выбор линии развития сюжета пользователем, широкий выбор представления информации, хранение информации на одном носителе;
аудио-сопровождение визуальной информации, возможность анимационных эффектов, изображение информации в свете, использование технологий гипертекста, интерактивный диалог студента с программой, включение тестовых и игровых компонентов,
свободная навигация, автоматический просмотр готового продукта.
Использование образовательных технологий мультимедиа можно разделить на три группы [1].
Первая группа представляет собой отбор готовых программ, которые могут быть использованы в процессе обучения математике.
Так, например, при изучении задач линейного программирования преподаватель может использовать MS Excel. В библиотеку программного обеспечения электронных таблиц Excel входит программа «Поиск решения», которая позволяет находить в автоматическом режиме значения переменных величин при решении задачи. На практических занятиях, как правило, предлагаются экономические задачи с небольшим количеством переменных для удобства вычислений. Использование MS Excel позволяет быстро находить решение задач с большим количеством переменных.
Вторая группа — представляет собой конкретную разработку мультимедийного продукта преподавателем.
Здесь может быть разработан курс лекций в виде наглядных и функциональных презентаций, интерактивный электронный учебник, тесты и т. п.
Систему тестовых заданий можно сформировать с помощью готовых программных средств, например, MS Excel. Для конструирования тестов можно использовать тестовые оболочки, не требующие знаний в программировании, позволяющие быстро разработать систему тестовых заданий. Наиболее распространены следующие тестовые оболочки: MyTest, КТС NET, HyperTest и др.
Наиболее простым средством для разработки лекций в формате презентаций является среда Microsoft PowerPoint. Более интересные по организации интерактивные учебные пособия позволяет создавать среда Macromedia Authorware. Для создания электронных документов и web-страниц удобно использовать среду Macromedia Dreamweaver.
Многие обучающие мультимедийные продукты преподаватель может создавать самостоятельно с помощью универсальных языков программирования таких как, Delphi; Javascript.
Третья группа — представляет собой разработку мультимедийных проектов самими обучаемыми.
В данной группе хорошо реализуется метод проектов. Под проектом следует понимать ограниченную во времени деятельность, представленную в виде мероприятий, направленных на решение конкретной проблемы и достижение определенной цели [6].
Для студента проект представляет собою возможность:
самостоятельной индивидуальной работы или работы в группе;
решить интересную проблему, сформулированную самим студентом;
публично показать достигнутый результат и т.п.
Данный метод дает студентам возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения поставленной проблемы.
Опишем процесс применения метода проектов на занятиях математики более подробно.
Если применять данный метод на первых занятиях математики, то преподаватель может предложить участие в проекте не только как способ освоения материала, но и как метод развития коммуникаций в группе [2].
Используются следующие типы проектов: учебные, исследовательские, творческие, информационные, прикладные.
Для реализации метода проектов преподавателю необходимо поделить группу на несколько команд с учетом индивидуальных особенностей студентов, используя дифференцированный подход, с помощью которого можно формировать команды студентов со схожим уровнем подготовки [3].
Преподаватель предлагает студентам для проекта общую тему и затем распределяются роли участников команды по заданной теме. Каждая команда оформляет результаты в виде презентации. Лекционное занятие можно провести в форме защиты каждой командой своего проекта или в форме конференции.
Требования, которые необходимо соблюдать при создании проектов:
актуальность темы проекта;
наличие практической части, оформление итогов проделанной работы в виде презентации.
Проект должен быть структуирован и иметь план.
Опыт применения технологий мультимедиа на занятиях показывает высокую эффективность и результативность, многогранность организации самостоятельной деятельности студентов.
Список литературы
Киселев Г. М., Бочкова Р. В. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник. — М.: Дашков и К°, 2014. — 304 с.
Кныш А. А. К вопросу о применении «интегрирующей» педагогической технологии в процессе обучения высшей математике в современных условиях: постановка проблемы
// Новация. — 2018. — № 12. — С. 53−54.
Кныш А. А., Кныш Е. В. Организация работы студентов на основе уровневой дифференциации // Успехи современного естествознания. — 2007. — № 10. — C. 63−64.
Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие. — Оренбург: ОГУ, 2012. — 291 с.
Красильникова В. А. Концепция компьютерной технологии обучения. — Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. — 54 с.
Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. — 2-е изд., стер. — М.: Флинта, 2014. — 144 с.