ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль
теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы
предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?
Многие путают термины «методы» и «приемы», употребляя их как
синонимы. Между тем, метод — это способ совместной деятельности
учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода, разовое
действие, шаг реализации метода.
Форма урока — это формат, в котором построен весь урок. В структуре
ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения
выбираются свободно.
Типы уроков по ФГОС
Тип «урок усвоения новых знаний».
Тип «урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление)».
Тип «урок актуализации знания и умений (урок-повторение).
Тип «урок обобщения и систематизации».
Тип «урок контрольного учета и оценки ЗУН».
Тип «урок коррекции ЗУН».
Тип «комбинированный урок» — может сочетать в себе несколько типов
уроков, соответственно — и форм проведения.
Классификация форм уроков
Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение,
урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.
Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция,
семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама,
телемост, диспут.
Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие,
ученый совет, суд.
Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые
игры.
Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
Интегрированные уроки.
Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по
ФГОС. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от
поставленных целей для конкретного урока.
Классификация методов
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие
методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя
используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый
распространенный прием пассивных методов — лекция.
Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные
участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель =
ученик.
Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых
ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом.
Вектор: учитель = ученик = ученик.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных
методов, как более действенных и эффективных.
Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально
приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию,
предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных
решений.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной
ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод
объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы
обучения по ФГОС.
Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной
ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через
анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Метод развития критического мышления через чтение и
письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического
(самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике
предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов
вызова, осмысления и размышления.
Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в
форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом
обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача
учеников — организовать исследовательскую работу по изучению
проблемы.
Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в
дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется
темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их
выбором.
Выбор метода зависит от многих условий:
цели обучения;
уровня подготовленности учащихся;
возраста учащихся;
времени, отведенного на изучение материала;
оснащенности школы;
теоретической и практической подготовленности учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые
помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.