Типы уроков, проводимых в соответствии с системно-деятельностным подходом, их структура

ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль

теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы

предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?

Многие путают термины «методы» и «приемы», употребляя их как

синонимы. Между тем, метод — это способ совместной деятельности

учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода, разовое

действие, шаг реализации метода.

Форма урока — это формат, в котором построен весь урок. В структуре

ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения

выбираются свободно.

Типы уроков по ФГОС

 Тип «урок усвоения новых знаний».

 Тип «урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление)».

 Тип «урок актуализации знания и умений (урок-повторение).

 Тип «урок обобщения и систематизации».

 Тип «урок контрольного учета и оценки ЗУН».

 Тип «урок коррекции ЗУН».

 Тип «комбинированный урок» — может сочетать в себе несколько типов

уроков, соответственно — и форм проведения.

Классификация форм уроков

 Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.

 Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение,

урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.

 Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция,

семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама,

телемост, диспут.

 Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие,

ученый совет, суд.

 Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые

игры.

 Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.

 Интегрированные уроки.

Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по

ФГОС. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от

поставленных целей для конкретного урока.

Классификация методов

В методике приводится следующая классификация методов обучения:

 Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие

методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя

используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый

распространенный прием пассивных методов — лекция.

 Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные

участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель =

ученик.

 Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых

ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом.

Вектор: учитель = ученик = ученик.

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных

методов, как более действенных и эффективных.

 Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально

приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию,

предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных

решений.

 Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной

ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод

объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы

обучения по ФГОС.

 Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной

ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через

анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

 Метод развития критического мышления через чтение и

письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического

(самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике

предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов

вызова, осмысления и размышления.

 Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в

форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

 Исследовательский метод перекликается с проблемным методом

обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача

учеников — организовать исследовательскую работу по изучению

проблемы.

 Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в

дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется

темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их

выбором.

Выбор метода зависит от многих условий:

 цели обучения;

 уровня подготовленности учащихся;

 возраста учащихся;

 времени, отведенного на изучение материала;

 оснащенности школы;

 теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые

помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!