Тема урока: Специфика изображений в полиграфии.
Тип урока: Интегрированный урок получения новых знаний.
Форма: групповая
Цель: Познакомить учащихся со спецификой книжной графики
Задачи:
-
Познакомить учащихся с работами выдающихся художников-графиков
-
Развивать умение находить и обрабатывать необходимую информацию.
-
Развивать интерес к предмету.
-
Развивать творческое воображение.
-
Воспитывать умение работать сообща, взаимопонимание, чувство локтя, ответственность.
Оборудование и материалы: ПК, слайд-презентация, книги различных типов изданий, индивидуальные таблицы для заполнения, таблица книжных форматов.
Структура урока
1. Организационный момент 2 мин.
2. Введение в тему урока и постановка задачи 5 мин.
3. Самостоятельная работа по группам 15 мин.
4. Проверка выполнения задания. 5 мин
5. Динамическая пауза 1 мин
6. Презентация о художниках-графиках 5 мин.
7. Чтение отрывка из повести Пушкина «Метель» 5 мин.
8. Актуализация знаний 5 мин.
9. Домашнее задание 2 мин.
Ход урока
1. Здравствуйте, ребята. Проверим вашу готовность к уроку: тетради, ручки, дневники. Вы разделены по группам, для успешной работы я назначу главных группы: ….
2. Скажите, пожалуйста, кто из вас сейчас читает какую-либо художественную литературу?
Если в тексте встречаются иллюстрации, вы останавливаетесь и рассматриваете их или они вам мешают?
Всегда ли возникший в вашем воображении образ героя или происходящего события созвучен с иллюстрацией в книге?
И так, тема нашего урока специфика изображений в полиграфии. Запишите тему в тетради.
Слайд 1
Кто может ответить, что означает слово «полиграфия»?
Слайд 2 Полиграфия (от греч. πολὺ- — «много» и γραφειν — «писать») — это отрасль промышленности, занимающаяся размножением печатной продукции. Назовите, какой? (книжно-журнальной, деловой, газетной, этикеточной, упаковочной и сувенирной продукции). Запишите определение.
Нас с вами сегодня интересует особенности книжной графики.
Книга – синтетическое произведение, над ней работают люди разных творческих профессий. Назовите их. (писатели, редакторы, дизайнеры, художники).
Слайд 3. Основные задачи книжной графики: оформление и иллюстрирование книги.
Оформление книги — ее декоративный наряд, украшение, рисованные шрифтовые элементы, обложка, титульный лист, и пр.
Иллюстрирование книги — образное раскрытие литературного текста при помощи рисунков.
В зависимости от цели, которую преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на: научно-познавательные и художественно-образные.
Слайд 4 В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях.
Существуют различные виды литературы и различные типы книг: детская книга, художественная книга, учебник, книга по искусству, энциклопедия и т.д. В зависимости от их назначения, от того, к какому кругу читателей обращена книга, и какие цели она преследует, будет зависеть ее тираж, формат, характер оформления и иллюстрирования.
Сейчас вам самостоятельно предстоит с помощью опорной таблицы выяснить, в чём же специфика оформления книг предназначенных для разного круга читателей. Познакомьтесь с графами таблицы. Всё ли вам в ней понятно? Вам в помощь небольшая информация о стандартах формата книги, то есть ее размера. И ещё, обратите внимание, что на титульных листах, сзади и впереди, обычно печатают тираж книги и если это детская литература – возраст читателей. Приступайте к выполнению задания.
3. Самостоятельная работа по группам, по 5 минут на каждый тип книг.
4. Проверка выполнения задания.
5. Сейчас встаньте, пожалуйста, мы немного разомнёмся.
Исходное положение стоя — потянулись вверх, опустились, ещё раз.
Исходное положение стоя — завели одну руку за голову, другую за лопатки «замочек» — попилить несколько раз меняя положение рук.
Садитесь. Продолжаем работу.
6. История книги теснейшим образом связана с историей изобразительного искусства и графики, в частности художникам принадлежала видная роль в создании рукописных книг.Слайд 5 Они были творцами и шрифта, и украшений, и рисунков.
Создание иллюстраций к художественному произведению — дело сложное и деликатное. Художнику иллюстратору недостаточно владеть материалом, техникой и художественными приемами, недостаточно знать эпоху и ее материальную культуру, необходима особая интуиция, умение почувствовать подтекст произведения в духовном единении с автором. Только в этом случае возникает феномен слияния изобразительного и литературного образа.
Замечательный иллюстратор Н. Кузьмин пишет о том, что художник, вложивший свой труд и вдохновение в создание книги, всегда мечтает о том, что его рисунки станут для этой книги «вечными спутниками». Слайд 6 Для многих поколений читателей романа М. Сервантеса «Дон Кихот» неотделимы от иллюстраций французского графика Г. Доре.
Слайд 7 Выдающийся иллюстратор, мастер гравюры В.Фаворский создал много серий к классическим и современным произведениям литературы. И ни одна из них по своей пластике не повторяет другую.
«Его иллюстрации не графический подстрочник текста. Это сотворчество… Он умел читать!», сказал о Фаворском художник и искусствовед Д. Бисти.
Слайд 8
Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России наряду с В. Фаворским были Э. Лисицкий, В. Лебедев, А. Пахомов, Е. Чарушин, И. Билибин и др.
Скажите, пожалуйста, только ли иллюстрацией можно усилить впечатление при прочтении литературного произведения? Какие ещё искусства помогают нашему восприятию?
Слайд 9
Примером в данном случае могут служить симфонические гравюры «Дон Кихот» Кара Караева к одноимённому роману Сервантеса и «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» Г. Свиридова.
7. Чтение под музыку. Слайд 10
8. Мы с вами сегодня говорили о специфике изображений в полиграфии. Скажите, пожалуйста, что нужно художнику, который собирается иллюстрировать роман, рассказывающий о событиях Древней Руси или 17- 18 веков?
Сейчас много спорят, что лучше: прочесть хорошую книгу или посмотреть фильм, созданный на её основе. Каково ваше мнение?
Как вы думаете, какие психические процессы работают при просмотре фильма, а какие при чтении книги?
Что полезнее для вашего развития?
9. Наш урок закончен. Запишите домашнее задание. Слайд 11
Разработать идею и выполнить виртуальный макет сборника стихов, или любимого художественного произведения, или детской сказки.