Экономическое развитие России при Екатерине ii

Попробуйте сформулировать тему нашего урока с помощью подсказок

1 Развитие сельского хозяйства

2 Развитие промышленности

  1. -1796 г

3 Развитие торговли, транспорта, денежной системы

1762 -1796 г

Экономическое развитие

России при Екатерине II

ПЛАН УРОКА

  1. Развитие сельского хозяйства

  1. Развитие промышленности

  1. Развитие торговли, транспорта, денежной системы

Тип урока – комбинированный.

Цель урока – На примерах доказать обучающимся, что в России начинается процесс разложения феодально-крепостнической системы.

Задачи урока – определить тенденцию экономического роста российской экономики во второй половине XVIII века; выявить положительные и отрицательные стороны в развитии сельского хозяйства, промышленности , торговли в условиях начала разложения феодально- крепостнической системы; развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умения выбирать главное, анализировать, обобщать, делать выводы.

Формы, приемы, методы – фронтальная работа; работа в группе; составление таблицы.

Предполагаемый результат Знать: о проявлениях разложения феодально – крепостнической системы; о причинах создания и деятельности Вольного экономического общества; о новых методах ведения сельского хозяйства; Об особенностях мануфактурной промышленности; об изменениях в правилах и объемах торговли; общих итогах развития экономики страны в XVIII веке.

Уметь: проводить поиск необходимой информации в источниках; определять характерные, существенные и второстепенные черты событий и явлений, определяя в них общее и различие; выявлять причинно-следственные связи в исторических событиях и явлениях; проводить оценку исторических событий, изложенных в исторической литературе; определять и объяснять свое отношение и оценивать значимые события и деятельность исторических личностей.

Компетенции, УУД — учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные, регулятивные.

Педагогические технологии – метод проблемного обучения, технология сотрудничества.

Оборудование и материалы – учебник, мультимедийный проектор, карта «Россия во второй половине XVIII в».

Основные понятия – товарное хозяйство, всероссийский рынок, специализация, мануфактура, крестьяне – отходники, оброк, барщина, месячина.

Даты – 1765 г. – учреждено Вольное экономическое общество

1775 г. – принятие Манифеста о разрешении всем подданным заниматься предпринимательством.

ВОПРОСЫ КЛАССУ

1 Какие проблемы оставались в экономическом развитии России после реформ Петра I?

Ответ

Хозяйства, основанные на труде крепостных крестьян, являлись основой экономической системы

2 Что такое феодально- крепостническая система?

Ответ

Система в которой крестьяне являются собственностью помещика.

3 Какие факты говорят о том, что феодально- крепостническая система не эффективна?

Ответ

Использование наемных рабочих на мануфактурах. Крестьяне – отходники.

РАБОТА В ГРУППАХ

Группа 1

1 Проанализировать развитие сельского хозяйства (успехи и трудности) во второй половине XVIII в.

2 Сделать вывод о способе развития сельского хозяйства в России (экстенсивное, интенсивное)

успехи

трудности

Вывод___________________________________________

Группа 2

1 Проанализировать развитие промышленности (успехи и трудности) во второй половине XVIII в.

2 Сделать вывод о развитии промышленности в России

успехи

трудности

Вывод________________________________

Группа 3

1 Проанализировать развитие торговли (успехи и трудности) во второй половине XVIII в.

2 Сделать вывод о развитии торговли в России

успехи

трудности

Вывод_________________________

Ответы

Группа 1

успехи

трудности

Освоение новых присоединенных земель,

Введение многопольного севооборота

Выращивание морозостойких культур

Личная зависимость крестьян Отсутствие новых форм труда

Сохранение барщины и оброка

Вывод: сельское хозяйство развивалось экстенсивно, то есть за счет освоения вновь присоединенных земель.

Группа 2

успехи

трудности

Свобода предпринимательства

Рост числа купеческих и крестьянских мануфактур, на которых трудились вольнонаемные рабочие

Преобладание вот-чинных мануфактур, на которых трудились крепостные крестьяне

Крепостное право тормозило развитие промышленности (нет свободных рабочих рук)

Вывод: сочетание на мануфактурах новых, буржуазных отношений при крепостной системе.

Группа 3

успехи

трудности

Формировался всерос-сийский рынок

Увеличение ярмарок

Отмена внутренних торговых пошлин

Экспорт зерна, сырья металла

Вывод: успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства способствовали развитию внутренней и внешней торговли.

ИТОГИ УРОКА ДЛЯ МЕНЯ

Сегодня я на уроке…….

Самым полезным для меня на уроке было …….

Я встретился с трудностью при ……..

Уменя хорошо получилось..

ДОМ. ЗАДАНИЕ

§19, СЛОВА СТР.20 (УЧИТЬ)

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!