Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права
Составил: учитель Истории Хусенов.Р.И.
План урока
- Развитие сельского хозяйства
- Развитие промышленности в первые годы после отмены крепостного права.
- Финансовая политика и железнодорожное строительство.
- Промышленный подъём.
Развитие сельского хозяйства
- Почему, несмотря на то что по реформе 1861 г. помещикам полагались значительные денежные выплаты, они так и не перестроили свои хозяйства на капиталистический лад?
В.Маковский.
Отдых во
время сбора
урожая.
- Какую роль в пореформенном сельском хозяйстве играла аренда земли? Почему в тогдашних российских условиях ее нельзя рассматривать как меру капиталистического переустройства сельского хозяйства?
Крестьянский дом.
(фото 19 века.)
- Нежелание помещиков перестраивать свои хозяйства на новый лад.
- Недостаток средств для перестройки.
- Распространение отработочной системы.
- Временнообязанные положение крестьян.
- Нерегулируемость арендных отношений между помещиками и крестьянами.
- Существование крестьянской общины.
- Ущемление крестьян в гражданских правах.
Развитие промышленности
- Какие категории людей трудились на промышленных предприятиях до отмены крепостного права?
- Почему крепостное право тормозило развитие промышленности?
- Как вы думаете, какова была реакция подневольных рабочих на объявление свободы?
Завод
братьев
Мамон т овых
Задание 1 группы
- Из воспоминаний князя В. Мещерского
- [Министерство путей сообщения] представляло главный пункт, где тогда сосредотачивалась вся вакханалия железнодорожной горячки во всем ее разгаре. Тогда уже произносились имена железнодорожных монтекристо — вчера нищих, а сегодня миллионеров. Никто не мог понять, почему такие люди, как Мекк, Дервиз, Губонин, Башмаков и проч., которые не имели, во-первых, ни гроша денег, а во-вторых, никаких инженерных познаний, брались за концессии как ни в чем не бывало и в два-три года делались миллионерами.
- 1. О каком периоде в развитии российской экономики идет речь в документах? 2. Что такое концессия?
Задание 2 группы
- Из дневника известного публициста А. Суворина
- О концессиях вздыхали как о манне небесной. Спит, спит в своей дыре какой-нибудь предприниматель, жаждущий не столько признательности своих граждан, сколько капиталов, и вдруг проснется со счастливой мыслью: «Ба!— восклицает он, ударяя себя по лбу, за покрышкой которого никогда ни одной идеи не таилось,— чего же я думаю? Дорога из Болванска в Дурновку имеет государственное значение. Тут — промышленность, и стратегия, и… черт знает еще что!»
- 1. Какова была роль государства в возникновении «железнодорожной горячки»? 2. Каковы последствия бурного железнодорожного строительства?
Финансовая политика и железнодорожное строительство.
Банкноты
конца XIX века.
Строительство
железной
дороги.
Промышленный подъём.
Домашнее задание
- § 24, вопросы к параграфу. Стр.166-175
На транссибирской Ж елезной дороге.
В доме рабочего.