Рабочая программа по химии для 8 класса

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Рассмотрена и согласована УТВЕРЖДАЮ:

методическим объединением Директор МБОУ «СОШ №4»

Протокол №1 _____________Т.Н. Бирюкова

от 27.08. 2014 г. Приказ №

от 28.08. 2014 г.

Принята на педагогическом совете

Протокол №1

от 28.08. 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

для 8 класса

Учитель Комиссарова Т.А.

Квалификационная категория высшая

Ефремов

2014

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по химии для 8 класса МБОУ СОШ № 4

г. Ефремова составлена в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования по химии 2004г, федерального компонента государственного стандарта 2004 г, программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений основная школа автора О.С. Габриеляна //Программа курса химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений основная школа – 4-е изд. стереотип. М.: Дрофа, 2007. — 78с.

Рабочей программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»

О.С.Габриелян — рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2011г. Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)

В программу внесены следующие изменения:

1. Увеличено число часов на изучение тем:

— «Введение» 9 часов вместо 4 часов за счет включения 2-х практических работ и увеличении времени на рассмотрения вопроса « Химические формулы. Индексы и коэффициенты», включения темы «Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление химических уравнений» и сокращение этого материала в теме №4 «Изменения, происходящие с веществами».

— Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 20 часов вместо 18 часов за счет включения 4- х практических работ; внесена тема «Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонентов смеси». Это стало возможным за счет того, что часть материала « химические свойства неорганических веществ», рассматриваются в теме № 3 « Соединения химических элементов».

Практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2005г. издания)

2. Уменьшено

— Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 9 часов вместо 10 часов за счет рассмотрения части вопросов в ведении.

В тему № 1 включен вопрос из темы № 3 «Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения», так как данный материал логически целесообразнее рассматривать вместе с химической связью. Количество часов в данных темах не изменяется.

Данная программа конкретизирует содержание Примерной программы основного общего образования по химии, стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цели:

  1. Добиться усвоения знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  2. Добиться овладения умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;

  3. Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;

  4. Воспитывать отношение к химии как к одному из компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  5. Научить применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в быту, для решения задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

  1. Сформировать знание основных понятий и законов химии

  2. Воспитывать общечеловеческую культуру

  3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике

Результаты изучения курса «Химия. 8 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».

Учебно-тематическое планирование по химии, 8 класс,

(2 часа в неделю, всего 70 часов)

п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Введение

9

2

2.

Тема 1.

Атомы химических элементов

10

К.р. №1

3.

Тема 2.

Простые вещества

7

К.р. №2

4.

Тема 3.

Соединения химических элементов

12

К.р. №3

5.

Тема 4.

Изменения, происходящие с веществами.

9

1

К.р. №4

6.

Тема 5.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

20

4

К.р. №5

7

Повторение основных вопросов химии

3

ИТОГО

70

7

5

Основное содержание программы

Введение (9 часов)

Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций. Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление химических уравнений. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы Индексы и коэффициент. Массовая доля элемента в соединении. Решение расчетных задач по теме: « Массовая доля химического элемента в соединении»

Практическая работа №1. Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Приемы обращения с лабораторным оборудованием

Практическая работа № 2 « Признаки химических реакций»

Тема № 1: Атомы химических элементов (10 часов)

Основные сведения о строении атомов. Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы как разновидности атомов химического элемента. Современное определение понятия « химический элемент». Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое. Периодическая система химических элементов и строение атомов: физический смысл порядкового номера, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Понятие об ионной связи. Схема образования ионной связи. Взаимодействие атомов химических элементов – неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов – неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов – неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов- металлов между собой – образование металлической связи. Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Тема № 2 « Простые вещества» ( 7 часов)

Положение металлов и неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества – неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объём газов. Кратные единицы количества вещества. Расчеты с использованием понятий « количество вещества», « молярная масса»,

« молярный объем», « постоянная Авогадро».

Тема № 3: Соединение химических элементов» ( 12 часов)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названия Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде.. Представители щелочей. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот. Изменения окраски индикаторов в кислой среде. Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Тема № 4 « Изменения, происходящие с веществами» ( 9 часов)

Классификация химических реакций по тепловому эффекту. Реакция горения — частный случай экзотермических реакций.

Классификация реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Понятие о скорости химических реакций. Условия, влияющие на скорость химических реакций Катализаторы. Ферменты. Обратимые и необратимые реакции. Смещение химического равновесия. Решение задач с использованием химических уравнений для нахождения количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества.

Практическая работа № 3 « Наблюдения за изменениями, происходящими с горячей свечей, и их описание».

Тема № 5: « Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». (20 часов)

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей Их состав. Массовая и объемная доли компонентов смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия « доля».

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации и ОВР. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации и ОВР. Соли, их классификация и диссоциация в свете теории электролитической диссоциации и ОВР. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Практическая работа № 4 « Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его раствора»

Практическая работа № 5 « Анализ почвы и воды»

Практическая работа № 6 « Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

Практическая работа № 7 « Решение экспериментальных задач»

повторение основных вопросов курса химии 8 класса -3 часа

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Основные формы существования химического элемента;

Основные сведения о строении атомов элементов малых периодов;

Основные виды химической связи, типы кристаллических решеток;

Факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия;

Типологию химических реакций по признакам;

Сущность электролитической диссоциации;

Названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления.

Учащиеся должны уметь:

  1. Применять следующие понятия:

  • химический элемент, атом, изотопы, ионы, вещество

  • простое и сложное вещество

  • аллотропия

  • относительная атомная и молекулярная массы, молярный объем, число Авогадро

  • электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс

  • химическая связь и её разновидности

  • химическая реакция и её классификации, скорость химических реакций и факторы, влияющие на неё.

  • обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения

  • электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов

  • электрохимический ряд напряжения металлов

  1. Разъяснять смысл химических формул и уравнений;

  2. Объяснять действие изученных закономерностей (сохранение массы веществ при химических реакциях);

  3. Определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений;

  4. Характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу(химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе в свете ТЭД;

  5. Устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;

  6. Обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, проводить простые химические опыты, наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;

  7. Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

Список используемой литературы

Основная литература:

  1. Габриелян О.С. Химия-8: учебник для общеобразовательных учреждений.-М.:Дрофа, 2011

  2. Ким Е.П.,Химия 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна,.-Саратов: Лицей,2005 г.

  3. Контрольно-измерительные материалы. Химия:8 класс/Составитель Н.П. Трегубова.-М.:ВАКО, 2010.-112с. к учебнику О.С. Габриеляна

Дополнительная литература:

  1. Денисова В.Г. Материалы для подготовки к ЕГЭ по химии за курс основной школы.-Волгоград: Учитель,2004

  2. Интернет-ресурсы:

http://www.bsu.edu.ru ) — заочная школа «Юный химик»

http://rsr-olymp.ru/ — официальный сайт Всероссийских олимпиад школьников

http://www.chem.msu.su/rus/olimp — задачи химических олимпиад.

http://olimp.distant.ru/ – Российская дистанционная олимпиада школьников по химии

http://www.eidos.ru/olymp/chemistry/ – Всероссийский дистанционный эвристические олимпиады по химии

http://www.edu.ru— Федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru— Российский общеобразовательный портал

http://ege.edu.ru— Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.ict.edu.ru— Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.openet.edu.ru Российский портал открытого образования

http://www. statgrad.mioo.ru — Телекоммуникационная система СтатГрад

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!