В.Г. Распутин «Уроки французского»

Открытый урок литературы в 6 классе

В.Г.Распутин

«Уроки французского» — уроки доброты

Оформление:

портрет В.Г.Распутина, рисунки к эпизодам рассказа, презентация к биографии писателя.

Цель урока:

Познакомить учащихся с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества;

Прояснить мотивы поведения героя рассказа;

Раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память»

Словарная работа:

Духовные ценности-

Духовная память-

Ход урока.

1. Слово о писателе.

Урок начинается с краткого сообщения о писателе с использованием презентации. (подготовленный ученик)

Валентин Григорьевич Распутин родился в приангарской деревне в 1937 году. Он закончил Иркутский государственный университет , а затем стал работать журналистом. Известность приходит к писателю после опубликования его повести «Деньги для Марии». Затем была написана повесть «Последний срок », «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар», каждая из которых становится значительным явлением в литературе наших дней. В.Г. Распутин удостоен Государственной премии. Он один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Бездумному, суетному существованию он противопоставляет мудрое, бережное отношение к миру, к природе. Ключевые главные слова в его творчестве – совесть и память. Об этом все его произведения.

2. Работа со статьей учебника.

Обратим внимание на эпиграф к статье о В.Г.Распутине:

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» Л.Н.Толстой – так задан нравственный ориентир в творчестве этого писателя.

— Почему в «Уроках французского» В.Распутин рассказывает о своей учительнице Лидии Михайловне, а посвящение адресовано другому человеку – Анастасии Прокопьевне и кто такая Анастасия Прокопьевна?

Вот что пишет сам писатель:

«… Мне кажется. Что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой . Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого вроде уже настала пора.

Рассказ «Уроки французского» был впервые опубликован в 1973 году в иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова, Анастасия Прокопьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестаревшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой.»

3 Беседа по произведению.

— Как вы понимаете смысл слов «духовная память», «духовный опыт»?

(Распутин пишет о духовной памяти и духовном опыте человека, которые дают направление всей его жизни. Благодарная память писателя сделала добрые дела его учительницы достоянием читателей.)

— Какие чувства и мысли вызвал рассказ?

— Что главное в характере мальчика?

— Почему важно, что начало действия относится к 1948 году?

— Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его?

— Почему мальчик стал играть в «чику»? ( Как относились к этой игре Вадик и рассказчик? Почему Вадик и Птаха избили мальчика?)

Рассказы дополняются другими учащимися, зачитываются отдельные отрывки текста. Обращаем внимание на описание природы, которая соответствует настроению героя.

Работа по карточкам (Карточки с заданием даются в начале беседы по произведению)

А) Сравните два описания той полянки, на которой ребята играют на деньги. Что изменилось, почему?

Первый отрывок со слов: «Федька повел меня за огороды…» до слов: «Мы подошли..»

Второй отрывок со слов: «За мной кинулся было Птаха, но сразу вернулся…» до слов: «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».

Ребята сравнивают отрывки, делают вывод:

Эти два описания передают различные внутренние состояния героя; так пейзажная зарисовка помогает охарактеризовать героя. Прием характеристики героя в эпическом произведении.

Б) Работа с текстом. Составить план к рассказу о герое и план произведения В.Распутина.

Примерный план

Простой план

Цитатный план

1. Описание мальчика

1. «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска…»

2. Драка

2. ««Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня»

3 Снова избили.

3. « Но больше всего подгонял голод. Мне нужен был рубль — уже не на молоко, а на хлеб.»

4.Занятия французским языком.

4. « Я шел туда как на пытку.»

5. Игра в «замеряшки»

5. «Что ж, давайте играть по – настоящему, Лидия Михайловна, если хотите.»

6. Лидия Михайловна уехала.

6. « Раньше я яблоки видел только на картинках, но догадался, что это они.»

Домашнее задание.

1. Дочитать рассказ, ответить на вопрос: Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это?

2.Кроссворд по произведению. Сильные учащиеся составляют кроссворд, слабые разгадывают.

Примерные работы.

По горизонтали. 2. Из чего были перешиты штаны героя? 5.Что помогло узнать отправителя первой посылки? 7. Кто нанес первый удар мальчику? 8. Что покупал герой на выигранные деньги? 9. Главный игрок на деньги?

По вертикали. 1. Что прислала учительница в обеих посылках? 3. Название реки, где жил мальчик? 4. Название игры. 6.Что было во второй посылке?

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!