Проектная работа по теме:«Технология продуктивного чтения на уроках литературы. Мастер-класс. А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».

Ленинградский областной институт развития образования

Учебно-методический центр

Проектная работа по теме:

«Технология продуктивного чтения на уроках литературы. Мастер-класс. А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».

учителя МБОУ «Ивангородская СОШ

№1 имени Н.П.Наумова»

Лебиковой А.В.

188490, Ленинградская область,

г. Ивангород, ул. Восточная , 11

2016 год

Методический паспорт

проектной работы

1.Название проекта: «Технология продуктивного чтения на уроках литературы. Мастер-класс. А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».

2. Автор проекта: Лебикова А.В. (первая категория)

3. Учебный проект

4. Интегрированность: литература+МХК+ИЗО

5. Практико– ориентированный проект, межпредметный , внутришкольный, долгосрочный.

6.Заказчик: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивангородская средняя общеобразовательная школа №1 им. Н.П. Наумова».

7. Цель: выявить  наиболее  эффективную и экспериментально проверенную методическую систему работы по формированию  навыков смыслового чтения на уроках литературы; подготовить и реализовать мастер-класс.

8.Задачи проекта:

  • проанализировать  используемые  технологии по формированию навыков смыслового чтения;

  • наметить  основные  этапы в работе по формированию навыков  смыслового  чтения;

  • выделить эффективные методы и приёмы, отобрать специальные упражнения,  отвечающие  цели исследования;

  • экспериментально проверить эффективность   разработанной методики, статистически обработать и методически интерпретировать   результаты эксперимента

9.Вопросы проекта:

  • Какова роль развития читательской компетентности?

  • Для чего нужно развивать читательскую компетенцию?

  • С какой целью необходимо развивать умение учащихся вести диалог, спор, аргументировать свою точку зрения?

  • Почему необходимо развивать воображение, умение выражать свои чувства и мысли?

10. Объект исследования:  процесс обучения  смысловому чтению на уроках литературы.

11. Предмет исследования: особенности формирования навыков смыслового чтения, а именно: этапы, методы и приемы работы с текстом;  система упражнений, и последовательность их выполнения; дидактический материал для работы, критерии и источники его отбора.

12. Необходимое оборудование:

1) Список литературы:

  • Граник Г. Г. Как учить работать с книгой. – М. 2007г.

  • Левин В. А.  Когда маленький школьник становится большим читателем.- М. 1994г.

  • Соболева О. В.  Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст. — М. 2012г.

  • http://nsportal.ru/

  • http://rus.1september.ru/ 

  • Ильин Е.Н. Шаги навстречу. – М.: Просвещение, 1986

  • Ильин Е.Н. Урок продолжается. – М.: Просвещение,1987

  • Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. – Ростов-на-Дону: Издательство “Учитель”, 2004

  • Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы/ под ред. А.Г.Каспржак и др./ Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004

  • Полат Е. С. Метод проектов. М., 2001.

  • Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. Материал подготовлен на основе анализа педагогической литературы и зарубежного опыта, представленного в сети Интернет. //Образование в современной школе. – 2000 — № 4 — с.21-25.

  • Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. //Директор школы. — 1995. — № 6

  • Методика мозгового штурма// Интернет… Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе управления и организации учебного процесса. М.: 2000

  • Мурашковска И.Н. Неделя проектов.//Директор школы – 1995. — № 3 — с 184-188.

  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. – Academa. – 2003

  • Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.// Директор школы . -1998. — № 3.

  • Бухтиярова И.Н.. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. Школьные технологии. №2, 2001.

2). Школьная библиотека.

3). Компьютер с доступом в Интернет.

11. Аннотация:

Осуществление данного проекта позволит учащимся формировать общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач, получают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников. Школьники приобретают навыки учебного сотрудничества коммуникации: учатся работать в коллективе, планировать работу индивидуально и в группе, учатся оценивать ситуации и принимать решения.

12. Актуальность проблемы

Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать « правильно», « эффективно», продуктивно — важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется ( даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения  обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

В свою очередь Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования среди десяти обязательных образовательных областей назвали принципиально новую – «Чтение художественной литературы», которая должна обеспечивать достижение цели формирования у детей «интереса и потребности в чтении (восприятии) книг»

С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателями разных возрастов.

Восприятие – активный процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а внутреннее содействие, сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия

Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).

Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1. Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.

2. Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие

Предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа
о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. 

Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные умения, например умения определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь я организовываю исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Я становлюсь учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.

Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.)

13. Продукт: мастер-класс.

14. Этапы работы:

Постановка проблемы, выдвижение гипотез путей решения проблемы (сентябрь – октябрь).

Планирование деятельности по реализации проекта, сбор информации (октябрь – ноябрь).

Структурирование информации (декабрь).

Изготовление продукта (февраль).

Оформление продукта (март).

Выбор формы презентации, подготовка презентации (апрель).

Презентация, самооценка и самоанализ (май).

Мастер — класс " Элементы технологии продуктивного чтения на уроках литературы. А.П. Платонов. Сказка – быль «Неизвестный цветок»

Эпиграф:

Я открываю книгу,

Я листы вдыхаю…

Г. Макаревич.

Вступительное слово.

Актуальность темы: Современный человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда является читателем, поэтому должен не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Каждый учитель мечтает, чтобы все его ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, поняли смысл прочитанного. При итоговой аттестации выпускник должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тесту или текст в части С. Педагоги, работающие в старших классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания самого задания. Вот почему технология продуктивного чтения приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Проведение мастер-класса

1 Шаг : Представление опыта педагогов.

Задача современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои способности и творческий потенциал. Задача педагога в данном случае — «поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы».

.

2 Шаг: Практическая часть.

Я открываю книгу,

Я листы вдыхаю…

Давайте же окунемся в волшебный мир литературы.

Итак , мы приступаем к первому этапу работы с текстом до чтения.

1 этап. Работа с текстом до чтения. (Участники разделены на группы)

Мы с вами будем работать по группам:

1 группа, для вас на столах приготовлены карточки : по названию произведения и фамилии автора, по ключевым словам определите героев, тему, содержание произведения.)

(Ключевые слова: цветок, одинок, жизнь, пустырь, девочка, помощь)

? Предположите, о чём пойдёт речь в тексте? Кто главные герои?

2 группа: определите автора и название произведения по репродукциям и музыкальному сопровождению;

? Предположите, кто автор произведения и как оно называется?

На экране появляются репродукции картин о цветах великих художников, фоном звучит музыка из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского «Вальс цветов».

!!! Сначала спросить вторую группу, потом первую

!!! Если мы проводим урок, то предполагается сформулировать тему урока и цели!!!

Давайте проверим наши прогнозы.

Приступим ко второму этапу работы с текстом во время чтения. Побеседуем с автором.

2 этап. Работа с текстом во время чтения. (Диалог с автором)

Прочитаем текст вслух по частям.

Прочитайте 1 абзац. ? Где и как рос цветок? Предположите, о чём пойдёт речь дальше.

Прочитайте 2 абзац. ? Легко ли было семечку? (очень трудно).

Читаем 3,4,5 абзац. ? Расскажите, как рос цветок. (Жизнь цветка не только борьба, но и радость.)

? К какому художественному приему прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок? (автор использует такой литературный прием, как олицетворение).

Постановка проблемного вопроса.

? Каким вы представляете себе цветок? (слабым, нежным, но сильным духом).

А вот каким его рисует автор: читаем 6 абзац.

-Найдите в тексте: чем был обделен цветок? Почему он не видел себя? (был слепой).

Читаем 7 абзац. ? С чем сравнивает его автор? (со звездой) как называется это средство выразительности? («И, как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь») (метафора — образное сравнение).

Постановка проблемного вопроса.

Как вы думаете, он так и проживет неизвестным? Для чего тогда он мерцал и благоухал? (быть полезным другим).

Читаем 8, 9 абзац. ? Что заинтересовало девочку? (благоухание). ? Почему девочка пошла на пустырь? (вспомнила сказку.) ?

Давайте прочитаем 10 абзац по ролям.

Выразительное чтение диалога по ролям (10 абзац). ? Как Даша увидела цветок?

Постановка проблемного вопроса.

Какие чувства вызывают у вас слова: один- никто- маленький ?

?Почему Даша поцеловала цветок? (пожалела, проявила чувство сострадания).

!!! Во время прочтения текста ребятам могут встретиться слова, значение которых им незнакомо, поэтому на уроке предполагается лексическая работа с толковым словарем!!! (например, пионеры, пионерский лагерь, удобрить)

Читаем 11,12 абзацы. ? Для чего девочка привела ребят? Что её поразило в цветке, чем она хотела поделиться с друзьями?

Читаем 13,14 абзац.

? Что предприняли пионеры. ? Почему они так поступили? Как оцениваете поступок пионеров?

Постановка проблемного вопроса.

Могла ли Даша забыть о цветке? Ваши предположения. А вот что пишет автор, читаем 15 абзац.

— Как земля отблагодарила ребят? (пустырь покрылся цветами).

Читаем 16, 17 абзацы. ? А что же случилось с прежним цветком? (он повторился в своем сыне) ? Чем сын был не похож на отца?( он был еще сильнее отца).

Хорошо. Молодцы.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

!!!Третий этап работы с текстом после чтения предполагает знакомство с личностью и биографией писателя, так как они помогают глубже раскрыть идею произведения.

!!! Далее на уроке мы обсуждаем смысл заглавия и обращаемся к готовым иллюстрациям к произведению. Это помогает нам сопоставить видение художника и читателя.

Обратимся к жанру произведения. Перед нами сказка-быль «Неизвестный цветок», написанная в1950 году незадолго до смерти писателя и подаренная дочке Маше.

Работа с термином.

Подберите все возможные ассоциации и однокоренные слова к словам сказка и быль( Первая группа к слову сказка, вторая групп –к слову быль.). (Сказка — сказочник, сказочный; быль — было, былое, былина; сказка — волшебство, чудеса; быль — реальность, правда).

— Что даёт сочетание этих слов? (Сочетание этих слов показывает то, что в произведении сказочные события переплетаются с реальными).

!!! Обращаюсь к группе

— О чём поведала нам сказка? (…)

— О чём рассказала быль? (…)

— С какой целью автор объединил несовместимые жанры? (В таком сочетании кроется тайна, которая поможет понять главную мысль произведения). ? Какова идея сказки-были?

? В чем заключается урок Платонова? (Надо совершать добрые дела, творить добро) «Неизвестный цветок» Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения, добра.

— Что же такое добро?( Работа в группах)

1группа – записать ассоциации. Что такое добро?

2 группа – нарисовать. Что для вас добро?

— Посмотрим значение слова Добро в Толковом словаре.

1)Добро – Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие.

2) Хорошее доброе дело.

!!! Даша помогла цветку. А как бы вы поступили, встретив такой цветок. Обсудите в группах и расскажите. (Кто готов поделиться своими мыслями?)

Промежуточная рефлексия:

— Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.

— Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства)

В конце урока предполагается дифференцированное домашнее задание:

  1. Перескажите близко к тексту диалог девочки и цветка;

  1. Нарисуйте, каким вы представляете себе цветок, дайте ему имя;

  1. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Чтобы жить и светиться, надо много трудиться».

!!! Вывод нашего мастер-класса можно выразить словами К.Д. Ушинского:

« Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».

И закончить наше занятие хочется словами Юрия Энтина:

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги, друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Спасибо за внимание.

!!! Просим вас оценить нашу совместную работу.

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!