Конспект урока в 4 классе. Жуковский » Царь -Берендей»

В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее…»

Цели урока:

Познакомить детей со сказкой В.А. Жуковского.

Отрабатывать навыки выразительного осознанного чтения.

Развивать умение работать над иллюстрацией; умение составлять план. Обогащать словарный запас. Развивать память, речь, внимание.

Оборудование: интерактивная доска

Ход урока

I.  Организационный момент

II.   Проверка домашнего задания

Учитель проводит игры «Третий лишний» и «Допиши по анало­гии», составленные детьми.

III.              Постановка цели урока

—  Сегодня на уроке мы начинаем новый раздел.

—  Прочитайте, как он называется? (Чудесный мир классики.)

—  Как вы понимаете слово «классика»? (Классика — те произве­дения, которые прошли через годы и до сих пор нам интерес­ны.)

—  Как вы думаете, произведения, каких авторов будут помещены в этом разделе?

—  Открывает этот раздел поэт В.А. Жуковский. С его творчест­вом вы уже знакомились во 2 и 3 классах.

—  Какие стихотворения Жуковского вы можете вспомнить? (Сказка «Мальчик с пальчик», стихотворения «Жаворонок» («На солнце темный лес зардел…»), «Родного неба милый свет…»)

—  Можете ли вы прочитать их наизусть?

Учитель читает вступительную статью перед сказкой.

—  Что вы узнали из жизни писателя?

—  Вы уже знаете, что Жуковский был другом Пушкина. Он был старше, и был учителем в поэтических начинаниях Пушкина. Они затеяли спор, кто лучше перескажет стихами народные сказки. У Пушкина есть «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», а у Жуковского «Спящая царевна». У Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о царе Берендее» у Жу­ковского, с которой мы с вами сегодня и познакомимся. Кто же победил в этом споре? Как вы считаете?

Жуковский признал свое поражение и подарил Пушкину свой порт­рет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

IV. Изучение нового материала

  1. Первичное чтение первой части сказки.

Дети читают по цепочке до слов: «На другой день рано поут­ру.. .», по ходу чтения идет словарная работа.

  1. Беседа после чтения:

  • Как царь оказался у колодца?

—       Почему напившись воды, он не смог поднять голову?

—       Как автор описывает Кощея Бессмертного?

—       Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.

—       Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя?

—       Почему царь согласился? (Он не знал про сына)

—       Что же увидел царь, когда вернулся в свое царство?

—       Как он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова, которые описывают чувства царя. Прочитайте?

—       Как Кощей потребовал отдать долг? (Иван-царевич охотился и встретил в лесу Кощея)

—       Как решил поступить царевич, после того как отец ему все рассказал?

—       Как произошла первая встреча Ивана-царевича с Марьей- царевной?

—       Какой совет дала Марья-царевна Ивану?

—       Как вы думаете, почему Марья-царевна решила помочь царе­вичу?

—       Помог ли царевичу ее совет?

—       Как принял Ивана-царевича Кощей Бессмертный? Почему?

V. Физкультминутка

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива.

Мучается бедный ослик,

Что сначала съесть, что после?

Впереди крыжовник зреет,

Позади малина спеет.

Голоден до полусмерти.

Ослик головою вертит.

Слева — свекла.

Справа — брюква,

Слева — тыква,

Справа — клюква.

Снизу свежая трава

Закружилась голова.

VI Закрепление нового материала 1. Работа над иллюстрацией

—       Рассмотрите иллюстрацию.

—       Кто на ней изображен?

—       Опишите, как выглядит Кощей Бессмертный?

—       Найдите в тексте и прочитайте отрывок, где его описывает Жуковский. Каким мы привыкли видеть Кощея Бессмертного на картинках?

—       Опишите, как выглядит Иван-царевич?

—       Как называется оружие, которое находится за спиной у Ивана- царевича (Лук и колчан со стрелами)

—       Как бы вы описали коня?

—       Какие эпитеты, обычно в русских сказках дают коню?

—       Какой эпизод изобразил художник?

—       Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпи­зоду?

2. Составление плана

—       Какие основные события происходили в этой части сказки?

—       Давайте озаглавим каждую часть и запишем в тетрадь план.

1)   Поездка царя.

2)   Колодец в лесу.

3)   Встреча с Кощеем.

4)   Неожиданная весть.

5)   Иван-царевич встречается с Кощеем.

6)   Царевич собирается в дорогу.

7)   Встреча Ивана с Марьей-царевной.

8)   Иван-царевич у Кощея

V1L Итог урока

—       Понравилась ли вам сказка, которую мы начали читать сегодня?

—       Хотели бы вы знать, что случилось с Иваном-царевичем дальше?

Домашнее задание

Подготовить пересказ первой части сказки.

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!