Цели урока:
Познакомить детей со сказкой В.А. Жуковского.
Отрабатывать навыки выразительного осознанного чтения.
Развивать умение работать над иллюстрацией; умение составлять план. Обогащать словарный запас. Развивать память, речь, внимание.
Оборудование: интерактивная доска
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель проводит игры «Третий лишний» и «Допиши по аналогии», составленные детьми.
III. Постановка цели урока
— Сегодня на уроке мы начинаем новый раздел.
— Прочитайте, как он называется? (Чудесный мир классики.)
— Как вы понимаете слово «классика»? (Классика — те произведения, которые прошли через годы и до сих пор нам интересны.)
— Как вы думаете, произведения, каких авторов будут помещены в этом разделе?
— Открывает этот раздел поэт В.А. Жуковский. С его творчеством вы уже знакомились во 2 и 3 классах.
— Какие стихотворения Жуковского вы можете вспомнить? (Сказка «Мальчик с пальчик», стихотворения «Жаворонок» («На солнце темный лес зардел…»), «Родного неба милый свет…»)
— Можете ли вы прочитать их наизусть?
Учитель читает вступительную статью перед сказкой.
— Что вы узнали из жизни писателя?
— Вы уже знаете, что Жуковский был другом Пушкина. Он был старше, и был учителем в поэтических начинаниях Пушкина. Они затеяли спор, кто лучше перескажет стихами народные сказки. У Пушкина есть «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», а у Жуковского «Спящая царевна». У Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о царе Берендее» у Жуковского, с которой мы с вами сегодня и познакомимся. Кто же победил в этом споре? Как вы считаете?
Жуковский признал свое поражение и подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
IV. Изучение нового материала
-
Первичное чтение первой части сказки.
Дети читают по цепочке до слов: «На другой день рано поутру.. .», по ходу чтения идет словарная работа.
-
Беседа после чтения:
— Почему напившись воды, он не смог поднять голову?
— Как автор описывает Кощея Бессмертного?
— Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
— Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя?
— Почему царь согласился? (Он не знал про сына)
— Что же увидел царь, когда вернулся в свое царство?
— Как он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова, которые описывают чувства царя. Прочитайте?
— Как Кощей потребовал отдать долг? (Иван-царевич охотился и встретил в лесу Кощея)
— Как решил поступить царевич, после того как отец ему все рассказал?
— Как произошла первая встреча Ивана-царевича с Марьей- царевной?
— Какой совет дала Марья-царевна Ивану?
— Как вы думаете, почему Марья-царевна решила помочь царевичу?
— Помог ли царевичу ее совет?
— Как принял Ивана-царевича Кощей Бессмертный? Почему?
V. Физкультминутка
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива.
Мучается бедный ослик,
Что сначала съесть, что после?
Впереди крыжовник зреет,
Позади малина спеет.
Голоден до полусмерти.
Ослик головою вертит.
Слева — свекла.
Справа — брюква,
Слева — тыква,
Справа — клюква.
Снизу свежая трава
Закружилась голова.
VI Закрепление нового материала 1. Работа над иллюстрацией
— Рассмотрите иллюстрацию.
— Кто на ней изображен?
— Опишите, как выглядит Кощей Бессмертный?
— Найдите в тексте и прочитайте отрывок, где его описывает Жуковский. Каким мы привыкли видеть Кощея Бессмертного на картинках?
— Опишите, как выглядит Иван-царевич?
— Как называется оружие, которое находится за спиной у Ивана- царевича (Лук и колчан со стрелами)
— Как бы вы описали коня?
— Какие эпитеты, обычно в русских сказках дают коню?
— Какой эпизод изобразил художник?
— Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду?
2. Составление плана
— Какие основные события происходили в этой части сказки?
— Давайте озаглавим каждую часть и запишем в тетрадь план.
1) Поездка царя.
2) Колодец в лесу.
3) Встреча с Кощеем.
4) Неожиданная весть.
5) Иван-царевич встречается с Кощеем.
6) Царевич собирается в дорогу.
7) Встреча Ивана с Марьей-царевной.
Иван-царевич у Кощея
V1L Итог урока
— Понравилась ли вам сказка, которую мы начали читать сегодня?
— Хотели бы вы знать, что случилось с Иваном-царевичем дальше?
Домашнее задание
Подготовить пересказ первой части сказки.
|