Занятие по грамоте и развитию связной речи с элементами сказкотерапии «Путешествуем по дороге сказок»

Занятие по грамоте и развитию связной речи с элементами сказкотерапии

«Путешествуем по дороге сказок»

Тема: «Путешествуем по дороге сказок»

Цель:

Коррекционная:

— Совершенствовать остроту речевого слуха, голос, речевое дыхание;

— Совершенствование мелкой моторики;

— Совершенствование движений артикуляционной моторики;

Образовательная:

— Развивать морально этический словарь детей;

— Закрепить знания детей по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие животные», «Сказки»;

— Закреплять знания детей о звуках (гласные звуки, мягкие и твердые согласные)

— Закреплять умение детей делить слова на слоги;

— Закреплять умение детей самостоятельно составлять предложения, анализировать и синтезировать их,

— Закреплять умение детей составлять рассказ по рисунку;

— Закреплять умение детей составлять описание предмета по схеме;

— Закреплять умение детей употреблять в речи синонимы, антонимы, однокоренные слова;

— Закреплять умение детей употреблять предлоги с существительными;

— Закреплять умение детей употреблять уменьшительно — ласкательные формы существительных;

— Упражнять детей в припоминании слов с заданным звуком, нахождение места звука в слове;

— Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

— Совершенствовать навыки в четком произношении слогов, слов со звуками: Р, Л, Ш, Ж, С, С.

— Закреплять умение детей в словообразовании существительных, прилагательных, глаголов;

— Обогащать активный словарный запас детей;

— Развивать творческие способности детей;

— Развивать у детей логическое мышление, фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, воображение, память;

Воспитательная: — воспитывать самостоятельность, целеустремленность, сосредоточеность, сообразительность; — Воспитывать звуковую культуру речи; — Воспитывать желание помочь тем, кто нуждается в этом; — Воспитывать любовь к природе; — Воспитывать дисциплинированность, организованность, выдержку; — Воспитывать доброту, отзывчивость, учить аккуратно относиться ко всему; — Учить понимать свои чувства и чувства других людей;

Оборудование:

«Сказочный лес», дом, печь, предметные рисунки диких животных и их детенышей, разрезные картинки сказочных героев, иллюстрации к сказкам, рисунки сказочных героев, предметные картинки для загадок, цветочная поляна, источник, камни с слогами, волшебные цветы, птичка, домики , карандаши;

Ход занятия

Психогимнастика.

— Дети, послушайте, какая волшебная музыка звучит. Это просыпается солнышко и радует нас своим появлением. Давайте возьмемся за руки и сделаем «солнышко». Наши руки будут его лучами. В солнца очень много лучей, которые своим светом радуют всех, а теплом согревают все вокруг. Обычно, видя солнце, люди невольно улыбаются ему. Вот уже улыбки засияли и на ваших лицах. Улыбнитесь себе! Улыбнитесь всем и всему, что окружает нас. Чем чаще вы будете улыбаться, тем светлее, чище, радостнее и приятнее будет всем, кто находится рядом с вами ..

— Дети, вы любите сказки? А хотели бы побывать в ней! Сейчас мы совершим путешествие в сказку. Мы сегодня будем говорить о сказках, помогать сказочным героям, будем оценивать их поступки, учиться правильно и красиво говорить.

2. Речевая гимнастика

— Я вам предлагаю побывать в сказке. Чтобы в ней оказаться, надо правильно и красиво показать, как вы научились правильно произносить звуки. Только тогда мы сможем получить пропуск в сказку. Чики — чики — чики-чок- Не стесняйся, язычок. Не бойся, не ленись, Повторяй, не ошибись: Где то собаки рычали Р-Р-Р В стойле коровы мычали: М-М-М В комнате мухи жужжали: Ж-Ж-Ж Мимо машины бежали Собаки: тр-р-р В небе далеком гудел самолет: Л-Л-Л Свистели от ветра все провода: с-с-с Капала в кухне из крана вода: К-К-К Перекликались в ночи поезда: Ч-Ч-Ч Листья от ветра шумели: Ш Ш-Ш А Комары все пели: С-З-З

— Молодцы, язычки работают отлично. Пропуск в сказку мы получили. Но, что бы мы с вами в сказке оказались, нужно сказать такие слова: Я на ножке покручусь в сказке окажусь!

— Вот мы с вами и в сказке. Как вы думаете, какие сказочные герои могут жить в этой сказочной стране?

3. Игра «Добрый — злой»

— Дети посмотрите, на поляне избушка, а в избушке сундук. Что же там внутри? А в сундуке письмо.

— Вот, что здесь написано: «Дорогие дети! Помогите нам, Злой Волшебник пробрался в нашу сказочную страну и перепутал все сказки и всех сказочных героев »

— Поможем сказочным героям?

— Злой волшебник перепутал добрых и злых героев. Помогите разобраться.

Волк — злой

Красная шапочка добрая

Змей Горыныч-злой

Иван-царевич — хороший

Колобок — веселый

Баба Яга — злая

4. Игра «Собери целое»

-Злой Волшебник перепутал не только героев сказок но и сказки. Соберите правильно картинки и назовите сказку.

( «Золушка», «Дюймовочка», «Буратино»)

— Молодцы, справились с заданием.

— А сейчас, отгадайте, о какой сказке говорится в загадке:

Двое знакомых решили дружить,

Начали в гости друг другу ходить.

Но отношения скоро распались,

Так друг с другом они не считались.

Кто, скажи, привык обед свой

С кувшина поклевать?

Кто, скажи, тарелку с кашей

Предлагал ему лизать?

— Отгадали, что это за сказка? Правильно это знакомая вам сказка «Лиса и Журавль». Почему они раздружились? Нравится ли вам такое заключение?

— Герои этой сказки предлагают вам с ними поиграть.

— Лиса и журавль приглашают нас в сказочный лес. Как вы думаете, какие сказочные герои могут жить в этом лесу?

5. «Театр зверей»

— Верно дети, в сказочном лесу, живут волк, лиса, еж, белка, заяц, медведь.

— А теперь покажите этих героев.

— Сказочные герои устали танцевать и разбежались по домам.

6. Игра «Назови жилища сказочных героев»

— У каждого сказочного животного есть свой дом, скажите, а где же они живут: дом лисы — нора, дом волка логово, дом зайца — нора, дом медведя-берлогу, дом ежика — нора, дом белки — дупло.

7. Игра «Назови семейство»

— Дети наши сказочные герои пришли домой, но каждый попутал свое семейство, нам с вами надо помочь им, и назвать семейство каждого сказочного героя.

Медведь-медведица-медвежонок

Волк — волчица — волчонок

Лис — лиса — лисенок

Заяц — зайчиха — зайчонок

Еж — ежиха — ижаченя

Белка — бильчонок.

8. Игра «Чей? Есть ли? »

— Дети, посмотрите, за пнём нашла конверт, посмотрите, а тут такое задание от «Лисы и журавля» нам с вами.

— Нам нужно назвать с вами «У кого что -Чей? Есть ли? : Хвост лисы — лисий, лапа медведя — медвежонок, рога лося — лося, клюв птицы — птичий, уши зайца — заячьи;

9. Игра «На поляне»

— Молодцы, справились с задачей этих сказочных героев, но ваша помощь, нужна не только лесным жителям.

— Дети, посмотрите на полянке много бабочек. Но был дождь и намочите их крылья. Что делать, кто же им поможет. Был бы ветерок, он бы помог, но в солнечную погоду его нет.

— Не унывайте бабочки, дети вам помогут. Они подуют вас, и крылья высохнут.

— Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный выдох ртом.

— Сделать глубокий вдох носом и долгий, медленный выдох ртом. Сделать глубокий вдох носом и медленный выдох ртом на язычок.

— Вот и обсохли крылья у бабочек. Как они хорошо летают.

10. Игра «Волшебный цветок»

— Дети, бабочки вам благодарны и подарили волшебные цветы, давайте сядем за столы и посмотрим, какое же колдовство нам дарят цветы.

(Чтение, из волшебных лепестков, слогов)

11. Игра «Речушка»

— Дети, нам пора в дорогу, помогать другим сказочным героям, но перед нами преграда.

— Вот бежит река, и что-то мне шепчет, помогите мне разобрать ..

Придумала я три слова:

Река, речушка и река.

Ну, а хитрый мальчик

Подсказал слово … (речушка)

бородатый старичище

Вдруг назвал слово (Речище)

А с косичками девочка

Слово вспомнила .. (речушка)

У реки песок какой?

Все ответили .. (речной)

На реке цветы какие?

Ну, конечно же … (речные)

А вода в реке какая?

Ясно всем, она .. (речная)

Раз, два, три, четыре, пять!

Пора родственников собрать!

— А вот вам и задачи реки, назовите слова-родственники к слову «РЕКА»

— Молодцы, справились с задачей, но вот беда нам нужно перейти реку, а для этого нам нужны камешки, посмотрите вот они, но они волшебные, чтобы стать на камешек, надо с этим камнем придумать слово.

Ра — рак, до — дождь, со — сок, ко — кот, мо — молоко, жу — жук, ша — ша … ….

— Перешли мы через реку и нас с вами встречают герои следующей сказки, а вот какой вы отгадайте?

12. Игра «Какой? Какая? Какое? Какие? »

Наш герой не любит есть,

Беда песенку поет,

Каждый заставит слушать,

Вокруг пальца обведет.

Покатился — нет и следа,

У него румяный бок.

Обманул он бабушку, дедушку ..

Кто же это? (Колобок)

— Это веселый Колобок, и он для вас приготовил веселое задание.

— Я вам буду называть цвет предмета, а вы должны подобрать этот предмет.

Зеленая …. елка, зеленый .. крокодил, красный … мяч, красные …. вишни, желтое … цыпленок, желтая … груша ….

13. «Посчитай, сколько слогов»

— Дети, скажите мне, какие сказки вы знаете, где герой злой волк.

— Послушайте загадку, о какой сказке идет речь?

С мамой жили, не тужили,

Травку ели, воду пили.

Маму слушались всегда,

Но пришла в их дом беда.

Серый волк пришел в их дом

И детей он нашел в нем

Всех детей спасла их мать

Эту сказку как назвать?

— Верно, дети, это сказка называется «Волк и семеро козлят»

-А вот и задание от героев, этой сказки.

— Нам с вами нужно, посчитать, сколько слогов, в словах и заштриховать столько и квадратов в словах: коза, козлята, волк

14. Игра «Найди пару»

— И с этим, заданием вы справились, а вот еще одно задание, от героев сказок, а вот из какой сказки герои, послушайте загадку.

К бабушке с корзиной

Смело я иду,

И в лесу тропинку

Всегда себе найду.

Вовку я сказала,

Что с собой несу.

Угадайте, дети,

Как меня зовут?

— Правильно, дети это Красная Шапочка.

— Как вы думаете, знала девочка о том, что в лесу опасно ходить одной? Почему она согласилась пойти через лес и разговаривать с хитрым волком?

— А вот и задание Красной Шапочки, вам нужно будет подобрать к словам — картинки, слова — картинка, при этом в ответном слове, звук должен быть другой, оппозиционный первом.

Сало — жало, жук — сук, кот — кит, рана — рама, гриб — грипп, дрова-трава, лис — лес, душ — тушь, лак — рак.

— Красная Шапочка шла к бабушкиному дому и встретила героиню нашей следующей сказки, а вот кто она послушайте загадку:

Жила была лиса

И была она очень хитрая

Пошла как-то лиса погулять

И в лесу она скалочки нашла

И пошла тогда по домам

И стала тогда она все менять …

— Верно, дети, это сказка, о Лисичке и скалочки.

— Ребята, как вы думаете лисе досталось по заслугам?

15.Гра «Домик»

— Лиса, вам тоже приготовила задание, нам надо сделать звуковой анализ слова: утка.

— Молодцы справились с заданием, но вот беда, лиса не хочет нас отпускать,

она хочет, чтобы мы для нее дом нашли.

— Дети, а давайте мы расскажем ей о нашем детском сад, а если ей понравится, то заберем лису на перевоспитание к себе.

16. Игра «Наш детский сад»

— Малыши, наша с вами задача, с помощью картинок помощников рассказать, о детском саде.

— Детский сад наш второй дом, приходим мы туда утром, забирают нас вечером, в детский сад ходят мальчики и девочки, дети очень любят туда ходить, в детском саду дети читают, играют, занимаются, рисуют.

— Лисе понравился ваша рассказ, она согласна чтобы мы ее взяли с собой.

— А нам пора дальше, нас ждут герои другой сказки, а вот какой отгадайте загадку:

У леса на опушке

Трое их живет в избушке

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки,

Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

— Дети, мы с вами оказались в сказке «Три медведя»

17 Игра «У медведя в доме»

— Малыши посмотрите какие сказочные нас вещи окружают, а как эти вещи называются сейчас.

-Герои Сказки этой, хотят вам загадать загадки, о тех предметах, которые встречаются в сказке

— Молодцы, справились с заданием, героев этой сказки.

— А сейчас, нам пора собираться в дорогу нас ждут герои, другой сказки.

18.Гра «Ласточка»

— Дети, в какой сказке восхищаются маленькой девочкой?

— Послушайте загадку:

Кто ею восхищался,

Кто, наоборот, — издевался,

Потому только, что она

Необычное была

А она спасала птицу

Улетела за границу

Эльф ей стал законным мужем

Кто она? Ответ мне нужен быстро …

— Верно это Дюймовочка? Скажите, в чем заключается доброта Дюймовочки? Почему ей плохо было у крота? Почему ласточка помогла девочке?

— Вот и к вам прилетела ласточка, и принесла вам своё задание по словам составить предложения, и сделать схему предложения.

— Вот и ласточка уносит нас на своих крыльях из сказки.

— Наше путешествие по сказке закончено и мы возвращаемся домой

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!