Занятие по грамоте и развитию связной речи с элементами сказкотерапии
«Путешествуем по дороге сказок»
Тема: «Путешествуем по дороге сказок»
Цель:
Коррекционная:
— Совершенствовать остроту речевого слуха, голос, речевое дыхание;
— Совершенствование мелкой моторики;
— Совершенствование движений артикуляционной моторики;
Образовательная:
— Развивать морально этический словарь детей;
— Закрепить знания детей по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие животные», «Сказки»;
— Закреплять знания детей о звуках (гласные звуки, мягкие и твердые согласные)
— Закреплять умение детей делить слова на слоги;
— Закреплять умение детей самостоятельно составлять предложения, анализировать и синтезировать их,
— Закреплять умение детей составлять рассказ по рисунку;
— Закреплять умение детей составлять описание предмета по схеме;
— Закреплять умение детей употреблять в речи синонимы, антонимы, однокоренные слова;
— Закреплять умение детей употреблять предлоги с существительными;
— Закреплять умение детей употреблять уменьшительно — ласкательные формы существительных;
— Упражнять детей в припоминании слов с заданным звуком, нахождение места звука в слове;
— Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
— Совершенствовать навыки в четком произношении слогов, слов со звуками: Р, Л, Ш, Ж, С, С.
— Закреплять умение детей в словообразовании существительных, прилагательных, глаголов;
— Обогащать активный словарный запас детей;
— Развивать творческие способности детей;
— Развивать у детей логическое мышление, фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, воображение, память;
Воспитательная: — воспитывать самостоятельность, целеустремленность, сосредоточеность, сообразительность; — Воспитывать звуковую культуру речи; — Воспитывать желание помочь тем, кто нуждается в этом; — Воспитывать любовь к природе; — Воспитывать дисциплинированность, организованность, выдержку; — Воспитывать доброту, отзывчивость, учить аккуратно относиться ко всему; — Учить понимать свои чувства и чувства других людей;
Оборудование:
«Сказочный лес», дом, печь, предметные рисунки диких животных и их детенышей, разрезные картинки сказочных героев, иллюстрации к сказкам, рисунки сказочных героев, предметные картинки для загадок, цветочная поляна, источник, камни с слогами, волшебные цветы, птичка, домики , карандаши;
Ход занятия
Психогимнастика.
— Дети, послушайте, какая волшебная музыка звучит. Это просыпается солнышко и радует нас своим появлением. Давайте возьмемся за руки и сделаем «солнышко». Наши руки будут его лучами. В солнца очень много лучей, которые своим светом радуют всех, а теплом согревают все вокруг. Обычно, видя солнце, люди невольно улыбаются ему. Вот уже улыбки засияли и на ваших лицах. Улыбнитесь себе! Улыбнитесь всем и всему, что окружает нас. Чем чаще вы будете улыбаться, тем светлее, чище, радостнее и приятнее будет всем, кто находится рядом с вами ..
— Дети, вы любите сказки? А хотели бы побывать в ней! Сейчас мы совершим путешествие в сказку. Мы сегодня будем говорить о сказках, помогать сказочным героям, будем оценивать их поступки, учиться правильно и красиво говорить.
2. Речевая гимнастика
— Я вам предлагаю побывать в сказке. Чтобы в ней оказаться, надо правильно и красиво показать, как вы научились правильно произносить звуки. Только тогда мы сможем получить пропуск в сказку. Чики — чики — чики-чок- Не стесняйся, язычок. Не бойся, не ленись, Повторяй, не ошибись: Где то собаки рычали Р-Р-Р В стойле коровы мычали: М-М-М В комнате мухи жужжали: Ж-Ж-Ж Мимо машины бежали Собаки: тр-р-р В небе далеком гудел самолет: Л-Л-Л Свистели от ветра все провода: с-с-с Капала в кухне из крана вода: К-К-К Перекликались в ночи поезда: Ч-Ч-Ч Листья от ветра шумели: Ш Ш-Ш А Комары все пели: С-З-З
— Молодцы, язычки работают отлично. Пропуск в сказку мы получили. Но, что бы мы с вами в сказке оказались, нужно сказать такие слова: Я на ножке покручусь в сказке окажусь!
— Вот мы с вами и в сказке. Как вы думаете, какие сказочные герои могут жить в этой сказочной стране?
3. Игра «Добрый — злой»
— Дети посмотрите, на поляне избушка, а в избушке сундук. Что же там внутри? А в сундуке письмо.
— Вот, что здесь написано: «Дорогие дети! Помогите нам, Злой Волшебник пробрался в нашу сказочную страну и перепутал все сказки и всех сказочных героев »
— Поможем сказочным героям?
— Злой волшебник перепутал добрых и злых героев. Помогите разобраться.
Волк — злой
Красная шапочка добрая
Змей Горыныч-злой
Иван-царевич — хороший
Колобок — веселый
Баба Яга — злая
4. Игра «Собери целое»
-Злой Волшебник перепутал не только героев сказок но и сказки. Соберите правильно картинки и назовите сказку.
( «Золушка», «Дюймовочка», «Буратино»)
— Молодцы, справились с заданием.
— А сейчас, отгадайте, о какой сказке говорится в загадке:
Двое знакомых решили дружить,
Начали в гости друг другу ходить.
Но отношения скоро распались,
Так друг с другом они не считались.
Кто, скажи, привык обед свой
С кувшина поклевать?
Кто, скажи, тарелку с кашей
Предлагал ему лизать?
— Отгадали, что это за сказка? Правильно это знакомая вам сказка «Лиса и Журавль». Почему они раздружились? Нравится ли вам такое заключение?
— Герои этой сказки предлагают вам с ними поиграть.
— Лиса и журавль приглашают нас в сказочный лес. Как вы думаете, какие сказочные герои могут жить в этом лесу?
5. «Театр зверей»
— Верно дети, в сказочном лесу, живут волк, лиса, еж, белка, заяц, медведь.
— А теперь покажите этих героев.
— Сказочные герои устали танцевать и разбежались по домам.
6. Игра «Назови жилища сказочных героев»
— У каждого сказочного животного есть свой дом, скажите, а где же они живут: дом лисы — нора, дом волка логово, дом зайца — нора, дом медведя-берлогу, дом ежика — нора, дом белки — дупло.
7. Игра «Назови семейство»
— Дети наши сказочные герои пришли домой, но каждый попутал свое семейство, нам с вами надо помочь им, и назвать семейство каждого сказочного героя.
Медведь-медведица-медвежонок
Волк — волчица — волчонок
Лис — лиса — лисенок
Заяц — зайчиха — зайчонок
Еж — ежиха — ижаченя
Белка — бильчонок.
8. Игра «Чей? Есть ли? »
— Дети, посмотрите, за пнём нашла конверт, посмотрите, а тут такое задание от «Лисы и журавля» нам с вами.
— Нам нужно назвать с вами «У кого что -Чей? Есть ли? : Хвост лисы — лисий, лапа медведя — медвежонок, рога лося — лося, клюв птицы — птичий, уши зайца — заячьи;
9. Игра «На поляне»
— Молодцы, справились с задачей этих сказочных героев, но ваша помощь, нужна не только лесным жителям.
— Дети, посмотрите на полянке много бабочек. Но был дождь и намочите их крылья. Что делать, кто же им поможет. Был бы ветерок, он бы помог, но в солнечную погоду его нет.
— Не унывайте бабочки, дети вам помогут. Они подуют вас, и крылья высохнут.
— Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный выдох ртом.
— Сделать глубокий вдох носом и долгий, медленный выдох ртом. Сделать глубокий вдох носом и медленный выдох ртом на язычок.
— Вот и обсохли крылья у бабочек. Как они хорошо летают.
10. Игра «Волшебный цветок»
— Дети, бабочки вам благодарны и подарили волшебные цветы, давайте сядем за столы и посмотрим, какое же колдовство нам дарят цветы.
(Чтение, из волшебных лепестков, слогов)
11. Игра «Речушка»
— Дети, нам пора в дорогу, помогать другим сказочным героям, но перед нами преграда.
— Вот бежит река, и что-то мне шепчет, помогите мне разобрать ..
Придумала я три слова:
Река, речушка и река.
Ну, а хитрый мальчик
Подсказал слово … (речушка)
бородатый старичище
Вдруг назвал слово (Речище)
А с косичками девочка
Слово вспомнила .. (речушка)
У реки песок какой?
Все ответили .. (речной)
На реке цветы какие?
Ну, конечно же … (речные)
А вода в реке какая?
Ясно всем, она .. (речная)
Раз, два, три, четыре, пять!
Пора родственников собрать!
— А вот вам и задачи реки, назовите слова-родственники к слову «РЕКА»
— Молодцы, справились с задачей, но вот беда нам нужно перейти реку, а для этого нам нужны камешки, посмотрите вот они, но они волшебные, чтобы стать на камешек, надо с этим камнем придумать слово.
Ра — рак, до — дождь, со — сок, ко — кот, мо — молоко, жу — жук, ша — ша … ….
— Перешли мы через реку и нас с вами встречают герои следующей сказки, а вот какой вы отгадайте?
12. Игра «Какой? Какая? Какое? Какие? »
Наш герой не любит есть,
Беда песенку поет,
Каждый заставит слушать,
Вокруг пальца обведет.
Покатился — нет и следа,
У него румяный бок.
Обманул он бабушку, дедушку ..
Кто же это? (Колобок)
— Это веселый Колобок, и он для вас приготовил веселое задание.
— Я вам буду называть цвет предмета, а вы должны подобрать этот предмет.
Зеленая …. елка, зеленый .. крокодил, красный … мяч, красные …. вишни, желтое … цыпленок, желтая … груша ….
13. «Посчитай, сколько слогов»
— Дети, скажите мне, какие сказки вы знаете, где герой злой волк.
— Послушайте загадку, о какой сказке идет речь?
С мамой жили, не тужили,
Травку ели, воду пили.
Маму слушались всегда,
Но пришла в их дом беда.
Серый волк пришел в их дом
И детей он нашел в нем
Всех детей спасла их мать
Эту сказку как назвать?
— Верно, дети, это сказка называется «Волк и семеро козлят»
-А вот и задание от героев, этой сказки.
— Нам с вами нужно, посчитать, сколько слогов, в словах и заштриховать столько и квадратов в словах: коза, козлята, волк
14. Игра «Найди пару»
— И с этим, заданием вы справились, а вот еще одно задание, от героев сказок, а вот из какой сказки герои, послушайте загадку.
К бабушке с корзиной
Смело я иду,
И в лесу тропинку
Всегда себе найду.
Вовку я сказала,
Что с собой несу.
Угадайте, дети,
Как меня зовут?
— Правильно, дети это Красная Шапочка.
— Как вы думаете, знала девочка о том, что в лесу опасно ходить одной? Почему она согласилась пойти через лес и разговаривать с хитрым волком?
— А вот и задание Красной Шапочки, вам нужно будет подобрать к словам — картинки, слова — картинка, при этом в ответном слове, звук должен быть другой, оппозиционный первом.
Сало — жало, жук — сук, кот — кит, рана — рама, гриб — грипп, дрова-трава, лис — лес, душ — тушь, лак — рак.
— Красная Шапочка шла к бабушкиному дому и встретила героиню нашей следующей сказки, а вот кто она послушайте загадку:
Жила была лиса
И была она очень хитрая
Пошла как-то лиса погулять
И в лесу она скалочки нашла
И пошла тогда по домам
И стала тогда она все менять …
— Верно, дети, это сказка, о Лисичке и скалочки.
— Ребята, как вы думаете лисе досталось по заслугам?
15.Гра «Домик»
— Лиса, вам тоже приготовила задание, нам надо сделать звуковой анализ слова: утка.
— Молодцы справились с заданием, но вот беда, лиса не хочет нас отпускать,
она хочет, чтобы мы для нее дом нашли.
— Дети, а давайте мы расскажем ей о нашем детском сад, а если ей понравится, то заберем лису на перевоспитание к себе.
16. Игра «Наш детский сад»
— Малыши, наша с вами задача, с помощью картинок помощников рассказать, о детском саде.
— Детский сад наш второй дом, приходим мы туда утром, забирают нас вечером, в детский сад ходят мальчики и девочки, дети очень любят туда ходить, в детском саду дети читают, играют, занимаются, рисуют.
— Лисе понравился ваша рассказ, она согласна чтобы мы ее взяли с собой.
— А нам пора дальше, нас ждут герои другой сказки, а вот какой отгадайте загадку:
У леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки,
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
— Дети, мы с вами оказались в сказке «Три медведя»
17 Игра «У медведя в доме»
— Малыши посмотрите какие сказочные нас вещи окружают, а как эти вещи называются сейчас.
-Герои Сказки этой, хотят вам загадать загадки, о тех предметах, которые встречаются в сказке
— Молодцы, справились с заданием, героев этой сказки.
— А сейчас, нам пора собираться в дорогу нас ждут герои, другой сказки.
18.Гра «Ласточка»
— Дети, в какой сказке восхищаются маленькой девочкой?
— Послушайте загадку:
Кто ею восхищался,
Кто, наоборот, — издевался,
Потому только, что она
Необычное была
А она спасала птицу
Улетела за границу
Эльф ей стал законным мужем
Кто она? Ответ мне нужен быстро …
— Верно это Дюймовочка? Скажите, в чем заключается доброта Дюймовочки? Почему ей плохо было у крота? Почему ласточка помогла девочке?
— Вот и к вам прилетела ласточка, и принесла вам своё задание по словам составить предложения, и сделать схему предложения.
— Вот и ласточка уносит нас на своих крыльях из сказки.
— Наше путешествие по сказке закончено и мы возвращаемся домой