Методическая разработка по теме: «Рекомендации воспитателям логопедической группы по использованию игр и упражнений в словообразовании»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ

Дидактическая игра «Большой — маленький»

(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:

шапка — шапочка; сапоги — …; пальто — …; кепка — …; куртка — … и др.

Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО». Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению имен сущест­вительных по теме «Обувь, одежда, головные уборы».

Ботинки — ботиночки, халат — …., шапка-…., рубашка — ….., платье -……, шорты-……, кофта-….., сапоги-….., шляпа-….., и т. п.

Дети рассматривают и называют картинки. Воспитатель обраща­ет внимание детей на разницу в окончаниях слов.

Подбери предметы к признакам:

Кожаный (-ая, -ое, -ые)_________________________________________________

Вязаный (-ая, -ое, -ые)_________________________________________________

Бархатный (-ая, -ое, -ые)_______________________________________________

Шерстяной (-ая, -ое, -ые)_______________________________________________

Ситцевый (-ая, -ое, -ые)________________________________________________

Джинсовый (-ая, -ое, -ые)______________________________________________

Игра «Назови» Назовите 5-7 видов продуктов:

Мясные_______________________________________________________

Молочные_____________________________________________________

Мучные_______________________________________________________

Кондитерские изделия___________________________________________

Упражнение в словообразовании:

Собери из двух слов название одного вида посуды:

Овощи режет – овощерезка

Кофе варит — ___________________________________________

Сок варит — ____________________________________________

Сок выжимает — ________________________________________

Овощи чистит — ________________________________________

Кофе мелит — __________________________________________

Мясо рубит — __________________________________________

Игра «НАЙДИ ЛИШНИЙ

Найди в названных словах лишнее и объясни почему.

Как назвать остальные предметы одним словом?

— яблоко помидор, груша, слива

— баклажан, перец, лук, груша

— калина малина, крыжовник, апельсин

— мандарин, апельсин, лимон, слива

— ананас, кокос, груша, манго

Упражнение «ОДИН И ДВА». Совершенствование грамматичес­кого строя речи, согласование числительных один и два с существи­тельными — названиями игрушек.

Воспитатель помещает на наборное полотно парные картинки: один кубик и два кубика, один мячик и два мячика, одна кукла и две куклы, одно ведерко и два ведерка и т. п. Дети рассматривают картин­ки и по очереди называют их. Воспитатель отдает картинки тем детям, которые ответили правильно.

Упражнение «Помоги Незнайке» Развитие слухового внима­ния, дифференциация овощей и фруктов по месту произрастания.

Исправь Незнайкины ошибки.

—  Картошка растет на болоте.

—  Яблоко растет под кустом.

—  Баклажан растет на кусте.

—  Груша растет в лесу.

—  Персик растет на елке.

«Скажи наоборот» Старший — (младший), большой —- …., молодой — … .

Старше — (моложе, младше) и т.д.

Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):

воробей —- воробушек, воробьишко;

галка — …,

снегирь— …,

синица — … .

лиса — лисонька;

белка — …

заяц — …,

медведь — …,

волк — … .

Упражнение «ИЗМЕНИ ПО ОБРАЗЦУ»

Ласточка поет – поющая ласточка

Ласточка щебечет — _________________

Ласточка заливается — _______________

Ласточка порхает — _________________

Ласточка летит — __________________

Ласточка парит — ____________________

Упражнение «Подбери»

Части тела птицы

Какая?

Длинный клюв

Длинноклювая

Длинные ноги

Короткий хвост

Широкие лапы

Тонкие ноги

Острые крылья

Белая грудка

Звонкий голос

Любит тепло

Быстрые крылья

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!