Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 9 «Снежинка»
Отчет по самообразованию учителя-логопеда
Поздеевой Евгении Тихоновны
Тема:
«Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с помощью универсальной технологии Буракова»
г. Кашин
2017 год
Тема: «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с помощью универсальной технологии Буракова»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросе обучения детей грамоте .
Задачи:
-
Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.
-
Изучить систему работы по обучению дошкольников основам грамоты как педагогической технологии.
-
Пополнить развивающую среду кабинета карточками
Обоснование выбранной темы.
Актуальность данной проблемы обусловлена требованием современного времени в применении универсальных технологий, предлагающих быстро обучить детей чтению и письму. Я хотела найти технологию, которая, по моему мнению, была бы универсальной и имела бы высокую эффективность и результативность при ее использовании.
Проблема.
Дети хотят читать, но теряют интерес в процессе обучения.
В рамках самообразования в течение учебного года:
Изучала литературу по теме самообразования, печатные издания «Логопед»
Прослушала вебинары на интерактивном педагогическом портале «Мерсибо», от издательства «Учитель», педагогического университета «1 сентября», участвовала на скайп мастер-классах.
Меня заинтересовала технология Буракова. Она подразумевает строгую последовательность всех шагов обучения, при чем, шаги эти настолько малы, что доступны для освоения каждому ребенку с любым уровнем развития. Технология – это система игровых упражнений с высокой вариативностью и частотой повторений учебного материала. За счет этого и достигается высокая эффективность и результативность формирования у ребенка умений и навыков, побуждение и повышение интереса к обучению. Используя технологию, педагог может быстро выявить причины затруднений восприятия материала у ребенка в учебном процессе и уделить максимум внимания каждому ребенку как индивидуальности.
Обучение чтению по технологии Буракова – это веселая, увлекательная игра. Интерес растет за счет самих игр и упражнений, быстро и незаметно для себя начинают читать первые слова. В процессе обучения учитывается динамика восприятия материала каждого ребенка индивидуально.
Одна из игр, «чтение через пение». Цель этой игры – разминка и эмоциональный настрой. Читать текст можно и по слогам, а вот петь по слогам не возможно. В этом и состоит суть упражнения – создать ситуацию чтения целым словом, а так же научить ориентироваться в тексте. В этой игре дети поют, читая текст песни на доске, следя за указкой. Потом дается задание найти слова в тексте и прочитать их.
«Складарь» — дети читают первый слог, а дальше читает педагог. Суть этой игры состоит в многократном вариативном повторении одного и того же склада. Читая слова с одинаковыми складами, дети непроизвольно запоминают этот склад, а попутно повторяют и другие, усваивая целостный образ слов.
«Складарики» — это игра является продолжением темы складаря, но в виде карточек-складариков. В данном упражнении ребенок действует активно, самостоятельно подбирает слова с нужным складом, что приводит к быстрому и эффективному запоминанию складов.
«Поля слов» — это другой вариант повтора слов из складов, наряду со складарем и складариками. В процессе поиска, ребенок узнает и запоминает слова, учится составлять слова из складов, то есть писать слова. Ведь наиболее эффективный способ обучения чтению – через письмо.
Игры проводятся около магнитной доски, где крепятся карточки, либо на ковре.
В процессе изучения данной технологии я пополняла методическими материалами кабинет. Были изготовлены карточки складарики и другие пособия.
Литература:
Баронова В.В. Формирование навыков звуко-слогового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели.
// Логопед в детском саду. 2012, №3.
Бондарева Л.Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2008.
Бураков Н.Б. «Как пробудить интерес к чтению?» электронная книга
Бураков Н.Б. «Научи своего ребенка читать» 2 книги, электронные книги
Дурова Н.В., Невская Л.Н. Комплект из 4-х книг: Поиграем в слова.
От слова – к звуку. От звука — к букве. Читаем сами. – М.: Школа-Пресс, 1998.
Карельская Е. Использование символов в работе над звуками. Дошкольное воспитание. 2000, №1.
Костылева Н.Ю. Занимательные упражнения по обучению грамоте дошкольников.
Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду. 2007, № 4, с. 51-54.
Сазонова Н.Н., Куцина Е.В., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Тетрадь. В 3-х частях. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012.
Смолянская В.С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению. 2010.
Соловьёва Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Ткаченко Т.А. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетические символы. Владос, 2013.
Ссылки
https://www.youtube.com/watch?v=z9xZTwVhNOg
http://www.intelkot.ru/metodiki-razvitiya/avtorskie-metodiki/tehnologii-burakova/
http://nburakov.ru/texnologii-2/
http://chitalochka-ru.ru/ychim/kak-nauchit-rebenka-chitat-obzor-metodik-obucheniya-chteniyu.html
Изучение литературы по теме
Автор |
Название книги, статьи |
Краткая аннотация, заметки |
Ткаченко Т.А. |
Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетические символы. Владос, 2013. |
В книге представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми дошкольного возраста по обучению их навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой. В пособии собраны занимательные игры и упражнения, а также конспекты занятий. |
Н.В.Соловьёва
|
Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009. |
Пособие содержит оригинальные комплексные таблицы, позволяющие проанализировать звуковой состав слова и состав предложения. |
Н.Н.Сазонова Е.В.Куцина Н.Г.Хрушкова |
Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Тетрадь. В 3-х частях. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012. |
Занимаясь по этой тетради, ребёнок научится выделять слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове, подбирать слова к звуковой и слоговой схемам. |
Дурова Н.В., Невская Л.Н. |
Комплект из 4-х книг: Поиграем в слова. От слова – к звуку. От звука — к букве. Читаем сами. – М.: Школа-Пресс, 1998. |
Комплект из 4-х книг помогает познакомить детей с тем, что наша речь состоит из множества слов, звучащих по-разному или схоже, учит различать твёрдые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, проводить звуковой анализ слов. Знакомит детей с гласными буквами и правилами их написания. Всё это имеет большое значение для последующего обучения чтению и грамотному письму. |
Бондарева Л.Ю. |
Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2008. |
В книге представлена авторская система обучения детей в игре. |
В.В. Баронова
|
Формирование навыков звуко-слогового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели. // Логопед в детском саду. 2012, №3. |
|
Н.Б. Бураков |
«Как пробудить интерес к чтению?» электронная книга |
|
Н.Б. Бураков |
«Научи своего ребенка читать» 2 книги, электронные книги |
|
Кудрова Т.И.
|
Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду. 2007, № 4, с. 51-54. |
|
Карельская Е. |
Использование символов в работе над звуками. Дошкольное воспитание. 2000, №1. |
|
Смолянская В.С. |
Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению. 2010. |
|
Костылева Н.Ю. |
Занимательные упражнения по обучению грамоте дошкольников. |
|