Управление культуры Брянской городской администрации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Детская школа искусств №2 им. П.И. Чайковского»
Разработка урока
« Русские народные праздники и песни годового календарного круга» Работа преподавателя теоретических дисциплин Звонниковой Натальи Эдвардовны
г. Брянск
2016 год
1. Пояснительная записка
Работа представляет собой видеоряд, объединённый в слайдовую презентацию с текстовыми пояснениями для каждого файла. Если на вашем компьютере презентация не будет запускаться, то используйте отдельные видео файлы, которые прилагаются. https://yadi.sk/d/Ywe2AyoXrSNYN это ссылка на скачивание файлов.
Урок « Русские народные праздники и песни годового календарного круга» по предмету « Слушание музыки» представляет собой итоговое занятие I-ой четверти с учениками 3-его года обучения в детской школе искусств (по программе Царёвой Н.А.). Также он может быть проведён в качестве внеклассного мероприятия с учащимися 3-4 х классов в общеобразовательной школе. К этому времени у учащихся начальных классов накапливается определённый « эстетический багаж»: они уже умеют слушать и учатся понимать серьёзную музыку, учат стихотворения, достаточно много читают и интересуются жизнью людей в прошлом, им знакомы многие картины русских художников о природе.
Основными целями данного урока являются:
-
заложить основы культуры слушания русских народных песен,
-
создать предпосылки для дальнейшего музыкального и личностного развития.
Задачи урока:
-
расширить представления детей о жизни через воздействие ярких и доступных их пониманию музыкальных произведений,
-
дополнить и усилить слуховые ассоциации зрительными картинами,
-
дать целостное представление о русских песнях и праздниках годового цикла.
Прохождение темы « Русские народные праздники и песни годового календарного круга» начинается с того, что ученики рисуют на большом альбомном листе год в виде круга, разделяя его на четыре разноцветных сектора по временам года и отмечая 12 месяцев. Затем, каждый ученик отмечает на своём круге праздники, которые он отмечает: семейные (дни рождения свой и своих близких), государственные ( День защиты детей, День Победы, День знаний, Новый год и другие). Спрашивая родителей, а так же бабушек и дедушек, дети добавляют праздники на свой круг. Постепенно круг пополняется, получает более полную градацию праздников государственных, православных и народных (трудовых — земледельческих). Таким образом, учащиеся приходят к пониманию годового круга как вехи, малого цикла в жизни русского человека, которому сопутствовали в каждый конкретный месяц и даже день свои праздники и песни.
Хочу добавить, что прохождение всего музыкального материала по теме рассчитано на 8 – 10 уроков. О каждом празднике я рассказываю подробно. На уроке мы слушаем с учениками несколько разных песен, наиболее понравившиеся – разучиваем, разыгрываем в действе (например: Колядки или Веснянки). Итоговый урок, который предлагается вашему вниманию не предполагает воспроизведения всего музыкального материала. Его задачи – вспомнить основные песни, праздники и картины русской жизни.
2.План урока
«Русские народные праздники и песни годового календарного круга».
Годовой календарный круг – это народный календарь, соединяющий в себе праздники земледельческого, православного и государственного календаря. Это — годовой цикл обрядов и песен, совокупность духовной жизни славянских народов России. Осень, зима, весна, лето – шли в своей круговой череде из года в год, из века в век времена года. И каждому времени года на Руси соответствовали свои праздники, обряды и песни.
-
Дожиночные ( Обжиночные) песни.
В XV — XVII веках Новый год на Руси праздновался 1 сентября. После сбора урожая, когда амбары были заполнены зерном, убраны на хранение овощи и фрукты, можно было праздновать и веселиться. Сейчас этот день совпадает со старинным праздником « Дожинки» или « Обжинки», который отмечают в деревнях России и Белоруссии 28 августа (по православному календарю – « Успение Пресвятой Богородицы»). Дожиночные песни – пелись во время работы жниц, которые дожинали последние участки неубранной нивы. Короткие, повторяющиеся фразы, узкий диапазон мелодии, минорный лад песни «Жнеи, мои жнеи» сопутствует однообразным трудовым движениям и усиливает настроение: большая усталость от тяжёлого труда.
Мелодии, звучащие на празднике по случаю окончания жатвы, иного характера. В них преобладает мажорный лад, подвижный темп, чередуются светлые и задорные девичьи, и удалые и мощные молодецкие интонации.
-
Традиции зимних праздников ( Заклички зимы, зимние посиделки, Рождество и колядование, рождественские гадания.
К середине октября в средней полосе России уже выпадал первый снег. (14 октября – праздник Покров). В деревнях после осенней распутицы ждали большого снега, установления санного пути. Песня этого времени – закличка «Зазимка – зима». Короткие повторяющиеся мотивы, ладовая неопределённость (всего 4 звука) говорят о её древних, языческих корнях. С ноября, длинными холодными вечерами начинались зимние посиделки – засидки. Они сопровождались пением песен, рассказом историй и сказок, игрой музыкантов — умельцев на балалайке или гармошке.
Девочки – подростки и девушки пряли пряжу, мечтая под мерное потрескивание лучины и жужжание прялки о женском счастье или переживали свои сердечные страдания. Об этом – песня « То не ветер ветку клонит». Она известна многим любителям русских песен. Широко льётся мелодия, восходящие скачки заполняются плавным поступенным движением. Спокойный ритмический рисунок сочетается с минорным ладом мелодии, придавая музыке характер неторопливой исповеди. Музыку этой песни сочинил известный русский композитор 19 века Александр Алябьев, но воспринимается она слушателями, как истинно народная.
Рождество — один из самых значимых зимних праздников на Руси. Огромно многообразие песен этого времени — колядки, авсеньки, таусеньки, щедровки, виноградья, величальные, подблюдные. Колядовать – значило в ночь накануне Рождества (в Сочельник), ходить по домам соседей и петь песни – колядки. Ходили дети и молодёжь, обязательно со звездой и колокольчиком, обрядившись в маски и костюмы (медведя, козы, птиц и др.). Придя к соседям, ряженые славили хозяев, желали им здоровья и богатства, а те в ответ должны были одарить пришедших орехами, конфетами или мелкими деньгами. Многие песни такого праздника сопровождались припевом со словами «коляда». От Рождества до Крещения (с 7-го по 19-е января) – время девичьих гаданий. Гадали на петухе, воске, зеркале, блюде. Поэтому гадальные песни называют ещё подблюдными. Вот одна из них:
Уж я золото хороню, да хороню, Моё золото пропало, чисто серебро пропало, Чисто серебро хороню, хороню. Пал перстень в калину — малину, чёрную смородину. Я и у батюшки в терему, в терему, Очутился перстень у дворянина да у молодого Я и у матушки в высоком, в высоком! На правой ручке, на малом мизинце.
С 1800 года по указу Петра 1 Новый год на Руси стали отмечать как в Европе, в ночь с 31-го декабря на 1-е января. А песни в народе пелись те же, только слово « коляда» заменялось на «авсень» или « таусень», что говорило о их принадлежности Новогоднему празднику.
3 Проводы зимы. Масленица.
Масленицу, один из передвижных праздников, почитали на Руси особо. Ведь означала она окончание долгой и суровой зимы. Широкая масленица – настоящий русский карнавал со своим сценарием, играми, забавами и щедрым угощением, уходящий своими корнями в языческое прошлое Руси. Праздновалась масленица целую неделю. В первый день мастерились горки, делалось чучело масленицы, дети сжигали собранное по домам ненужное тряпьё и пели: « Гори-гори ясно, чтобы не погасло». Второй день – «заигрыши»: катания на горках, качелях, девушки угощали парней блинами. В среду шли на блины к тёще. Четверг был днём всеобщего гуляния – «разгуляй». В этот день катались на тройках лошадей, устраивались театральные постановки, кулачные бои, взятия снежной крепости, ярмарки. В пятницу и субботу блинами угощали молодые – зятья и невестки. В субботу вечером сжигали чучело масленицы. Воскресенье было днём, когда люди просили друг у друга прощенье. Назывался это день -«прощёное воскресенье». В масленичных песнях сохраняется та же последовательность, что и в праздновании: сначала масленицу зовут, потом величают, просят остаться, оплакивают её уход и, наконец, гонят со двора. Один из лучших примеров в русской классической музыке –сцена «Проводы масленицы» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
4. Весенние заклички. Пастушьи наигрыши. Егорьевские песни.
В первые весенние дни в деревнях проводился ритуал встречи весны. Женщины и дети выходили на самое высокое место («красную горку») и пели — гукали песни-веснянки. В руках дети держали на палочках испечённых из теста жаворонков, поднимая их в такт с пением. Часть фигурок крошили и рассыпали на поле, привлекая птиц. Этими песнями люди старались скорей «накликать» приход настоящей, тёплой весны. С её приходом начиналась подготовка к полевым работам.
Засидевшаяся за зиму в избах молодёжь, собиралась в свободное время в излюбленном месте, обычно у околицы деревни. Наступало время весенних хороводов. Пора готовиться и к первому выпасу скотины на пастбище, на молодую травку. Происходило это не ранее праздника — Егорьева дня (День Георгия Победоносца – 6 мая). « Батюшка — Егорий, спаси нашу скотинку»,- просили крестьяне.
Очень востребованным и уважаемым человеком на селе был пастух – не каждому мог хозяин доверить пасти свою кормилицу – коровушку. Вместе с взрослыми пастухами пасли стадо молодые подпаски. Игра на самодельных духовых инструментах (дудочках, свирели, жалейках, трубах, изготовленных из тростника, бересты, рогов), скрашивала долгие часы работы на выпасе, не давала сморить сну и сгоняла стадо ко времени сбора домой. Такой наигрыш так и называется – сгонный.
5. Летние праздники и хороводы (Троица. Гряная неделя. Иван Купала).
Из всех праздников летнего времени наибольшим размахом выделяется Троица, отмечаемая на 50-тый день после Пасхи. В России это время цветения молодой растительности, конец июня. По традиции, к этому дню берёзки украшали лентами. Растущим рядом берёзкам влюблённые связывали верхушки (обряд Кумления). Ветвями берёзы украшали помещения внутри избы, в церкви, из веток делали венки. Во время празднования Троицы водили хороводы, делали и дарили куклы-обереги в трёх юбках, люди ходили друг к другу в гости и щедро угощали. Весенние и летние хороводы проходили на Руси как игровое действо – одна из форм народного театра. Один из самых известных Троицких хороводов – песня « Во поле берёза стояла».
Приняв Христианство, русский народ сохранил в своих традициях многие языческие представления, которые отразились в народных праздниках. Один из них – Русальная или Гряная неделя, которая шла сразу после Троицы. Она считалась временем пребывания на земле русалок, вышедших из воды после Вознесения. На Русальной неделе обычно совершались обряды, связанные с прощанием с весной: вынос Троицкой берёзки, «Проводы русалки», «Вождения коня». В песне Брянской области « На гряной неделе» слышны те же магические гуканья, что и в веснянках, которые говорят о древних, языческих корнях этих песнопений. День Ивана Купалы (Ива́нов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. Он отмечается 24 июня (7 июля по новому стилю) и совпадает с праздником Рождения Иоанна Предтечи.
День и особенно ночь накануне праздника наполнены магическими ритуалами. Днём девушки плели венки, собирали целебные травы, водили хороводы с пением купальских песен. Вечером молодые прыгали через костёр парами. Считалось, что огонь обладает могучей очищающей силой. Вечером под пение купальских песен венки опускали в реку, гадая на замужество. Ночью купались в водоёмах, ходили по лесу в поисках цветка папоротника, который должен был одарить нашедшего его большой магической силой, утром омывались росой. Купальские песни — лирического характера и любовного содержания, или в виде шутливых припевок-перебранок между парнями и девушками. В другое время исполнять такие песни было не принято.
6. Лето, июльские хороводы, начало жатвы..
Июль — « макушка» лета. В народе его называют по-разному: липень, серпень, ягодник, грозовик. В июле, идут самые обильные дожди с грозами, проходит сенокосная страда, поспевают ягоды, цветёт липа, начинается первый сбор мёда. В июле созревают колосовые и начинается жатва.
Дерево липа играло огромную роль в жизни русского крестьянина. Липовый цвет был неизменным лекарством от простуды, липовый мёд – лечебным продуктом, едой и лакомством на столе. А из липового лыка (внутренней части коры молодых липок) плелись лапти – единственный и незаменимый « демисезонный» вид обуви русского человека на протяжении многих веков. К слову сказать, взрослый мужчина снашивал липовые лапти за одну неделю. Сколько же пар обуви подарила за века русская красавица липа.
Не зря воспевалось это дерево в народных песнях .А под липою, у околицы деревни, водили хороводы девушки и парни, назначались свидания. В опере Н.А. Римского — Корсакова « Снегурочка» звучит русская хороводная песня « Как под липою» :«Как под липою бел шатёр, во том шатре девица, во том шатре красная….»
Жатва – самое трудное и напряжённое время в жизни русских крестьян. В народе говорится: « летний день год кормит». От собранного урожая зависело, сытной ли будет жизнь весь последующий год, весело ли будут отмечаться праздники и какие песни будут на них звучать. Но это – уже тема нового годового круга и следующего урока.
Список литературы.
Обязательная литература:
-
Царёва Н. «Слушание музыки» Методическое пособие. Издательство « Росмэн», Москва, 2002 год.
-
Царёва Н. « Уроки госпожи мелодии», Учебное пособие по предмету «Слушание музыки» 1-3 классы ДШИ. Издательство « Росмэн», Москва, 2002 год.
-
Царёва Н., Лисянская Е., Марек О. « Предмет « Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ». Программа, методические рекомендации, поурочные планы. Издательство « Пресс — соло», Москва, 1998год.
Дополнительная литература :
-
Васина – Гроссман В. « Первая книжка о музыке». Издательство « Музыка», 1988год.
-
Вендрова Т., Пигаева И. « Воспитание музыкой». Издательство « Просвещение», Москва, 1991 год.
-
Кабалевский Д. « Про трёх китов и многое другое». Издательство «Детская литература», Москва, 1972 год.
-
Клёнов А. « Там, где музыка живёт». Издательство « Педагогика», Москва, 1985 год.
-
Медушевский В., Огановская О., Энциклопедический словарь юного музыканта. Издательство « Педагогика», Москва, 1985 год.
-
Рыцарева. М. « Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей». Издательство « Музыка», Москва, 1994 год.