Предмет (форма занятия) музыка Класс (группа)_____4________________УМК_ «Музыка 4 класс» Усачева В.О., Школяр Л.В.
Тема урока (занятия) Оркестр русских народных инструментов
Дата проведения урока (занятия) 01. 11.2013_____________________________________
Этапы урока, время |
Планируемый результат в области |
Универсальные учебные действия, предметные учебные действия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методы и приемы |
Организационный момент
|
Настрой на урок |
Коммуникативные: -Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность.
Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.
|
Дети входят в класс. Музыкальное приветствие. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.
|
Музыкальное приветствие детей |
Практический
|
Опрос учащихся по заданному на дом материалу |
Проверка выполнения домашнего задания |
Регулятивные УУД: адекватное восприятие оценки учителя Коммуникативные УУД: взаимодействуют с учителем во время опроса |
Ребята, дома вы должны были нарисовать русские народные инструменты. Давайте посмотрим, что у вас получилось |
Показывают свои рисунки |
Наглядный (показ рисунков) |
Объяснение нового материала
|
Осмысление нового материала |
Регулятивные: -Умение размышлять, отвечать на вопросы. -развитие умения осмыслить полученную информацию Коммуникативные: -Формирование умения грамотно строить речевые высказывания Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
|
-Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а отгадав ее вы поймете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке « Балалайки, гусли, домры И баяны, и гармошки Есть трещотки, дудки, бубны Даже расписные ложки Все играют звонко, дружно Слушать их не надоест Отгадать, ребята нужно Что это? Давайте вспомним, что такое оркестр? -Правильно. Когда играет сразу много инструментов- это играет оркестр. Значит, оркестр-это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах (слайд) -Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. (слайд) Сегодня мы с вами будем говорить о оркестре русских народных инструментов. А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»? Потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди. В оркестре русских народных инструментов три группы: струнные, духовые и ударные. (слайд) Какие инструменты называются струнными? Правильно, инструменты где звук издает струна. Какие струнные инструменты русского народного оркестра вы знаете? (слайд) — Балалайка, ребята музыкальный символ русского народа. В 18-19 веках она была саамы распространенным инструментом. Балалайка- струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф на который натянуто 3 струны. Наверно каждый из вас помнит загадки или стишки про балалайку. Давайте послушаем. (слайд) -Еще один струнный инструмент это гусли. ( слайд) Это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Гусли –это доска, похожая на крыло с натянутыми на нее струнами. Струн бывает от 5до 17 Давайте послушаем как звучит этот инструмент. А сейчас я вам загадаю еще одну загадку: Деревянная, Круглая, звонкая. Всего четыре струны, А поёт на все лады
-Правильно, это домра. (слайд) Домра-это струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и тремя-четырьмя струнами. Этот инструмент-основа народного оркестра. Давайте послушаем, как звучит этот инструмент. -Следующая группа народного оркестра- духовые инструменты. Как вы думаете, почему они так называются ? Правильно, Звук возникает из-за движения воздуха, который вдувается в отверстие. — Какие духовые народные инструменты вы знаете?(слайд) Отгадайте загадку: Словно жалуясь кому-то Зазвучал, тот инструмент. Это вам не канарейка, А печальная …… (слайд) Жалейка — это небольшая трубочка из тростника, дерева. В боковых стенках трубочки есть отверстия На них играли пастушки, звук в тишине полей и лесов разносился на многие километры и они перекликались между собой. Давайте послушаем как звучит жалейка
Следующий инструмент- свистулька. (слайд) Свистульки можно сделать как из дерева, так и из глины. Им придавали форму птичек, рыбок, животных, раскрашивали в яркие цвета. Внутри было отверстие, в которое вдували воздух. Послушайте следующую загадку: -приложил к губам я трубку Полилась по лесу трель Инструмент тот очень хрупкий называется … (слайд) Свирель- это маленькая дудочка, состоящая из двух деревянных трубок разной величины с боковыми отверстиями. Следующая группа инструментов: ударные Почему они так называются? В группу ударных инструментов входят ложки, трещотки, бубен. (слайд) Ложки- русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. (слайд) Трещотки- инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур. Играющий на трещотках держит шнур за концы, и по-разному встряхивая его, извлекает звонкие звуки в различных темпах. (слайд) Бубен- его встряхивают или ударяют ладошкой. (слайд) А теперь мы с вами попробуем исполнить на инструментах вариации на русскую народную песню «Светит месяц»
|
Внимательно слушают загадку. Отвечают: «Это оркестр»
Отвечают: «Оркестр –это когда играет много инструментов»
Отвечают на вопрос
Отвечают на вопрос
Отвечают: балалайка и т.д.
Записывают; слушают запись
Вспоминают загадки и стихотворения
Записывают.
Слушают запись.
Отгадывают загадку; записывают.
Слушают запись.
Отвечают
Отгадывают загадку; записывают в тетради
Слушают запись
Записывают.
Отгадывают загадку.
Записывают.
(слушают звучание инструмента)
Отвечают на вопрос.
Записывают
Записывают
Записывают
Играют на инструментах |
Метод размышления о музыке Метод забегания вперед и возвращения назад Метод создания композиций Словесный метод (художественное слово; рассказ учителя) Беседа Наглядный ( показ слайдов)
|
Закрепление учебного материала
|
Применение теоретических знаний на практике |
Регулятивные: Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать. Личностные УУД: применение на практике и последующее повторение нового материала
Коммуникативные УУД
|
А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется « Инструменты соберитесь»
|
Играют |
Практический (игра) |
Задание на дом
|
Выполнение домашнего задания |
Познавательные УУД:
|
Составить кроссворд на тему «Оркестр русских народных инструментов» |
Записывают в дневники |
Словесный (объяснение учителя) |