Урок № 23
Тема:
Цели и задачи:
1) познакомить с сущностью религии, показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести;
2) развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие Теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
3) формировать отношение к религии, религиозному сознанию.
План урока:
1.Орг.момент
2.Проверка домашнего задания
3.Новая тема
4.Закрепление
5.Подведение итогов
6.Д/з
Ход урока:
1.Организационный момент
Одной из древнейших форм культуры является религия. Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. В одной из телевизионных передач «Вечер с Познером» состоялась встреча с религиозными деятелями, на которой обсуждалась роль религии в современном обществе. Ведущий задал служителям культа вопрос: «10 заповедей Моисея существуют 2000 лет. Стало ли человечество меньше убивать, воровать?» В конце урока попробуем ответить на этот вопрос, определив место религии в духовной жизни человека.
2.Проверка д/з
-
Дать определения понятиям: наука, научно-технический прогресс, образование.
-
Внимательно прочитай Статью 30 п.1 Конституции РК и ответь на вопрос: Статья 30, п. 1. «Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно».
— как вы считаете, учиться в школе – долг или обязанность? Почему?
-
Выскажи свое мнение: «Правильный выбор профессии – не только важнейшее условие жизненной успешности личности, но и определяющий фактор развития общества» (Ж.Маханбетова).
3.Новая тема
1. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии.
2. Роль религии в жизни общества.
3. Принцип свободы совести.
Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.
Существует множество определений религии. Приведём некоторые из них.
Запись в тетрадях:
Религия – это:
-
вера в сверхъестественное (в Бога);
-
совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
-
одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Религия (от лат. связывать) – это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом, именуемым Богом или Абсолютом, Творцом всего существующего на земле и управляющим мыслями и поступками людей.
Учитель: Будучи одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками:
Запись в тетрадях:
Признаки религии:
-
вера в сверхъестественное;
-
организованное поклонение высшим силам;
-
стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала.
Учитель: Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Религиозная вера включает в себя:
-
нормы морали, которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;
-
определённые юридические нормы, которые также объявлены или появившиеся непосредственно в результате вдохновенной Богом деятельности законодателей;
-
веру в боговдохновенность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т.п.
-
веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, молитва, пост, богослужение и т.п.)
Ранние формы религии
Форма религии |
Её сущность |
Тотемизм |
Поклонение какого – либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Первоначально тотемизм выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией. От магии неотделим и фетишизм – религиозное поклонение, суть которого сводиться к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т.п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в многочисленных проявлениях и сейчас. |
Анимизм |
Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворённость природы. Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий. |
Учитель: В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:
-
Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
-
Национально – государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм др.
-
Мировые религии: буддизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм).
Работа учащихс с раздаточным материалом – составление таблицы «Мировые религии »:
Название религии |
Время возникновения |
Численность верующих |
В каких странах и районах наиболее распространена |
Основные положения вероучения |
|
|
|
|
|
— Что объединяет все эти мировые религии?
— Какие отличия между ними вы увидели?
Роль религии в жизни общества
— Проведем небольшой эксперимент. Ответьте на вопрос: что такое религия лично для вас?
Как видно из ваших ответов, религия — один из способов найти ответы на философские вопросы: «Есть ли душа?», «Что лежит в основе поступков человека?», «В чем разница между добром и злом?» Некоторые утверждают, что дополнительные силы человеку придавала уверенность в том, что он не один, что у него есть божественные покровители, которые приходят к нему в трудную минуту. Другие считают, что в мире остается множество непознанных вещей, тайну которых человек жаждет раскрыть, но не может этого сделать, а когда нет научных ответов на вопросы, их находят в религиозных представлениях и т. д.
Что же говорят обществоведы, рассматривая роль религии в жизни общества? Изучите и прокомментируйте схему.
Принцип свободы совести 4.Закрепление Открытый тест: 1) совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность (религия) 2)к какой группе религий относятся буддизм, христианство, ислам? (мировые) 3)право человека самостоятельно формировать свое мировоззрение и открыто выражать его в социальных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом (свобода совести) 4)как вы думаете, если РК – светское государство, то, как должен решаться вопрос о свободе вероиповедания?
5.Подведение итогов — В чем вы видите причины особой популярности ранних форм религии в наши дни? Почему люди стали чаще обращаться к магам, хиромантам, астрологам? 6.Домашнее задание: параграф 55; ответить на вопрос: «Как вы относитель к религиозным сектам?» Ответ обоснуйте |