Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа №2 по обществознанию
6 класс
-
Назначение работы. Контрольная работа направлена на оценивание качества полученных знаний по обществознанию, по теме «Человек среди людей», определение уровня достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
-
Документы, определяющие содержание КИМ: Контрольная работа составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта.
-
Подходы к отбору содержания, разработке структуры контрольной работы. Контрольная работа основана на системно-деятельностном подходе. Она предполагает оценивание как предметных, так и метапредметных результатов обучения, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД: Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция. Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; грамотное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации. Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений и выводов; доказательство. Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, владение монологической и диалогической формами речи; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Контрольная работа составлена в соответствии с программой по курсу «Обществознание» к линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова для основной школы, составленной на основе ФГОС общего образования.
-
Структура работы. Работа состоит из 14 вопросов, различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Задания контрольной работы составлены в соответствии с формой заданий основного государственного экзамена на доступном и понятном для учащихся 6 класса содержании. Выполнение заданий итоговой работы предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний, объяснение и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность. Задания с выбором ответа предполагают выбор одного правильного ответа из предложенных, а также последовательное соотнесение каждого из предложенных вариантов ответов с условием задания. Они позволяют проверить знание терминов, понятий, основных черт социальных явлений и т.д. Задание с развернутым ответом направлено на оценку умения строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы, а также владения грамотной письменной речью.
- Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки.
Код |
Проверяемые элементы содержания |
Код |
Проверяемые требования к уровню подготовки |
2 |
Человек среди людей. |
1 |
Метапредметные |
2.1 |
Межличностные отношения |
1.1 |
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. |
2.2 |
Человек в группе |
1.2 |
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы |
2.3 |
Общение |
1.3 |
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
2.4 |
Конфликты в межличностных отношениях |
1.4 |
смысловое чтение |
|
|
1.5 |
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
|
|
1.6 |
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения |
|
|
1.7 |
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
|
|
2 |
Предметные |
|
|
2.1 |
Описывать основные социальные объекты и явления; человека как социально-деятельное существо. |
|
|
2.2 |
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. |
|
|
2.3 |
Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм |
|
|
2.4 |
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм |
|
|
2.5 |
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека |
|
|
2.6 |
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений |
Обобщённый план контрольных измерительных материалов для проведения контрольной работы по обществознанию в 6 классе
№ зада ния |
Код КЭС |
Код КТ |
Уровень сложности
|
Максимальный балл за выполнение задания |
Примерное время выполнения задания в минутах |
1. |
2.1 |
1.1,2.1 |
Б |
1 |
1-2 |
2. |
2.1 |
1.2,2.1 |
Б |
1 |
1-2 |
3. |
2.2 |
1.1,1.2,2.4,2.1 |
Б |
1 |
1-2 |
4. |
2.3 |
1.1,2.1 2.2, 2.4 |
Б |
1 |
1-2 |
5. |
2.4 |
1.1,2.2, 2.4 |
Б |
1 |
1-2 |
6. |
2.2 |
1.1,1.2, 2.1,2.4 |
Б |
1 |
1-2 |
7. |
2.2 |
1.1,1.2,2.1,2.4 |
Б |
1 |
1-2 |
8. |
2.1 |
1.1,1.2, 2.2,2.3 |
Б |
1 |
1-2 |
9. |
2.3 |
1.1,1.2,2.1 |
Б |
1 |
1-2 |
10. |
2.4 |
1.1,1.2,2.3 |
Б |
1 |
1-2 |
11. |
2.4 |
1.2, 2.3, 2.5, 2.6 |
П |
2 |
2-3 |
12 |
2.2 |
1.4, 2,3, 2.5, 2.6. |
П |
2 |
2-3 |
13 |
2.4 |
1.5,1.6,1.7, 2.3,2.4,2.5, 2.6. |
П |
2 |
2-3 |
14 |
2.1,2.3 |
1.4,1.5,1.6,1.7, 2.2,2.3,2.5, 2.6 |
В |
3 |
5 |
15 |
2.1,2.4 |
1.4,1.5,1.6,1.7, 2.2,2.3,2.5, 2.6 |
В |
3 |
5 |
Всего заданий:14 Время выполнения работы: 40 – 45 минут. Максимальный первичный балл: 21 баллов. |
-
Распределение заданий по уровню сложности.
№
Уровень сложности
Количество заданий
Максимальный первичный балл
Процент от
максимального первичного балла
1.
Базовый
10
10
45,4%
2.
Повышенный
3
6
27,3%
3.
Высокий
2
6
27,3%
Итого:
15
22
100%
-
Шкала перевода первичных баллов в отметки.
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
0-7 |
8-12 |
13-17 |
18-22 |
-
Продолжительность работы. На выполнение работы отводится 40 – 45 минут (включая инструктаж 5 минут).
Контрольная работа №2 по теме «Человек среди людей»
6 класс
-
вариант.
-
Особенная связь человека с окружающими людьми:
-
Межличностные отношения
-
Чувства
-
Эмоции
-
Конфликт
-
Отношения между людьми, в основе которых лежат симпатия, взаимная тяга, стремление к контакту:
-
Знакомство
-
Антипатия
-
Дружба
-
Приятельство
-
Чем отличается одни народ от другого:
-
Занятиями людей
-
Традициями, фольклором
-
Устройством государства
-
Религией
-
Деловое общение характеризуется:
-
Соблюдением этикета
-
Выражением эмоций
-
Дружеским тоном общения
-
Неформальным поведением
-
Причиной наиболее острых конфликтов, перерастающих межличностные отношения, являются:
-
Противоположные интересы
-
Эмоциональные барьеры
-
Моральные барьеры
-
Различное положение в обществе
-
Верны ли суждения о стереотипах: а) стереотип – это многообразие представлений о людях, их действиях и поступках; б) стереотип отражает нестандартность поведения человека?
-
Верно только А
-
Верно только Б
-
Оба суждения верны
-
Оба суждения неверны
-
Верны ли суждения о групповых нормах: а) групповые нормы существуют только в формальных группах; б) групповые нормы могут различаться в разных группах?
-
Верно только А
-
Верно только Б
-
Оба суждения верны
-
Оба суждения неверны
-
Верны ли суждения о санкциях: а) санкции являются средством охраны групповых норм; б) санкции носят исключительно порицательный характер?
-
Верно только А
-
Верно только Б
-
Оба суждения верны
-
Оба суждения неверны
-
Верны ли суждения об общении: а) главным в общении является передача информации; б) основным средством общения является речь?
-
Верно только А
-
Верно только Б
-
Оба суждения верны
-
Оба суждения неверны
-
Верно ли что: а) любой конфликт может быть разрешен с помощью уступок; б) в любом конфликте одна из сторон всегда права?
-
Верно только А
-
Верно только Б
-
Оба суждения верны
-
Оба суждения неверны
-
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключение одного, характеризует понятие «антипатия». Укажите термин, относящийся к другому понятию.
-
Комплимент
-
Злость
-
Грубость
-
Презрение
-
Враждебность
-
Неприязнь
-
Какие из приведенных групп человек выбирает сам?
-
Семья
-
Спортивная секция
-
Место работы
-
Технический кружок
-
Класс
-
Нация
-
Установите соответствие между вариантами исхода конфликта и их примерами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
А. Брат с сестрой смогли договориться о взаимной помощи в выполнении домашнего хозяйства Б. Старший ученик отобрал мяч у младшего школьника на прогулке В. В ходе спора братья разделили между собой выполнение домашних обязанностей Г. Столкнувшись с грубостью, ученик перестал посещать спортивную секцию |
-
Межличностные отношения отличаются от всех иных контактов людей тем, что эти отношения носят обоюдный характер. Приведите три примера этой особенности.
-
Что такое общение? Какую роль играет общение в развитии человека?
Контрольная работа №2 по теме «Человек среди людей»
-
класс
2 вариант.
-
Чувство, прямо противоположное симпатии:
-
Стереотип
-
Антипатия
-
Уважение
-
Любовь
-
Высокий уровень межличностных отношений характеризует:
-
Знакомство
-
Компромисс
-
Апатия
-
Дружба
-
Быть лидером – значит:
-
Быть членом группы
-
Брать на себя руководство группой
-
Знать всех членов группы
-
Выполнять групповые нормы
-
Примером неречевого общения может служить:
-
Письмо другу
-
Улыбка при встрече друзей
-
Разговор пассажиров автобуса
-
Беседа с приятелем
-
Что необходимо для перехода конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие?
-
Инцидент
-
Перерыв в общении
-
План решения конфликта
-
Стереотип
-
Верны ли суждения о санкциях: а) санкции могут быть только поощрительными; б) для поощрения и поддержки человеку необходимы только материальные стимулы?
-
Верно только А
-
Верно только Б
-
Оба суждения верны
-
Оба суждения неверны
-
Верны ли суждения о целях общения: а) целью общения является общение ради самого общения; б) в ходе общения человек получает и передает информацию?
-
Верно только А
-
Верно только Б
-
Оба суждения верны
-
Оба суждения неверны
-
Верны ли суждения об особенностях общения между старшими и младшими: а) в общении между родителями и детьми обе стороны нуждаются в чуткости и внимании; б) в общении младших и старших никогда не может возникнуть конфликтной ситуации?
-
Верно только А
-
Верно только Б
-
Оба суждения верны
-
Оба суждения неверны
-
Верны ли суждения о поведении участников конфликтной ситуации: а) избегание конфликта является одним из вариантов поведения конфликтной ситуации; б) в конфликтной ситуации одна из сторон может идти на уступки, стремясь сгладить противоречия?
-
Верно только А
-
Верно только Б
-
Оба суждения верны
-
Оба суждения неверны
-
Верны ли суждения о конфликтах: а) конфликты бывают конструктивными и неконструктивными; б) наилучшим исходом конфликтов можно считать интеграцию?
-
Верно только А
-
Верно только Б
-
Оба суждения верны
-
Оба суждения неверны
-
Заполните пропуск в предложении.
Слово серебро — … золото
-
Установите соответствие между этапами конфликта и их примерами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
А. Попытка царевича Алексея укрыться при дворе австрийского императора Б. Верховный суд приговорил царевича Алексея к казни В. Равнодушное отношение царевича Алексея к делам Петра I Г. Объединение вокруг царевича всех, кому деяния Петра I были чужды |
-
Найдите в приведенном списке качества, которые характеризуют лидера группы
-
Хорошая успеваемость
-
Физическое превосходство
-
Способность увлечь за собой
-
Готовность взять ответственность на себя
-
Боязнь самостоятельно принять решение
-
Назовите виды межличностных отношений. Дайте характеристику одного из видов.
-
Приведите два варианта разрешения конфликта. Проиллюстрируйте каждый из них примером.
Ключи КИМ
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 вариант |
1 |
4 |
2 |
1 |
3 |
4 |
2 |
1 |
3 |
4 |
1 |
234 |
1Б 2В 3Г 4А |
2 вариант |
2 |
4 |
2 |
2 |
1 |
4 |
3 |
1 |
3 |
3 |
молчание |
1В 2Г 3А 4Б |
34 |
Критерии оценивания заданий 14 – 15
Содержание верного ответа |
Баллы |
1 вариант Могут быть приведены следующие примеры: Взаимодействие членов экипажа корабля Взаимовосприятие людей разных национальностей Взаимопонимание игроков спортивной команды
2 вариант Могут быть приведены следующие примеры: Виды межличностных отношений – знакомство, приятельство, товарищество, дружба. Знакомство самый распространенный вид межличностных отношений. Знакомые, это люди, которые тебя узнают. |
|
Приведены три примера |
3 балла |
Приведены 1-2 примера |
2 балла |
Нет ответов на вопросы |
0 баллов |
14.
Содержание верного ответа |
Баллы |
1 вариант Общение – это взаимные деловые и дружеские отношения. Оно является первой и самой главной формой отношения человека к окружающему миру. Без общения с людьми ребенок не может развиваться как человек. С помощью общения ребенок добивается понимания своих желаний родителями и другими людьми, начинает понимать желания окружающих.
Возможны четыре варианта исхода конфликта – подчинение, компромисс, прерывание конфликта, интеграция. Подчинение – одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Компромисс – обоюдные уступки. Прерывание конфликта – переезд в другой город одного из участников конфликта. Интеграция – нахождение общих точек соприкосновения. |
|
Даны ответы на оба вопроса |
3 балла |
Дан ответ на один вопрос |
2 балла |
Дан неполный ответ на один вопрос |
1 балл |
Нет ответов на вопросы |
0 баллов |