Конспект урока окружающего мира 4 класс школа россии по теме Тундра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 с. Серафимовский

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект урока окружающего мира

в 4 Г классе

по теме:

«Природные зоны России. Зона Тундры»

Учитель начальных классов

Лысенкова Ирина Викторовна

20108 год

Технологическая карта урока

Название урока

Природная зона России – Тундра

Предмет

Окружающий мир

Класс

4 класс

Технология

Проектно – исследовательская деятельность

Тип урока

Формирование новых знаний (урок-исследование)

Цели урока

для учителя

для ученика

  • сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.

  • познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

  • развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.

  • Развивать устную монологическую речь.

  • воспитывать потребность в бережном отношении к природе   

познакомиться с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека


Образователь

ные результаты

Предметные

  • получить представление о природной зоне тундры;

  • познакомиться с географическим положением тундры;

  • познакомиться с климатическими условиями зоны;

  • узнать особенности растительного и животного мира тундры;

  • познакомиться с населением тундры и его деятельностью.

Метапредметные

Регулятивные – прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала.

Познавательные – воспроизводить по памяти информацию, добывать новые знания, используя учебник, дополнительную литературу, ресурсы интернет и информацию, полученную на уроке; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути её достижения, строить монологические высказывания, вести диалог, слушать собеседника.

Личностные

выражать положительное отношение к процессу познания;

проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь в конкретных ситуациях;

осознавать потребность в бережном отношении к природе.

Образователь

ная среда урока

  • карточки-помогайки;

  • текст с ошибками;`

  • презентация учителя;

  • презентации детей

Форма работы на уроке

Групповая

парная

фронтальная

План урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Подготовка к изучению нового материала

— актуализация

— определение цели деятельности

4. Изучение нового материала

5. Усвоение знаний

6. Обобщение усвоенного

7. Оценка деятельности

8. Рефлексия

Ход урока:

1. Организационный момент

Добрый день! У нас сегодня необычный урок. Сегодня много гостей, давайте их поприветствуем.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

— Каким хотим видеть урок?

— Как этого можно достичь?

2. Проверка домашнего задания.

Природу какой зоны мы исследовали на прошлом уроке? (зону арктических пустынь)

На какие вопросы мы ответили, изучая эту зону?

-местоположение и климат

— растительный и животный мир

— использование человеком

Проверим как вы справились с этим заданием.

Для сильных исправить географические ошибки (белая)

Арктика-огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого Океана с морями и полуостровами (д/б островами).

Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (д/б косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике полярный день (д/б полярная ночь), а летом- полярная ночь (д/б полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -600, а летом не поднимается выше нуля (д/б поднимается на несколько градусов выше нуля).

Для средних детей тестовая работа (розовая)

Выполнение теста. Тест «Арктика Природная зона арктических пустынь расположена…
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Индийского океана;
в) на островах Северного Ледовитого океана.

  1. В Арктике для растений и животных сложились…
    а) суровые условия;
    б) комфортные условия.

  2. В ледяной зоне растут…
    а) кедры, березы, черемуха;
    б) лишайники, мхи, полярные маки;
    в) бузина, орешник, айва.

  3. В Арктике обитают животные…
    а) бобры, нутрии, хомяки,
    б) волки, белые медведи, рыси;
    в) моржи, тюлени, белые медведи..

  4. Скопления птиц в Арктике называются
    а) птичьи рынки;
    б) птичьи слободки;
    в) птичьи базары.

Для слабых графический диктант (зленая)

Поставить знак «+», если высказывание верное.

1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. —

2. Территория Арктики не имеет коренного населения. +

3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия. +

4. В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха. —

5. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени. +

6. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. +

7. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки» +

Ответы: — + + — + + —

Работа у доски (карточка помогай-ка)

Показать на карте Зону Арктики.

Как называется океан, который омывает север нашей страны?

Какое захватывающее явление модно наблюдать только в арктическом небе? Что вы о нем знаете?

Есть ли в Арктике растения, какие?

Какие особенности растений

Рассказать о животном мире Арктики.

Как особенности животных

Оцените работу товарищей.

3. Введение в тему

Люди отправляются в путешествие по разным причинам. Одних побуждает любовь к приключениям, других- неизвестность и жажда открытий. Мы тоже отправимся с целью открытия для себя чего то нового. Продолжим путешествие по природным зонам России. Определить место нашего путешествия поможет кроссворд:

(работа в паре)

1. Короткое название ледяной зоны (Арктика)

2. Птица с необычным красным клювом (тупик)

3. название острова на котором расположен заповедник (Врангеля)

4. Арктика – царство снега и … (льда)

5. Растения, живущие в толще воды (водоросли)

6. Вид рыбы, обитающий в северных морях (сайка)

Какое ключевое слово получилось? Куда мы отправляемся?

Какова же тема нашего урока « Природная зона – зона ТУНДРЫ»

Целеполагание

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Местоположение

Природные условия

Растительный мир и животный мир

Занятия населения

Я хочу добавить еще один пункт нашего алгоритма:

Сравнить зону Арктики и тундры. Есть ли отличия и сходства?

Отправляемся!

(Звучит песня «Увезу тебя я в тундру»)

– Эта песня не только создала нам приподнятое настроение перед путешествием, но если вы вслушались в слова, то многое могли узнать.

Как поется в песне ?….Увезу на край земли … Что можете сказать о положении зоны?   Обратимся к карте.

— Действительно, посмотрев на карту, мы видим, что тундра расположена на краю материка.

Актуализация знаний

Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете сказать о географическом положении тундры.

  • Эта зона находится южнее зоны арктических пустынь.

  • Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей, непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки. А на крайнем востоке спускается далеко к югу доходя до побережья Охотского моря. Эта зона находится южнее зоны арктических пустынь.

  • Определите воды какого океана омывают ее с севера

  • По берегам каких морей тянется территория тундры

  • Подумайте, будет ли зона тундры отличаться от зоны арктических пустынь

Ну а сейчас, чтобы ответить на все вопросы, предлагаю поработать в группах

4. Работа по теме

Мы составили план изучения зоны, поэтому чтобы ответить на все вопросы, предлагаю поработать в группах.

Кто занимается изучением поверхности земли и кто занимается определением состояния погоды?

ГЕОГРАФЫ И СИНОПТИКИ

Синоптики:

изучить природные условия тундры и

составить схему (поверхность, температура воздуха зимой, продолжительность лета.)

Какая наука занимается изучением растений?

Биолог- Ботаники:

Изучить растительность тундры, назвать основных представителей

Перечислить характерные признаки , приспособление к природным условиям

Специалист занимающийся изучением животного мира

Зоологи :

Изучить животный мир тундры, назвать основных представителей зоны,

Перечислить признаки приспособления к месту обитания: птицы (оперение, окраска, питание), животные ( питание, мех, окраска)

Специалисты, Которые анализируют влияние человека на природу

Экологи:

Представить в виде схемы деятельность человека в тундре:

Указать экологические проблемы, возникшие в тундре в результате деятельности человека)

.Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы),

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

географы

ботаники

зоологи

экологи

Проверка работы групп.

синоптики

  • Тундра- это царство холода, снега, многолетней мерзлоты. К югу от этой зоны, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. (Показ по карте.) На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом.

Суровый климат. Зима продолжается 7-8 месяцев, а лето очень холодное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом промерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10- 50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота.

Таким образом:

  • Тундра расположена чуть южнее Арктики

  • Это холодная бескрайняя равнина

  • Зима длится около 7-8 месяцев, температура -500С, так как зона расположена близко к Северному Ледовитому океану

  • 2 месяца длится полярная ночь

  • За короткое лето поверхность оттаивает от 50 см до 1метра

  • Кругом болота, мелкие озера

  • Лето очень короткое (2-3 месяца) и прохладное. Температура в июле не превышает +140С

Мы узнали какой климат в этой зоне, теперь нам предстоит узнать как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях.

Слово биологам (показ гербария)

Мы узнали, что растительный мир тундры значительно богаче, чем в Арктике.

Коротким полярным летом снега и льды тают, обнажая тундру. Разнообразные растения мгновенно просыпаются. Растения переносят долгую зиму в семенах, либо вообще не замерзая. Поэтому они остаются под снегом, как бы в законсервированном состоянии, с вполне развитыми листьями и почками. Летом растения быстро развиваются и успевают дать семена за короткое северное лето. Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40-50 см. талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот.

Олений лишайник или ягель, служит основной пищей для северных оленей. Ягель имеет беловатую окраску. Олени безошибочно находят его по запаху, даже зимой под слоем снега. Ягель растет медленно. Если олени съедают ягель, то только через 15 лет вырастает другой.

В тундре много различных мхов. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле, так как у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров.

Растения тундры очень маленькие, корявые, стелются по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и маленькие листья. В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени человека.

Клюква- стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму.

Береза карликовая имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни.

Вывод:

  • Растения тундры карликовые, так как дуют сильные ветры

  • Их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом

  • Растения стелются по земле, образуя подушки

  • Корни расположены близко к поверхности, они короткие так как многолетняя мерзлота

  • Короткий период цветения и созревания плодов

  • Яркая окраска цветов, привлекает насекомых

  • Растения многолетние

Физминутка

Ты по тундре стал шагать

Далеко кругом видать

Перешагивай деревья

Их, смотри не растопчи

Если летом оказался , гнус скорее отгони

А зимою- не дрожи

Сядем в нарты, и опять

Дальше тундру изучать

Слово передаем зоологам

В тундре есть постоянные ее обитатели. Как же они приспособились к жизни в суровых условиях?

Северные олени хорошо приспособлены к жизни в тундре. Их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложки или совка, удобные для разгребания снега и откапывания из-под снега ягеля. Во время хождения по мягкой почве или рыхлому снегу копыта раздвигаются в стороны, увеличивая поверхность опоры и те самым способствуя успешному передвижению по льду, снегу или болоту. Волосяной покров хорошо защищает оленя от стужи. На зиму волосы утолщаются, под ними образуется воздушный слой. К зиме олени жиреют, подкожный слой жира достигает 3-4 см, что помогает переносить сильные морозы. Кроме того, в морозную погоду олени сбиваются в плотные кучи, вследствие чего стадо окутывается густым облаком согретого воздуха.

Лемминги серые небольшие мышевидные грызуны. Окраска у некоторых из них желтоватая с темными и светлыми пятнами. Лемминги один час кормятся, два часа спят. Леммингами питаются многие животные тундры.

Сова за бесшумны полет, способность видеть в темноте, острый слух, реакцию в народе сову прозвали «пернатой кошкой». Сова как и кошка питается грызунами, в частности леммингами. Совы тундры имеют белый окрас, размах крыльев до 160 см, вес- 2,5 кг. Нападает на куропаток и даже ловит рыбу.

Песец один из немногих животных, способных переносить сильные морозы и снежные ураганы. У песца очень плотная шерсть на подошвах, особенно густая зимой. Очень острое обоняние помогает песцу находить мелких зверьков даже под толстым слоем снега толщиной более 3х метров. Белая шерсть делает его незаметным на снегу.

Многие перелетные птицы прилетают в тундру на лето. Есть и такие, которые живут в тундре круглый год. Летом в тундре появляется много комаров, мошек, оводов. И в это время года для гнездования прилетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки, кулики. Полярное лето с длительным солнечным освещением, которое позволяет им добывать корм, привлекает в тундру перелетных птиц.

Таким образом:

  • Белая окраска меха зверей и оперенья птиц зимой, лишь на короткое время- летом- сменяется на пеструю

  • Накопление слоя подкожного жира

  • Густой мех у зверей, теплый пух- у птиц

  • Утепление конечностей на зиму: у песцов- теплые стельки, у птиц опушение ног

  • Зимняя спячка

  • Сезонные миграции и кочевники (осенью покидают тундру)

5. Первичное закрепление

Исходя из выступлений представителей предыдущих групп, давайте подведем итог и закончим предложения в тексте.

  • Природные условия тундры менее суровы, чем….

  • В тундре много различных мхов и ……

  • Кроме того здесь растут……

  • Растения тундры…..,многие стелются по земле.

  • В тундре летом много…., поэтому сюда прилетают…..

  • А вот постоянно живут в тундре белая….. и полярная….

  • Самым главным животным тундры является……

6. Влияние человека в освоении тундры

Мы узнали о климате и представителях растительного и животного мира. Теперь нам остается узнать какую роль сыграл человек в освоении тундры.

Представляем слово экологам.

В тундре проживают чукчи, ненцы, эвенки и малочисленные народы Севера.

Главное занятие населения— оленеводство. Олени приносят большую пользу человеку. Люди зимой и летом ездят на оленях, собаках. Из шкур шьют обувь и одежду. В тундре много пушного зверя, поэтому население занимается охотой. Население также занимается рыболовством, потому что в морях и реках много рыбы.

В тундре найдены месторождения полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ, уголь.

Но по вине человека тундре нанесен и вред.

От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. На месте следов вездехода разрушен растительный покров, который восстановится только через десятки лет. За это время мерзлотный слой оттаивает на большую глубину и на месте следов образуется болото. А это приводит к уменьшению численности животных. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. Большой вред животному миру тундры наносит браконьерство.

А что же делать, чтобы спасти природу тундры?

  • Надо запретить браконьерство

  • Взять под охрану оленьи пастбища

  • Не использовать тяжелую технику

  • Создавать заповедники

Такой заповедник в Тундре есть это «Таймырский заповедник»

7. Закрепление изученного.

Наше исследование подходит к концу. Мы услышали много интересного.

О чем вы расскажете после нашего путешествия?

Предлагаю выполнить задания , подобные заданиям ВПР, по выбору

1. – указать название природной зоны, отмеченной буквой (белый цвет)

Рассмотри карту России. На ней буквами А и Т отмечены две природные зоны. 3.1. Запиши название каждой природной зоны в отведённое для этого поле.

2. заполнить таблицу (желтый

цвет)

Положение зоны

Природная зона

Климат

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана

Ледяная зона

Короткое, прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная морозная зима, глубокий снег зимой и сильные метели.

Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нем

Зона тундры

Лето короткое, холодно. Зима длинная, очень холодная. Полгода полярный день, полгода полярная ночь.

Ледяная зона

карликовая береза, полярная ива, морошка, брусника, голубика.

Зона тундры

мхи, лишайники.

Животные

Природная зона

Птицы

Морж, тюлень, кит, белый медведь, касатка.

Зона тундры

Белая сова, гуси, белая куропатка, утки, лебеди.

Северный олень, песец, лемминг, волк.

Ледяная зона

Кайра, чайка, гагарка

ТУНДРА

1. Зона тундры расположена…

1. севернее арктических пустынь,

2. южнее арктических пустынь.

2. В тундре …

  1. ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности

  2. длинная суровая зима и жаркое лето

  3. длинная суровая зима и короткое прохладное лето

3. Главное занятие коренного населения тундры …

  1. рыболовство

  2. оленеводство

  3. земледелие

4. Растения тундры …

  1. низкие с широкими корнями

  2. высокие с мощными корнями и широкими листьями

  3. низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями

5. К растениям тундры относятся …

  1. верблюжья колючка, саксаул, кактус

  2. кедр, осина, пальма

  3. карликовая ива, мох, черника

6. В тундре обитают …

  1. тюлени, моржи, киты

  2. песцы, лемминги, волки

  3. верблюды, лошади, коровы

7. Какие насекомые разводятся в тундре летом в огромном количестве?

  1. пчёлы

  2. бабочки

  3. комары

8. Укажи верную цепь питания:

1. растения – лемминги — полярные совы

2. комары – полярные куропатки – песцы

3.рачки – рыбы — чайки

9. Кто такие лемминги?

1. маленькие птички

2. крупные птицы

3. маленькие зверьки

4. маленькие ящерки

10. По каким причинам в тундре много болот и озер?

1. Постоянно идут дожди.

2. Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину.

3. Из-за низкой температуры воздуха вода с поверхности почвы испаряется

медленно.

  1. Почва бедна перегноем.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Что нового, необычного, интересного вы узнали?

Каким способом нам удалось это сделать?

Оцените работу групп и свою работу на уроке. Кого бы вы хотели поблагодарить.

9.Домашнее задание по выбору

  • Подготовить сообщение о Таймырском заповеднике

  • Составить цепи питания, характерные для данной зоны

Анализ урока с точки зрения формирования УУД.

В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании вопросов экологических проблем и экологических связей в тундре.

Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, интернет ресурсов и дополнительной литературой); при подготовке выступлений по инструкционным картам; при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)

Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).

И, конечно, коммуникативные УУД — речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.

На уроке проведена рефлексия учебной деятельности ,с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!