Родительское собрание «Поощрение и наказание»

Тема родительского собрания: «Поощрение и наказание»

Задачи:

1. Образовательные: познакомить родителей с приемами построения гуманных отношений в семье

2. Воспитательные: формировать у родителей грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребенка; побудить родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье; содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми

3. Информационные: выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся

4. Специальные: оказать родителям психолого-педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания, провести профилактику формирования вредных привычек и правонарушений.

Ход родительского собрания

1 Слайд — вступительный

2 Слайд

Что такое поощрение?
Что такое наказание?

«Поощрение» — содействием, сочувствием, наградой одобрить что-нибудь, возбудить желание сделать что-нибудь.

«Наказание» — мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.

3 Слайд

Покинут счастьем будет тот,
Кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.

4 Слайд

Сравнительный анализ результатов анкетирования учащихся 3 а класса и их родителей

5 Слайд

Единство требований взрослых к ребенку

6 Слайд

Делятся ли дети своими секретами с родителями?

7 Слайд

Виды поощрений в воспитании детей

8 Слайд

Виды наказаний в воспитании детей

9 Слайд

Очень часто я от вас слышу, что ваш ребёнок вас не слушается. Например, совершает какой – то поступок, который кажется вам недопустимым, например, начинает громко кричать при гостях. Может он совершает что – то другое – то, что мы называем плохим поведением.

Как мы обычно поступаем?

Большинство родителей бывает вынуждены изредка наказывать детей. Некоторые родители успешно воспитывают своих детей, не прибегая к наказаниям. Многое зависит от того, как в детстве воспитывали самих родителей. Но справедливости ради надо признать, что очень многие дети плохо себя ведут. Одни родители часто наказывают таких детей ( причём наказания бывают разные- от физического до морального ), другие – никогда. Всё зависит от взглядов родителей на дисциплину.

Но если наказание неэффективно, тогда как следует реагировать на так называемое «плохое» поведение ребёнка?

Основная идея – необходимо воспринять плохое поведение как информацию, как послание, которое отправляет нам ребёнок.

« Что мой ребёнок хочет мне сказать своим поведением?» — вот первая реакция родителя на любой негативный поступок ребёнка.

Обычно послания детей можно отнести к одной из четырёх групп.

1. Привлечь внимание.

В этом случае ребёнок считает, что если взрослые заняты им – значит они его любят. Но позитивное внимание ему получать слишком трудно, поэтому привычным становится привлечение внимания через негативные поступки. Получается, что суть послания, кото – рое содержится в « плохом» поведении – « заметьте меня, покажите, что любите».

2. Борьба за власть, или Кто у нас главный?

Как правило, эти послания используют дети со слабым «Я» Для них заставить кого – то поступить по – своему – возможность почувствовать собственную силу. « Пусть мне бу -дет плохо. Меня накажут, но в какой – то момент я почувствую себя сильным».

Понимая это, родитель найдёт способ предъявить свои требования в мягкой форме, а главное предоставлять право выбора: « После какого мультфильма ты сразу пойдёшь спать?» Иногда полезно согласиться с желанием ребёнка, отложив его на « потом»: « Я куплю машинку обязательно, но потом, когда …»

И понятно, что детям со слабым «Я» нужно постоянно подтверждать их значимость для окружающих. Показывать, что другие видят сильные стороны ребёнка , относятся с уважением к его мнению.

3. Месть, или Я хочу тебя наказать.

Если ощущение собственной никчемности ребёнка станет слишком мучительным и не- выносимым, он начнет вымещать свою обиду всеми доступными ему способами. Он может совершать совершенно дикие поступки, которые могут сильно ранить вас и за – ставят уже вас мучиться от обиды. Здесь главное ничего не предпринимать с позиции обиды. Надо « остудить соё сердце». А потом должен состояться разговор с ребёнком о своих собственных и его чувствах, о настоящих причинах его поведения, о возмож – ных последствиях. Полезно признавать и свои ошибки. А они ведь всегда есть.

4. Слабость, или Я буду контролировать тебя собственной слабостью.

Такие дети склонны подчеркивать свои слабости и неумелость. Просят помощи и бы – вают за неё очень благодарны. Конечно, какое – то время это приятно, когда мы чувств- вуем свою нужность, компетентность. Но через некоторое время это начинает раздра –

Жать, а потом беспокоить: « Почему он не справляется сам? Почему уроки он делает только со мной?» Крайний вариант проявление слабости – это уход в болезнь. Вспом – ним, как все начинают крутиться вокруг болеющего ребёнка.

Как нужно в таких случаях поступать?

Прежде всего не начинать жалеть ребёнка. Жалость лишает ребёнка возможности моби- лизоваться в трудной ситуации, искать ресурсы для её разрешения. Необходимо доступ- ным способом подбадривать ребёнка, демонстрировать свою веру в его возможности, по

буждать к действиям, хотя бы к первому шагу.

Итак, если вы уже « прочитали» послание ребёнка, которое содержалось в его плохом поведении, можно начинать действовать.

Но самое лучшее для хорошей дисциплины – любящая семья. Ребёнок, которого лю- бят, обязательно научиться любить в ответ. Другим существенным фактором является огромное желание как можно больше походить на своих родителей. Намерения ребёнка обычно самые лучшие, но ему не хватает опыта и последовательности, чтобы донести их до конца. Родителям приходится напоминать ребёнку: «Не ходи через улицу – это опасно»., «Не играй с этим предметом, ты можешь поранить кого – нибудь», и.т.д. Эффективность таких замечаний зависит от того, насколько последовательны родители, действительно ли они имеют в виду то, что говорят или просто « шумят», имеется ли серьёзная причина для запрещения или замечания, или матери просто хочется проявить власть, либо она разражена. Старайтесь избегать угроз. Они ослабляют дисциплину, тем более если угрозу выполнить невозможно.

Наказывая, подумай: ЗАЧЕМ?!

10. Слайд

Тест «Какой я родитель?»
Сколько раз тебе повторять! – 2 балла
Посоветуй мне, пожалуйста! – 1 балл
Не знаю, что бы я без тебя делал (а)! -1 балл
И в кого ты только уродился (ась)! – 2 балла
Какие у тебя замечательные друзья! – 1 балл
Ну, на кого ты похож (а)? – 2 балла
Я в твое время! -2 балла
Ты моя опора и помощник(ца)! -1 балл
Ну что за друзья у тебя? – 2 балла
О чем ты только думаешь? – 2 балла
Какая ты у меня умница! – 1 балл
А как ты считаешь, сынок (доченька)? – 1 балл
У всех дети, как дети, а ты… – 2 балла
Какой ты у меня сообразительный (ая)! -1 балл

Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов – Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности!

9-10 баллов – Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательней. Вы пользуетесь у него авторитетом, но он нуждается в любви и ласке.

13-14 баллов – вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.

11-12 Слайд

Я предлагаю вам несколько ситуаций, при решении которых мы с вами составим формулу, где зашифрованы законы воспитания ребенка в семье.

Ситуация 1

В последнее время вы не узнаёте ребёнка. Он стал грубым, агрессивным, а порой даже жестким. О нём говорят посторонние, учителя. Проявление таких качеств иногда вы наблюдаете сами, это прорывается и в ваш адрес. Мать считает, что все это возрастное и все это скоро пройдет. Отец наказывает ребенка, иногда применяя физическую силу. Что делать?

Выслушиваются мнения обеих сторон и достигается соглашение о том, что в семье должно быть единство требований отца и матери к ребёнку.

13-14. Слайд

Ситуация 2

Городская квартира. Петя ученик второго класса пришел со школы. Дома его встречает бабушка и дед. Бабушка радостно встречает его у дверей, помогает ему раздеться и начинает его кормить. Дедушка собирается на дачу, берет садовые инструменты и обращается к внуку:

— Петя, ешь быстрее и пойдем со мной на дачу. Надо поправить калитку. Твоя помощь мне необходима.

— На дачу? Сегодня я не могу. Нам задали столько уроков! А еще сегодня по телевизору мой любимый фильм.

-Ничего страшного. Ты учишься со второй смены, поэтому уроки, если не успеешь можно доделать завтра.

В разговор вмешивается бабушка.

— Ты что, старый, какая калитка! Видишь, Петенька устал, на нем лица нет. Программа сложная, задают много на дом. Да успеет он еще наработаться, жизнь большая.

Бывали в вашей семье такие ситуации?

Как вы поступали?

Подведём итог. Считаете ли вы, что совместные трудовые дела сближают родителей и детей, помогая им в общении? Какие качества при этом воспитываем в ребёнке?

Обмен мнениями, в результате которого выводится Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

15-16. Слайд

Ситуация 3

Семья вечером собралась у телевизора для просмотра интересной телепередачи. Николай решил послушать музыку, включив громкость так, что звук мешал слушать телевизор. На просьбы уменьшить звук, он не реагировал

О чем в этой ситуации думают родители: об интересах ребенка или о своих собственных? Чье поведение эгоистично? Как найти компромисс?

Закон уважительного отношения членов семьи друг к другу.

17-18. Слайд

Ситуация 4

3астенчивость и неуверенность в себе характерные черты вашего ребёнка. Это

накладывает серьёзный отпечаток на его умение общаться с одноклассниками, учебную деятельность результативность учения. Ребёнок от этого явно страдает. Как вы поведёте себя? Какую помощь окажете своему ребёнку?

Выводится закон о значимости похвалы для ребенка.

19-20. Слайд

Ситуация 5

Все знают, что ребёнок это растущий организм, которому обязательно нужны витамины.

Как вы поступаете, если у вас осталось одно яблоко. Отдаёте его ребёнку или разделите на всех?

В вашей семье придерживаются закона. Всё самое лучшее детям или всё самое лучшее поровну всем. Какого правила придерживаетесь вы при распределении благ среди членов семьи?

Закон разделения благ в равной мере между членами семьи.

21. Слайд

1. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
2. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
3. Закон уважительного отношения членов семьи друг к другу.
4. Закон значимости похвалы для ребенка.
5. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ для ребенка.

Если эти законы семье соблюдаются, значит .ребёнок состоится как человек, как личность.

22. Слайд

«Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы,
они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения,
чувство собственного достоинства уступает место чувству вины»
Дороти Нолт

23. Слайд

Конституция Российской Федерации
Статья 38, п. 2.
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Семейный кодекс Российской Федерации
Статья 63, п. 1.
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей

24. Слайд

В заключении хотелось бы прочитать стихотворением С. Михалкова « Дело было вечером..», но немного переделанное:

Дело было вечером, делать было нечего,

Галка села на заборе, кот забрался на чердак,

Тут сказал ребятам Боря просто так-

— А у меня в кармане гвоздь, а у вас.

— А у нас сегодня гость, а у вас.

— А у нас сосед соседа бил вчера велосипедом…

— Велосипедом – ерунда. Вот мотоциклом – это да. Это дело посложнее..

— Замолчи. Как дам по шее..

— Что сказал ты.

— Замолчи

— Сам молчи.

— Нет ты молчи.

Боря Петю укусил. Петя Борю уронил,

Все заборы изломали, все штанишки изорвали,

Извалялись все в пыли, а потом домой пошли.

Папа с мамой от ужаса белые.

Что с ребёнком улица сделала.

А ведь улица – дело пятое,

Ведь не улица виноватая.

Товарищи взрослые. Вы в ответе за всё, что сделали ваши дети.

Хотите — не хотите ли, ВЫ — всё -таки родители.

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!