Каша-матушка наша.

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности

«Разговор о здоровье и правильном питании»

Каша –

матушка наша.

Цель: сформировать у детей представление о культурных и кулинарных традициях русского народа, о продукте питания – каше, как об обязательном компоненте в ежедневном меню завтрака.

Задачи:

— представление культуры питания как неотъемлемой части общей культуры человека;

— ознакомление и приобщение обучающихся к традициям, обычаям, обрядам, быту, кухни русского народа;

— развитие знания учащихся о здоровом, правильном питании, ознакомление с преимуществом каш;

— воспитание вкуса ребенка, культуры питания;

— совершенствование развития у детей диалогической речи, развитие мыслительной деятельности;

— воспитание бережного отношения к продуктам питания, чувство товарищества и взаимопомощи;

— формирование потребности вести здоровый образ жизни, способствующей сохранению физического и нравственного здоровья человека;

— установление гармоничных отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле, с обществом, самим собой.

Оборудование: интерактивная доска, продукты для приготовления каши, цветик-семицветик, бабушка Аграфена, дедушка-участник войны.

Ход занятия

Учитель:

Ребята, сегодня мы совершим путешествие и поговорим о каше.

Мы, россияне, не должны забывать о своих традициях. Мало кто помнит, что каша – исконно русская пища, даже всем хорошо известные картошку и капусту привезли из — за границы.

Каша является одним из основных блюд не только в России, но и в других странах, разница лишь в способах приготовления и названиях. Едят кашу все: от президента до пенсионера, что уж говорить о вас -детях, которым просто необходимы злаки для здорового развития и роста.

(на сцене дети, и в руках у них цветик – семицветик)

Ученик и ученица:

Ученик: Скучно сегодня мне. Поиграть, повеселиться хочется.

Ученица: Я сегодня тоже очень расстроена. Утром кашу есть отказалась, а мама на меня обиделась. Выхожу я на улицу, тут старушка подходит, и цветочек мне протягивает. Сказала она мне, что он волшебный.

Ученик: Я в сказочки не верю!

Ученица: Да я тоже уже большая, а, может, попробуем, оторвем лепесточек.

Ученик: Отрывай!

(дети отрывают первый лепесток)

Первый лепесток (появляется бабушка)

Бабушка Аграфена: Здравствуйте, мои драгоценные, вот вы ко мне в гости и пожаловали.

Ученица: Смотри, это та самая старушка.

Бабушка Аграфена: А вот послушайте, что я вам про кашу расскажу. Раньше это было самое любимое среди русских людей кушанье. Отсюда и пословица: «Каша – матушка наша». Оно готовится из сваренного или запаренного зерна, крупы или муки. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши. Даже на царских пирах она занимала свое почетное место. Каша также являлась обрядовым блюдом, которое подавали к столу, как на церковные, так и на народные праздники. Ребята, а кто скажет какой праздник православный мы недавно праздновали (Пасху). А что принято в этот день кушать (пасхальные куличи и яйца) Я ведь не случайно их принесла сегодня. Ведь куличи готовят из муки, а муку получают из пшеницы так же как и крупу для каши.

Раньше на Руси праздновали много праздников. Одним из таких праздников является праздник первой каши. Наши предки отмечали его 22 октября, в день Святого апостола Якова. С этого дня принимались перемалывать пшеницу на крупу, домолачивать гречку, обдирать просо, овес, ячмень. На крестьянском столе были самые разнообразные каши: пшеничные, гречневые, овсяные, перловые, манные.

Бабушка Аграфена: Я для вас, мои хорошие, задачку приготовила. Поставьте слова в правильном порядке и прочтите поговорку (задание на интерактивной доске).

( «Если», «не забудешь», «про», «кашу», «будешь», «здоровым», «сильным», « и») (Если про кашу не забудешь, здоровым и сильным будешь.) Дети выходят к доске и составляют поговорку.

Второй лепесток

Ученица: Посмотрим, куда нас второй лепесточек приведет.

Ученик:

Как известно, щи да каша —

Вот еда народная.

Нам ответил дед столетний,

Почему не постарел:

Дед: «Потому что я, ребятки,

В детстве только кашу ел!»

Нас в войну кормили кашей.

В основном, перловкою –

До Берлина докатили

С полной поварёшкою.

Русской каши, вкусной каши

Мы сегодня поедим,

Наберемся силы нашей

И до Марса долетим.

Дед: Кто из вас знает, кто такой Александр Васильевич Суворов? (великий полководец)

— После одного из тяжёлых сражений, у солдат войска Суворова не оставалось сил. И закончилось пропитание, оставалось чуть-чуть гороха, перловки, пшена, гречки, и старик — командующий — а Суворову тогда исполнилось 70 лет — всю ночь не сомкнул глаз, все думал о том, как накормить голодных и измученных солдат и принял решение: отобрать у солдат их собственные запасы, сложить все продукты в котлы и сварить кашу, добавив лука и масла. Каша получилась на удивление вкусной, и в народе её прозвали Суворовской. Хотите, я вам дам рецепт этой каши?(да)

Рецепт Суворовской каши:

лук репчатый — 6 шт.

морковь — 2 шт.

пшено — 4 ст. ложки

перловая крупа — 4 ст. ложки

горох — 4 ст. ложки

растительное масло — 2 ст. ложки

вода — 2 стакана

соль — по вкусу.

Третий лепесток

Ученик и ученица: Отрываю третий лепесточек.

О! Да мы кашу сейчас готовить будем!

Учитель: Ребята, прежде, чем приступить к приготовлению каши, давайте вспомним какой же долгий путь проходит каша к нашему столу. (ребята рассказывают)

-Какие крупы вы знаете?(учащиеся называют)

Сегодня мы готовить будем кашу, которую традиционно готовят в нашем селе.

-Кто знает, какую кашу готовят? («Дружба»).

-Почему её так называют? Какие крупы там дружат? (рис и пшено).Такую кашу дают вам на завтраке у нас в школе. Сейчас эту кашу мы с вами приготовим.

-На партах у вас лежат карточки с необходимыми продуктами. Вы будете работать в парах.(2 ученика на интерактивной доске).

Наша каша готова!

-Ребята,а чем можно кашу сдобрить?( сухофрукты,варенье.мёд,фрукты,изюм)

Делимся на группы и подходим к своим шеф-поварам. Будем сдабривать нашу кашу.(на столах стоит приготовленная каша и необходимые фрукты и сухофрукты для сдабривания).

Итог занятия: Мы много занятий провели по этой теме, скажите, зачем необходимо есть кашу?(ответы детей)

Угощение гостей.

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!