Русский язык -один из развитых языков мира

Конспект урока русского языка

РУССКИЙ ЯЗЫК -ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА

Цели: формировать представление о русском языке как об одном из развитых языков мира; познакомить с учебником для 6 класса, его особенностями, структурой.

Планируемые результаты: умение самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; формирование стартовой мотивации к изучению предмета.

ХОД УРОКА

I.Оргмомент

(Поздравление с началом нового учебного года, знакомство.)

II. Погружение в тему урока

1.Вступительное слово учителя

В 6 классе мы продолжим изучение разных разделов языкознания: лексики, словообразования, морфологии, узнаем больше о богатстве словарного запаса русского языка, о самостоятельных частях речи.

На изучение русского языка в 6 классе отведено 6 ч в неделю. Но важно научиться умело пользоваться русским языком на всех уроках. Важно потому, что это поможет глубже изучить историю, литературу, математику, науки о природе. Как всегда, возьмём в помощники словари, справочники, научно-популярные книги, рассказывающие о русском языке, и прежде всего учебник.

2.Знакомство с учебником

-Кто авторы учебника?

-О чём ещё мы узнаем на странице с выходными данными учебника?

Над созданием учебника работал коллектив авторов под научной редакцией академика Н.М. Шанского. Значит, это серьёзный научный труд. Этот учебник и новый, и старый. Почему?

Старый — потому, что создан на основе учебника, выдержавшего более 30 изданий; учебника, которым пользовались многие поколения учеников (в том числе, наверное, и ваши родители); учебника, удостоенного Государственной премии СССР 1984 г. Новый — потому, что написан в соответствии с новыми государственными стандартами, правилами, потому, что в нём много новых интересных материалов, сведений, текстов. Кроме того, учебник оформлен по-новому: в нём новые схемы, цветные иллюстрации, удобное расположение материала.

В создании учебника участвовали художники, редакторы, корректоры, печатники. Вам предстоит осваивать учебник, работать с ним, это будет ваш труд. Важно помнить о необходимости бережного обращения с книгой, в том числе с учебником.

А теперь займёмся практической работой. Рассмотрите рамку с условными обозначениями (с. 3), форзацы учебника с орфограммами и пунктуационными правилами. Форзацы можно использовать как краткий справочник, как подсказку, которая всегда под рукой.

По содержанию определите, какие темы будем рассматривать в 6 классе, какие из них пока совсем незнакомы, с какими уже встречались.

Перелистайте страницы приложений, ознакомьтесь с памятками, краткими словарями: орфографическим, орфоэпическим, толковым. Бегло просмотрите цветные вклейки.

3. Беседа о русском языке

Вы начинаете необычный учебный год: 6 класс можно назвать экватором. Но в данном случае экватор — не географическое понятие, а метафора. Этот учебный год делит вашу школьную жизнь на две равные части, подобно тому как экватор делит земной шар пополам — на Северное и Южное полушария.

Как видите, мы ещё не успели начать разговор о русском языке, как он сам напомнил о себе: проявилась выразительность родной речи. Кстати, русский язык занимает достойное место среди развитых языков, распространённых на земном шаре. По обе стороны от экватора можно найти людей, говорящих по-русски, изучающих русский язык.

—Как вы думаете, в каком полушарии нашей планеты русский язык распространён больше? (В Северном.)

-Конечно, в Северном, ведь именно здесь находится наша огромная страна, в которой живёт больше ста разных народов, больших и малых, и все они умеют (лучше или хуже) говорить на русском языке — государственном языке России.

4. Работа со словарями

5. Работа по учебнику. Динамическая пауза.

-Упр. 1 — чтение текста, обсуждение.

-Чтение и запись выделенных в рамку словосочетаний (с. 4).

-Составьте предложения с этими словосочетаниями.

-Мы выяснили, что значит «развитой язык». А каково значение похожего слова в словосочетании развитый ребёнок! Чем отличаются эти слова? (Развитый ребёнок — это ребёнок, для своих лет духовно зрелый, просвещённый, культурный, обладающий широким кругозором и в то же время физически развитый, окрепший. Слова развитой и развитый — паронимы, они похожи по звучанию и написанию, но отличаются по смыслу.)

6.Чтение, обсуждение и запись в тетради эпиграфа к теме —высказывания К.Г. Паустовского (с. 4).(Напишите мини-сочинение)

III.Закрепление

-Как и для чего можно использовать учебник?

-Почему мы можем утверждать, что русский язык — один из самых развитых языков мира? (Он звучен, мелодичен, имеет богатый, постоянно пополняемый словарный запас, способен отражать разнообразные оттенки мыслей и чувств.)

IV.Рефлексия

—Что нового вы узнали на уроке?

Д/з п.1 упр. 2, 3.

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!