Урок-исследование по русскому языку в 6 классе
Тема: Слово — маленькое чудо.
Учитель: Преснякова И.Н.,МБОУ «Чамзинская СОШ №2»
Цели:1)учить детей проводить исследование слова;2)развивать творческие способности учащихся, развивать представления о добре и зле;3)воспитывать стремление к добрым поступкам и делам
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Психологический настрой.
Ребята! Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог школы. У кого-то было хорошее настроение, а кто-то, может быть, и немного грустил. Но чтобы наш урок прошёл успешно, принёс вам радость открытия и чтобы вы забыли о грусти, мне бы хотелось подарить вам вот это солнышко.
-Посмотрите на него, пожалуйста. Какое чувство оно у вас вызывает?
— А теперь это солнце закрыла туча. Как стало вам без него? (Неуютно, холодно).
— И вот тучка ушла. Снова появилось солнышко. Изменило ли оно ваше настроение?
(Да, нам захотелось улыбнуться )
-Значит,чем наполнило нас солнце?
-А хотелось ли вам быть добрыми, чтобы вас всегда окружала доброта? И почему?
3.Слово учителя.
Доброта – это нужное и важное слово. Мир без него будет холодным, пустым и жестоким. Недаром народная мудрость гласит: «Доброта, что солнышко» И сегодня мы будем исследовать его, для того чтобы убедиться в том, что слово-это маленькое чудо, потому что у него , как и у человека, есть своя интересная жизнь. И ваши наблюдения над словом «доброта»,которые вы проводили дома и будете проводить на уроке, помогут вам понять , каким глубоким смыслом наполнено оно и помогут создать свои заповеди доброты. Запишите, пожалуйста, в рабочем листе урока число и классную работу.
3.Лингвистический эксперимент.
— Итак, чтобы найти истину, проведём лингвистический эксперимент. На слайде вы видите вещества, которые мы каждый день употребляем в пищу. Назовите их. А сейчас представьте себя в роли учёных и попробуйте узнать, в каком же из них спряталось слово «доброта» и почему? Ответ обоснуйте. (работа в группах)
4.Подбор слов-ассоциаций
— Какие же слова вы сможете подобрать к слову «доброта»? Запишите их в раздел «Слова-ассоциации».
5.Каким цветом можно наполнить слово «доброта»? Почему?
6.На что похоже звучание слова «доброта?»
7.Как пахнет слово «доброта?»
8.Словесный портрет доброты.
А теперь создадим словесный портрет Доброты.
-А как бы вы продолжили это предложение?
9. Исследование слова “Доброта” через ЛЕКСИКУ.
-Значит, слово доброта, по вашим мнениям, это – чувство отзывчивости, внимания, заботы людей друг о друге; желание и стремление человека помогать другим в трудных ситуациях.
— Но как же узнать, правы вы или нет? Где мы можем найти точное определение этого слова и узнать его лексическое значение?
— Правильно, в толковом словаре.
— Давайте найдем и прочтем научное обоснование слова “Доброта”из Толкового словаря.
10.Подбор синонимов.
— А можно ли к слову “доброта” подобрать синонимы ?
— Но сначала вспомните, пожалуйста, что такое синонимы? (Синонимы – это слова близкие по значению).
— Запишем их в раздел «Синонимы»:
Доброта — отзывчивость, милосердие, взаимопомощь, добросердечность.
11.Подбор однокоренных слов.
— Подберите однокоренные слова к слову «доброта».
Учащиеся: — доброта — добро — добрячок — добродушный — добрый — добросердечный.
12.Этимологическая страничка.
-Что изображено на этом слайде?
— О чём может рассказать вам это дерево? (О том, что у слов, как и у людей, есть родственники; о том, что у слов есть корень, который несет главный смысл слова, от которого рождаются другие слова)
-А о чём рассказали вам ваши наблюдения за этимологией этого слов?
13. Просмотр видеопритчи «Добро и зло. Кто побеждает?»
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»
-В чём смысл этой притчи? Как бы вы ответили на вопрос старика?
14. Актуализация личного опыта учащихся о проявлении доброты в жизни.
-Пришло время заглянуть в себя в себя. Закроем глаза и попробуем подумать, какие добрые поступки совершали вы? Запишите их в рабочем листе в графе «Добрые поступки».
15.Творческое задание «Планета Добра». Выборочная проверка.
Итак, слово мы исследовали с разных сторон. Теперь вам предстоит создать свою Планету Добра, на которой люди будут жить только по заповедям доброты.
16.Подведение итогов.
В жизни вас ждёт много славных дел. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, добрыми людьми, смелыми, отзывчивыми и вежливыми. Просто надо больше улыбаться и жить по законам доброты, потому что добрые дела и поступки живут вечно. А для этого нужно самое малое — сохранить в своей душе Планету Добра!
17.Домашнее задание: дать развёрнутый ответ на вопрос «Что помогло мне открыть слово ?»