План- конспект урока «Корень слова. Однокоренные слова» 6 класс Предмет: русский язык Класс: 6 Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова» Учитель: Апряткина В.П.
Цели деятельности учителя |
Формировать навыки морфемного анализа состава слова, умение правильно находить корень слова, умение различать однокоренные слова и формы слова, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова |
Тип урока |
Урок объяснения нового материала |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные ( объем освоения и уровень владения компетенциями ): находить правильно корень слова, уметь различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный разбор ; знать способы словоизменения, понятие морфемы как значимой части слова. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта приобретенная компетентность ):умение находить, преобразовывать и передавать информацию ; выполнять различные социальные роли в группе и в коллективе. использовать современные телекоммуникационные технологии Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально культурных ценностей русского народа определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личностей его значения в процессе получения школьного образования |
Методы и форма обучения |
Наблюдения над языком, эвристический метод: индивидуальная, парная ,фронтальная |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран).компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд : презентация по теме урока |
Основные понятия и термины |
Морфема, морфемика, корень слова и форма одного и того же слова |
Организационная структура ( сценарий) урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность обучающихся |
Формы организации совзаимодействия |
Формируемые Умения( универсальные учебные действия |
Контроль результатов учебной деятельности |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное слово. Стихотворение С. Острового «Первородство» ( текст стихотворения на слайде) Слайд-1 |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Познавательные: осознают познавательную задачу Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции Коммуникативные: работают в парах) обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличие от своей) |
Листы обратной связи |
2Актуализация и проблемное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение в новых ситуациях. Эвристическая беседа |
— Как вы поняли это стихотворение? — О какой особенности слов говорит нам поэт? — Все на свете состоит из чего – то: лес — из деревьев, облака- из множества водяных капель. Из чего же строятся слова? |
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов |
Групповая |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач, операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Устные ответы |
3.Выявление места и причины затруднения |
Обсуждение результатов предыдущего этапа. Словесно- иллюстративный рассказ. Просмотр мультимедийной презентации |
-Прежде, чем отправимся в путешествие, давайте соберем рюкзак знаний —А что мы возьмем с собой? -Знания, которые помогут в путешествии Продолжи предложение -Что изучает морфемика…? -Что называют морфемой…? -Морфема – это….? -какие морфемы вы знаете?(Слайд-2) — Молодцы, ребята. Страна» Морфемика» с радостью открывает двери перед вами Вывод темы — Итак, мы с вами попали в страну Морфемика. — Кто здесь живут7 — А теперь угадайте? — Кто ждет нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью? — Чьи секреты мы сегодня будем собирать? |
Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, выполняют задания, осваивают лингвистические термины; |
Фронтальная |
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремится к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
|
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа, обучающие задания |
Уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете тему урока (Слайд-3) Корень слова — Верно. Сегодня на уроке отправимся в гости к Корню слова, чтобы узнать все его секреты и научиться правильно находить корень в слове Открываем тетради , записываем число и тему урока Раскроем первый секрет -На нашем пути первый секрет — Нужно выполнить задание, которое оставил нам корень Хлеб ? – уш- ек (Слайд-4) Посмотрите внимательно, какие морфемы вы видите? Можно ли без корня понять значение слова? — Вывод – Корень- главная значимая часть слова 1секрет положим в рюкзак Раскрываем второй секрет — Для того, чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание Корня — Что общего у всех слов( значение) -Как называются слова, каждого дерева( однокоренными) — А теперь присмотритесь внимательнее. Все ли слова с этого дерева Все ли слова являются однокоренными? Задание ( карточки) (Слайд-5) — Придумать предложение со словами провод и вода Вывод. -В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов, понятие — Раскрываем третий секрет — Для этого нужно выполнить задание Корня (Слайд-6) -Как найти корень в слове? -В каком столбике записаны слова, помогающие найти корень? -Как они называются? — Как назовем остальные слова? Задание- найти корень Вывод- 3 секрет — Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова |
Формируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о роли морфем как значимых частей слова |
Индивидуальная, групповая, парная |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушенного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач |
Вопросы для уточнения информации |
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоенных новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение заданий |
Тренировка (Слайд-7) — Продолжи ряд однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень. Задание по вариантам (1В., 2В.)
Раскрываем 4 секрет -Заполнение таблицы- (Слайд-8) Какой частью речи могут быть однокоренные слова? Проверка по цепочке — Вывод. ( 4 секрет)
|
Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющихся Познавательные: читают, слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, в карточках Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
|
Устные ответы и письменные задания |
|
Физминутка |
Буратино потянулся, Раз нагнулся, Два- нагнулся, Три- нагнулся Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел, Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать
|
Выполняют элементарные физические упражнения |
Фронтальная |
Личностные: проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности
|
Выполнение упражнений |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы |
— Тренировка (Слайд-8) — Продолжи ряд однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень ( слайд) 1 в 2в. Грязный Темный Грязненький темнота
|
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы |
Индивидуальная |
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, обретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, Классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут причины и пути преодоления. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. |
_-Ребята, вот мы и добрались до дома Корня. Стал ли наш рюкзак тяжелее? — _ А что принесли мы в своем рюкзаке? – -Секреты корня. -Корень решил нас проверить, хорошо ли вы запомнили все его секреты? Тест |
Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Индивидуальная, парная |
Личностные: осуществляют нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания Познавательные: самостоятельно выделяют и формируют цель; осуществляют поиск необходимой информации( из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению памяти) Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Тестирование |
8.Включение в систему знаний и повторений
|
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы
|
— Вернемся к нашим карточкам для самоконтроля. Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы карточки
|
Рассматривают выполненные работы, оценивают их; отвечают на вопросы
|
Фронтальная
|
Личностные: понимают значение знаний для человека Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
Рефлексия учебной деятельности
|
Заключительная беседа по вопросам
|
— Что нового узнали на уроке? -Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолели? -Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? — Дайте оценку нашей работе
|
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Индивидуальная. |
|
|