министерство образования и науки луганской народной республики
Луганское высшее профессиональное училище информационных технологий
Предметная неделя цикловой комиссии электротехнического производства
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
« МАСТЕР-КЛАСС ПО ДИАГНОСТИКЕ И НАСТРОЙКЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ CHEVROLET AVEO »
Разработал:
мастер п/о Учунжан А. М.
Луганск
2015
Вводная часть
Внеклассная работа играет важную психологическую роль в формировании конструктивной учебной мотивации учащихся.
В мероприятиях должны принимать участие учащиеся с самым различным уровнем учебной успеваемости – от отличников до учащихся с низким уровнем подготовки.
Когда неуспевающий учащийся, имеющий определенные трудности с учебой и адаптацией в учебном коллективе, участвует во внеклассном мероприятии, он получает поддержку, одобрение, признание со стороны сверстников и преподавателей, переживает успех. Все это повышает самооценку, снижает тревогу, придает уверенность в собственных силах, настраивает на преодоление неизбежных учебных трудностей, повышает авторитет учащегося в группе.
Важной задачей педагога становится ориентация учащихся на самосовершенствование, самовоспитание, развитие активности в учебном процессе.
Данная разработка формирует у учащихся навыки информационно-познавательной компетенции, пополняет словарный запас профессиональной терминологией. Способствует формированию у учащихся «гибких» знаний, а также сложных умений оперировать знаниями при решении интеллектуально – практических заданий творческого характера. Воспитывает у учащихся чувства ответственности, любви к выбранной профессии, здорового соперничества, умения работать в команде, толерантности, коммуникабельности, взаимопонимания.
Основная часть
Цели:
Обучающая: закрепить теоретические знания на практике по теме: «Электронные Системы Управления Двигателем (ЭСУД)» на примере диагностики системы управления двигателем автомобиля CHEVROLET AVEO с помощью диагностического сканера «СКАНМАТИК»; усовершенствовать приемы и навыки при выполнении практических задач по выявлению и устранению неисправностей электронного оборудования автомобиля; приобщить учащихся к углубленному осмыслению поставленных на отработку заданий; усвоить правила техники безопасности и охраны труда, специфические для своей специальности.
Развивающая: развивать у учащихся навыки поворотных движений, навыки самоконтроля; развивать профессиональное мышление, трудовую дисциплину; развивать у учащихся умение анализировать, сопоставлять, а также умение оперировать знаниями при решении интеллектуально – практических заданий производственного характера.
Воспитательная: формировать у учащихся воспитание трудовой и рабочей дисциплины; создавать условия для творческого отношения к трудовому процессу; воспитывать аккуратность, бережное отношение к инструменту и оборудованию, а также умение работать в команде.
Средства обучения:
-
Материально- техническое обеспечение:
-
Автомобиль «CHEVROLET AVEO»
-
Автомобильный сканер «СКАНМАТИК»
-
Комплект соединительных жгутов
-
Персональный компьютер ASUS
-
Дидактическое обеспечение:
-
Програмное обеспечение СКАНМАТИК (версия1.49), установленное на персональный компьютер ASUS
-
Таблица применяемости программы СКАНМАТИК (версия1.49) к автомобилям торговой марки CHEVROLET
Межпредметные связи:
-
Диагностика и наладка электронного оборудования автомобильных средств.
-
Информационные технологии в системе диагностики автомобильных средств.
-
Спецтехнология.
-
Охрана труда.
-
Производственное обучение.
Литература:
-
CHEVROLET AVEO с 2003 г. вып. Бензиновые двигатели: Руководство по эксплуатации, техническое обслуживание, ремонт, особенности конструкции, электросхемы /Составители и авторы текста А. Лешик, А. Навроцкий, С. Ходаковский. – К.: Автомастер, 2006. – 188 с.: ил.
-
Программа диагностическая «СКАНМАТИК». Модули DAEWOO, CHEVROLET. Руководство пользователя.
Сканматик. 2010. – 10 c.: ил.
Ход мероприятия
Организационный момент
-
Приветствие.
-
Представление участников конкурса.
-
Постановка целей и заданий конкурса.
-
Представление жюри.
Наш «Мастер-класс…» носит соревновательный характер, и состоит в том, чтобы каждая из команд на время:
-
Правильно подключила диагностический сканер;
-
Нашла ошибки в памяти неисправностей блока управления двигателем или неполадку в электрооборудовании автомобиля CHEVROLET AVEO;
-
Удалила эти ошибки из памяти неисправностей;
-
Практически устранила найденные неисправности на автомобиле;
-
При необходимости правильно ответила на теоретические и практические вопросы по теме «Электронные системы управления двигателем».
Мы сформировали две команды из учащихся группы №303.
За каждое, правильно выполненное условие конкурса, команда получает 5 баллов. В конце конкурса жюри подсчитывает заработанные каждой командой баллы. Выигрывает та команда, которая получила большее их количество. Если количество заработанных баллов одинаковое, то для выявления сильнейшего мы подготовили дополнительные вопросы.
Ведущие представляют членов жюри, участников и гостей мастер-класса по диагностике и наладке электронного оборудования автомобильных средств
Состав жюри:
1. Ковас Татьяна Сергеевна – директор Луганского ВПУ информационных технологий;
2. Меренкова Елена Валерьевна – заместитель директора Луганского ВПУ информационных технологий по учебно-производственной работе;
3.Пинчук Елена Алексеевна – старший мастер Луганского ВПУ информационных технологий;
4. Кепер Владимир Сергеевич – мастер производственного обучения Луганского ВПУ информационных технологий;
5. Голоднов Виталий Николаевич – мастер производственного обучения Луганского ВПУ информационных технологий.
Структура мероприятия
Переходим к соревновательной части нашего мероприятия. Давайте проведем жеребьевку и определим, какая команда будет выступать первой. Каждая команда должна на время определить и устранить неисправности в электрооборудовании автомобиля, при этом соблюдая последовательность и качество работы, правила техники безопасности и порядок на рабочем месте. Та команда, которая справится с заданием быстро и правильно, получает 25 баллов. Результаты конкурса мы будем оценивать по следующим критериям:
-
Организация рабочего места – 5 баллов.
-
Охрана труда — 5 баллов.
-
Лучшее время, затраченное на выполнение задания – 5 баллов.
Время второй команды — на 1 балл ниже.
-
Соблюдение последовательности операций – 5 баллов.
-
Качество выполнения задания – 5 баллов.
-
Дополнительные вопросы по теме «Диагностика блока управления двигателем». Правильный ответ – 1 балл.
Оценивать работу каждой команды будут мастера кафедры автосервиса, кроме мастера той группы, которая выступает. Им предоставляются отдельные бланки оценивания, в которые они вписывают свои замечания, и потом передают жюри. Жюри подсчитывает общий балл каждой группы.
В конце конкурса, при подведении итогов, в случае возникновения спорных вопросов, для команд подготовлены дополнительные теоретические вопросы по теме «Диагностика блока управления двигателем».
Программа «СКАНМАТИК»
Программа « СКАНМАТИК» предназначена для диагностики электронных систем и блоков управления (ЭБУ) автомобилей. Программа используется для проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей на станциях технического обслуживания, автосервисах, владельцами автомобилей при наличии персонального компьютера (ПК), совместимого с IBM PC, использующего операционную систему Windows.
Программа «СКАНМАТИК» имеет модульную структуру, состоящую из нескольких диагностических модулей, покрывающих функции диагностики различных марок автомобилей.
Состав базового комплекта:
|
|||
Кабель OBD2 |
Адаптер |
Кабель подключения к СОМ-порту (DB9-DB25) |
Диск с ПО |
Подключение диагностического адаптера
Включаем персональный компьютер.
Подключаем адаптер «СКАНМАТИК» к свободному разъему СОМ порта компьютера с помощью кабеля DB9-DB25.
Другой разъем адаптера соединяем соответствующим кабелем OBD2 с диагностическим разъемом автомобиля. При появлении питания на адаптере «СКАНМАТИК» должен загореться зелёный светодиод.
Для связи адаптера с блоком управления на автомобиле необходимо включить зажигание. Включаем зажигание. Запускаем программу «СКАНМАТИК» из меню «Пуск» или с рабочего стола персонального компьютера с помощью ярлыка программы.
После запуска программы в рабочей области главного окна программы появится меню выбора диагностических модулей. Выбираем нужный нам модуль. В нашем случае это модуль СHEVROLET. Затем выбираем модель автомобиля и систему управления. В следующем меню выбираем двигатель или тип системы.
Программа начнет установку связи с блоком управления. При успешном окончании процедуры установки связи на экране появится меню выбора доступных режимов диагностики.
Сначала нам нужно выбрать режим «Ошибки».
В данном режиме программа считывает и выводит на экран коды ошибок, их описание и статус (текущая или сохраненная).
Затем выбираем режим « Переменные».
Этот режим предназначен для контроля переменных ЭБУ и управления исполнительными механизмами в реальном времени.
Обозначеные блоком управления ошибки (неисправности) необходимо найти и устранить непосредственно на автомобиле, а затем обнулить их, т.е. очистить от ошибок память неисправностей.
После этого заводим автомобиль, и ждём… Если двигатель автомобиля работает ровно и без перебоев, и неисправности обнаружены правильно и устранены, то ошибок в памяти неисправностей блока управления двигателем больше не возникает. Следовательно поставленная задача выполнена правильно.
Теоретические вопросы:
-
Где расположен и что собой представляет блок управления двигателем?
Ответ: Блок управления двигателем (ЕСМ) автомобиля CHEVROLET AVEO, расположенный в моторном отсеке автомобиля в районе аккумуляторной батареи, является центром управления системы впрыска топлива. Он постоянно проверяет информацию с различных датчиков и управляет системами, влияющими на управляемость двигателя. ЕСМ также выполняет диагностику системы. Он распознает эксплуатационные проблемы, предупреждает водителя через индикатор неисправности (МІL) и сохраняет коды неисправностей, позволяющие определить проблемные участки для помощи механику в проведении ремонта.
-
Для чего проводится комплексная диагностика компонентов системы управления двигателем?
Ответ: Комплексная диагностика необходима для проверки состояния и работоспособности компонентов силового агрегата автомобиля для впуска рабочей смеси и выпуска выхлопных газов.
-
Для чего нужна принудительная вентиляция картера двигателя?
Ответ: Система принудительной вентиляции картера (PCV) предназначена для предотвращения попадания картерных газов в окружающую среду. В картер подается свежий воздух из воздушного фильтра. Он смешивается с картерными газами, которые затем попадают во впускной коллектор.
-
Для чего нужна система рециркуляции отработавших газов?
Ответ: Система рециркуляции отработавших газов используется на двигателях, оборудованных автоматической коробкой передач, с целью снижения выбросов NОx (оксидов азота), вызванных высокой температурой сгорания топлива.
-
Что определяет датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе?
Ответ: Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (МАР) определяет изменения давления воздуха во впускном коллекторе, являющиеся результатом изменения нагрузки на двигатель и изменения скорости автомобиля.
-
Рассказать о датчике детонации.
Ответ: Датчик детонации обнаруживает недопустимую детонацию двигателя. Датчик устанавливается на блоке двигателя возле цилиндров. Датчик производит выходное напряжение переменного тока, которое увеличивается по мере увеличения детонации. Этот сигнал отправляется на блок управления двигателем (ЕСМ). ЕСМ регулирует распределение зажигания для снижения детонации.
7. На основании чего ЕСМ расчитывает подачу топлива на форсунки?
Ответ: ЕСМ расчитывает подачу топлива на основании угла открытия дроссельной заслонки. По мере перемещения педали газа изменяется выходное напряжение датчика положения дроссельной заслонки, при этом изменяется угол открытия дроссельной заслонки.
8. Назначение датчика положения распределительного вала?
Ответ: Датчик положения распределительного вала (СМР) отправляет сигнал на блок управления двигателем. ЕСМ использует этот сигнал в качестве синхронизирующего импульса для запуска инжекторов (форсунок) в соответствующей последовательности. Этот сигнал также является определителем положения поршня № 1 во время рабочего такта. Это позволяет ЕСМ рассчитать фактический последовательный рабочий режим впрыска топлива.
9. Назначение датчика положения коленчатого вала.
Ответ: Система непосредственного зажигания работает с помощью магнитного датчика положения коленчатого вала. При вращении коленчатого вала по длинне импульса одного из пазов определяется относительное положение коленчатого вала, и позволяет ЕСМ определить положение коленвала в любой момент. ЕСМ использует эти данные для формирования распределения зажигания и импульсов впрыска, которые отправляет на катушку зажигания и топливные инжекторы (форсунки).
10. Назначение датчика положения дроссельной заслонки.
Ответ: Датчик положения дросселя является потенциометром, соединенным с валом дроссельной заслонки на корпусе дроссельной заслонки.По мере перемещения педали газа изменяется выходное напряжение датчика, при этом изменяется угол открытия дроссельной заслонки. ЕСМ расчитывает подачу топлива на основании угла открытия дроссельной заслонки.
Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Жюри подсчитывает общее количество баллов каждой команды, и объявляет результаты конкурса.
Команды награждаются грамотами и похвальными листами.
Приложение № 1
Оценочный лист
«Мастер-класс по диагностике и наладке электронного оборудования автомобиля»
Команда __________________________
Мастер п/о __________________________
За каждый пункт максимально 5 баллов.
Критерии оценивания |
Баллы |
Замечания |
1.Организация рабочего места |
|
|
2.Охрана труда |
|
|
3.Последовательность выполнения операций |
|
|
4.Время выполнения задания |
|
|
5.Качество выполнения задания |
|
|
6. Теоретические вопросы |
|
|
Общее количество баллов |
|
|
Приложение № 2
Протокол для жюри
«Мастер-класс по диагностике и наладке электронного оборудования автомобиля»
Критерии оценивания |
Команда __________ |
Команда ___________ |
1.Организация рабочего места |
|
|
2. Охрана труда |
|
|
3. Последовательность выполнения операций |
|
|
4. Скорость выполнения |
|
|
5. Качество выполнения |
|
|
6. Теоретические вопросы |
|
|
Общее количество балов: |
|
|
ФИО члена жюри
Заключительная часть
Мероприятие достигло поставленных целей, а именно: закрепили теоретические знания, полученные при изучении предметов «Диагностика и наладка электронного оборудования автомобильных средств», «Спецтехнология» и «Охрана труда» на практике. Усовершенствовали приемы и навыки при выполнении практических задач по обнаружению неисправностей в электронном оборудовании автомобиля с помощью современных диагностических приборов, с использованием современных информационных технологий. Научились работать в команде, приобщили учащихся к углубленному осмыслению поставленных на отработку заданий, усвоили правила техники безопасности и охраны труда, специфические для своей специальности.
В ходе данного мероприятия учащиеся научились работать в условиях реального времени; повысили свой профессиональный уровень, научились воспитывать в себе сознательное отношение к труду, к производственной и технологической дисциплине, овладели навыками по использованию в работе современного диагностического оборудования, научились бережному отношению к материальной части (автомобилю), инструментам и оборудованию.