9 класс.
Тема раздела: «Великая российская революция. 1917-1921 гг.»
Тема урока: Февральская революция.
Цель урока:
Познакомить с основными политическими событиями февраля 1917г..
Задачи:
-
Оценить влияние войны на развитие кризисных явлений в империи и начале Февральской революции 1917 г.
-
Раскрыть причины падения монархии в России.
-
Подвести к пониманию, что февральская революция- попытка осуществления буржуазно- либерального пути развития страны.
-
Развивать умения устанавливать причинно- следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.
Тип: Урок изучения нового материала
Методы: Объяснительно-иллюстративный, проблемный, информационный.
Формы: Общеклассная, индивидуальная, групповая.
Средства: Учебник. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.
.«История России ХХ – н. ХХ. Карта «Россия. 1917 г. Февраль- Октябрь». Карточки для индивидуальной работы Исторические документы. Видеофильм из серии «Россия. ХХ век »
План урока:
-
Психологический настрой на деятельность.
-
Постановка целей и задач урока.
-
Актуализация знаний.
-
Изучение нового материала.
-
Подведение итогов.
-
Домашнее задание.
Ход мастера класса
№ этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
форма |
метод |
средства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Актуализация опорных знаний по теме: «Первая мировая война»
|
Раздаю индивидуальные карточки. ( дифференцированного характера) Прошу обратить внимание на содержание карточки, вспомнить содержание дополнительного домашнего задания и ответить на вопросы к карточке. Прошу ответы в виде кратких тезисов записать в тетрадь. |
Ученики работают с карточками, опираясь на текст изученного домашнего задания . Основные ответы записывают в тетрадь. |
Индивидуальная
|
Репродуктивный
|
Карточки. |
Повторили домашнее задание. Записали в тетрадь итоги Первой мировой войны для России.
|
|
Парам постоянного состава раздаю текст документов. Прошу внимательно прочитать документ, вспомнить содержание ранее изученных документов и ответить на вопросы к документу. Прошу, чтобы ответы в виде кратких тезисов записали в тетрадь..
Во время работы консультирую учащихся и проверяю записи в тетради. |
Ученики работают с документами, обсуждают друг с другом содержание, находят ответ на вопрос. к документу .Записывают итоги войны в тетрадь.
|
Парная
|
Частично-поисковый.
|
Документы: «О настроении в армии», «О настроении рабочих и крестьян». «Оценка обстановки в стране царем и членами политических группировок».
Слайд №2,3,4. |
Разобрали текст , установили причинно- следственные связи итогов Первой мировой войны с событиями Февраля.
|
||
Задаю дополнительные вопросы для подведения итогов проверки домашнего задания : «каково влияние войны на внутриполитическую и экономическую ситуацию в стране.
|
Ученики дают ответы, используя записанные тезисы в тетради.
|
Общеклассная, ин |
Репродуктивный. |
Слайд №?? |
Закрепили сведения о том, что война ещё больше ухудшила обстановку в стране. Сделанные записи во время работы в тетрадях, ученики сверили с записями на слайде №4 |
||
Изучение новой темы
|
Переходя к изучению новой темы, проговариваю ученикам задачу урока «Каковы причины и итоги Февральской революции 1917 г. в России ». |
Слушают, смотрят, пишут |
индивидуальная., Общеклассная, |
Репродуктивный |
Речь, Слайд № 5 |
Услышали чем будут заниматься на уроке. |
|
1. Причины Февральской революции
|
Объясняю ситуацию, сложившуюся в России, Прошу обратить внимание на слайд № .Предлагаю прослушать выдержки из документов. Прошу посмотреть учеников на схему, записанную на доске. Прошу написать самостоятельно причины революции. |
Слушают учителя, задают вопросы учителю. Комментируют схему, написанную на доске. Записывают в тетради причины революции
|
Классная
Индивидуальная
|
Объяснительно-иллюстративный |
Схема: «Ситуация, сложившаяся в России». Выдержки из документов Слайд№5 |
Прослушали. Записали причины революции в тетради. Разобрали, закрепили. Выборочно ученики зачитали записи в тетради. Сравнили с записью на слайде №5 |
|
Предлагаю ученикам дополнительный вопрос: «Чем характерна обстановка в стране».
|
Просматривают записи в тетрадях дают ответ на вопрос революционной ситуацией |
Индивидуальная
Общеклассная |
Репродуктивный |
Речь, тетрадь |
Сделали вывод о том, что назревает революция. |
||
2. Революционные события февраля 1917 г. В Петрограде. |
Предлагаю ученикам поработать с текстом параграфа по новой теме.
Зачитываю дневниковые записи М.М. Пришвина (заместителя министра по торговле) Предлагаю ученикам вопрос. Какими еще фактами вы можете подтвердить, что страна находилась в состоянии революционной ситуации?» |
Читают текст параграфа, отвечают на вопросы к тексту.
Прослушивают дневниковые записи. Обсуждают вслух содержание. Смотрят. перечисляют основные факторы: стачки, восстания, создание оппозиции.
|
Индивидуальная
Общеклассная.
Индивидуальная
Общеклассная.
|
Репродуктивная
|
Текст параграфа: «революционные события февраля в Петрограде». Выдержки из дневника М.М.Пришвина
. |
Изучили какие меры принимает император, какие изменения произошли в Петроградском военном округе.
Получили вывод: «Правительство парализовано. Растёт общественное недовольство. Слабость самодержавной власти. Монархия обречена» |
|
3. Отречение Николая II от престола. |
Рассказываю о том, с каким чувством воспринимал происходящие события Николай II Учитель задаёт вопрос: «Была ли монархия в России обречена?». Прошу поработать учеников с учебником, прочитать документ: «Манифест об отречении Николая II» и определить главные мотивы отречения царя. |
Слушают. По ходу изложения задают вопросы. Отвечают на поставленный вопрос
Ученики прочитывают Манифест и обговаривают главные мотивы отречения царя. |
Общеклассная. Индивидуальная.
|
Объяснительно -иллюстративный
Репродуктивный.
Частично-поисковый. |
Речь.
Учебник |
Сделан вывод на основе текста: Николай II отрекается от престола ради скорейшего достижения победы в первой мировой войне и облегчения народу тесного единства и сплочения. На смену царской власти пришло двоевластие. |
|
Двоевластие
|
Учитель просит учеников прочитать пункт параграфа и охарактеризовать деятельность новой власти. |
Ученики читают текст. Обсуждают текст в парах постоянного состава. |
Индивидуальная, парная |
Репродуктивный. |
Учебник Слайд № 6 |
Сделан вывод: Временному правительству приходилось согласовывать каждое своё действие с Петроградским Советом. |
|
Подведение итогов урока.
|
Прошу перечислить результаты революции |
Ученики опираясь на записи в тетради отвечают на вопросы |
Общеклассная. |
Репродуктивный. |
Речь Слайд№7 |
Познакомились с основными политическими событиями февраля 1917г |
|
Заключение |
Говорю о проделанной работе на уроке. Поощряю и отмечаю детей, работающих на уроке – словом, и выставляю оценки. Отмечаю трудности, с которыми столкнулись дети при изучении нового материала. Даю домашнее задание. |
Дети слушают. Записывают домашнее задание. |
Фронтальная. |
Объяснительно- иллюстративный |
Дневник. Учебник |
Ученики узнали оценки, записали домашнее задание. |