Конспект урока по истории Отечества.
.
Дата:__________________
Тема: Введение в историю средних веков..
Цель: дать представление об эпохе Средних веков, основных источниках знаний о данном периоде истории человечества.
Задачи:
Основные понятия: история, средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник, этнографический источник.
Оборудование: учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.Л. Несмелова «Конспекты уроков для учителя истории 6-7 класс», ноутбук, проектор, презентация.
-
Организационный момент.
-
Изучение нового материала.
Вводное слово учителя: первобытные общества, Египет фараонов, державы Передней Азии, ранние государства Индии и Китая, античные Греция и Рим – всё это Древний мире. В древности люди научились добывать огонь и плавить металлы, возводить храмы и строить корабли, писать иероглифами, клинописью и буквами. В древности были построены египетские пирамиды, Великая китайская стена, афинский акрополь и римский Колизей. В древности устраивались Олимпийские игры и человеческие жертвоприношения. В древности жили Конфуций и Будда, Моисей и Иисус Христос. Как много вместила в себя эта эпоха – самая длинная в истории человечества. Но в V в. с падением Западной Римской империи она подходит к концу.
Полторы тысяч лет назад, с крушением Рима началась новая эпоха всемирной истории. Её принято называть средними веками или средневековьем. Средневековье продолжалось тысячу лет, пока примерно в XV в. на смену ему не пришло Новое время.
Термин «Средние века» возник в Италии в XV-XVI вв. в среде гуманистов. Им обозначали большой исторический отрезок между двумя «просвещёнными» эпохами – Древностью (античностью) и Возрождением, уже самим названием подчеркнув, что эта эпоха была «ненастоящей».
Две точки зрения:
-
Слово «средневековье» придумали лишь тогда, когда эта эпоха клонилась к своему закату. И понимали, это слово примерно так: были светлые времена Древней Греции и Древнего Рима, когда царили образование, наука, культура, разум. В наше время мы снова становимся культурными и образованными, не хуже, чем в античности. А что посредине? Посреди лежат мрачные столетия всеобщей дикости, общего упадка Европы. Попусту пропавшее время. Это время дикости, антисанитарии, сжигания ведьм на костре и всевластия католической церкви. Это образ средневековья – мрачный.
-
Чем дальше средние века уходили в прошлое, тем яснее становилось, что у них были свои достоинства по сравнению с наступившими временами. Некоторым стало даже казаться, что средние века были лучшей эпохой истории. Ведь тогда деньги ещё не правили миром, не торчали по всюду чадящие фабричные трубы, люди владели столь смертоносным оружием, как нынешнее. Средние века были якобы временем, когда умели ценить благородство, мужество, достоинство. Прекрасные рыцари и благородные дамы. Это время благородных разбойников и мудрых королей. Это образ средневековья – светлый или романтичный.
Какая же точка зрения верная? Это нам и предстоит выяснить в течении изучения курса Средние века.
Посмотрите на линию времени, и вы увидите, какое место занимают Средние века в истории человечества ( стр. 6 учебника.)
История Средних веков делится на три периода:
-
Раннее средневековье V-XII вв.
-
Развитое средневековье XI-XIV вв.
-
Позднее или Зрелое средневековье XIV-XVI вв.
Откуда мы черпаем знания по истории Средневековья?
Исторический источник –
1.Вещественные источники (ювелирные изделия, картины, иконы, статуи, предметы быта, монеты, мебель).
2. Письменные источники (стихи, романы, поэмы, песни, повести, хроники).
3. Этнографические источники (свадебные и похоронные обряды)
4. Художественно-изобразительные источники (фрески на соборах и храмах, книги, гербы, флаги и т.д.)
-
Закрепление изученного материла.
Задание 1. Умеете ли вы считать?
-
Сколько лет продолжалась история средних веков? (11 веков).
-
Сколько столетий назад началась история средних веков? (17 веков назад).
-
Напишите любой год, относящийся VI в. XII в.
-
К какому веку относятся 843 г.? 1453 г.? 1054 г ?
-
Напишите римскими цифрами: 5, 11, 15; арабскими цифрами: VIII, XXXVIII, XXIV.
Задание 2. Чем мы обязаны средневековью?
Отметь те в списке те вещи, которые появились в средние века и существуют до сих пор (выделены жирным шрифтом): солнечные часы, компас, радио, римские цифры, ножницы, алфавит, автомобиль, гербы знатных родов, колесо, порох, бумага, папирус, пергамент, брюки, электричество, календари, христианская религия, очки, пирамиды, шадуф, клинопись.
Задание 3. Что означают слова, пришедшие из эпохи средневековья?
Рыцарь, шедевр, герцог, мэр, банк, граф, король, жонглер, парламент, римский папа, госпиталь.
-
Домашнее задание
-
найдите в словарях сведения о том, что изучают вспомогательные исторические дисциплины – помощницы истории: АРХЕОЛОГИЯ, ЭТГОГРАФИЯ, ТОПОНИМИКА, ХРОНОЛОГИЯ, ГЕРАЛЬДИКА, НУМИЗМАТИКА. Объясните происхождение этих названий. Выпишите определения в тетрадь.
-
Учебник с 6-11 читать.
-
Подготовиться к тесту
-
Подведение итогов урока.
Только в Средние века Европа стала единым «историческим континентом», а европейцы ощутили себя жителями единого христианского мира с общей религией и сходными формами жизни. Именно в Средние века появились те языки и государства, которые и сегодня существуют в Европе.
Каждая европейская страна внесла свой вклад в построение средневекового мира. Но изучить все из них не представляется возможным. Мы сосредоточим внимание на некоторых — самых крупных народах и государствах Западной и Центральной Европы, особенно тех, где эта эпоха получила наиболее законченное выражение.
В центре внимания каждого, кто изучает историю, всегда стоят человек и его дела, судьбы народов и их выдающихся деятелей и конечно же общественное устройство, определяющее повседневную жизнь людей. Мы узнаем о о средневековых странах, их правителях и полководцах, о борьбе людей за независимость, права и свободу, о замечательных ученых и творцах, чьими произведениями до сих пор восхищается все человечество, о том, как люди трудились, развлекались, растили детей.
Изучение истории поможет представить многообразную жизнь средневекового человека — труженика, воина, правителя, творца, каковы были жилища людей и обстановка в них, пища, одежда, оружие и инструменты, как проводили люди будни и праздники, как учились. Мы познакомимся с замечательной поэзией, живописью, архитектурой Средневековья, как постепенно складывались важнейшие законы и обычаи, разрабатывалось христианское вероучение и формировалась христианская церковь, о средневековых философах.
2