Технологическая карта урока
Дата: 26.10.2022
Класс:6 Б
Предмет: Всеобщая история. История средних веков.
Учитель: Танков Сергей Александрович
Тема: Что англичане считают началом своих свобод.
Тип урока: комбинированный урок.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные: учащиеся научатся раскрывать причинно-следственные связи, обобщать факты и использовать знания, полученные на уроке. Ученик научится анализировать исторические источники и составлять схемы, а также систематизировать знания.
Личностные: формируется яркий, эмоционально окрашенный образ эпохи средних веков, а также складывается представлений о выдающихся деятелях того периода.
Метапредметные:
Познавательные УУД: извлекают информацию из разных источников, трансформируя в схему, обобщение фактов, устанавливают причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД: строят монологические высказывания, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, высказывают собственное мнение, допускают существование у людей различных точек зрения.
Регулятивные УУД: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, оценивают свою работу на уроке, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, анализируют свое эмоциональное состояние.
Педагогические цели: усвоить ключевые понятия темы: парламент, Великая хартия вольности, палата лордов, палата общин; формировать умение анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи.
Исследовательские цели: выявить особенности сословно-представительной монархии в Англии; сравнить типы монархий Англии и Франции.
Методы: групповая работа.
Формы: проблемный урок с элементами лабораторно-практической работы.
Приемы: тестирование, заполнение таблицы в тетради, написание синквейна.
Оборудование: презентация урока, карта «Англия и Франция в XI – начале XIV века».
Словарь: парламент, Великая хартия вольности, палата лордов, палата общин.
Основные даты: 1066 г.-завоевание Англии герцогом Нормандии. Вильгельм Завоеватель-король Англии. 1215 г.-Великая хартия вольностей. 1265 г.-созыв первого парламента в Англии.
Имена. Вильгельм Завоеватель, Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный, Генрих III, Симон де Монфор.
Оформление доски: тема урока, новые слова, слайд с изображением здания английского парламента, карта.
Технологическая карта урока
Этап урока: I. Вызов. Цели этапа: актуализация знаний учащихся по теме: «Объединение Франции». В ходе урока показать, что процесс объединения Англии имел свои особенности, а какие, предстоит выяснить учащимся. |
||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Педагогические приемы |
Система ожидаемых умений |
|||||||||||||||||||||
Подготовительная деятельность. Демонстрация слайда с тестом из 5 вопросов. Демонстрация слайда с архитектурным сооружением. Проблемные вопросы по содержанию слайда. Как называется это здание? Какое отношение оно имеет к нашей теме? Представление темы. Формулирование проблемных вопросов урока: Почему в Англии не сложилось правило «Вассал моего вассала-не мой вассал»? Почему в Англии сословная монархия победила раньше, чем во Франции? |
В тетради в течение 3-х минут отвечают на вопросы теста по теме: «Объединение Франции». Просмотр слайда и ответ на вопрос учителя, используя знания, по предметам (английский и французский языки). |
Решение теста с одним вариантом ответа.
Концентрация внимания учащихся с помощью знакомой картинки. |
Применение полученных знаний, путем решения тестовых заданий, самооценивание, формулирование ключевой проблемы урока. |
|||||||||||||||||||||
Этап урока: II. Осмысление. Цели этапа: поиск информации для решения поставленной задачи на стадии вызова.
|
||||||||||||||||||||||||
Организовать решение задач: творческие группы презентуют свои задания: Группа№1. Как усилилась власть короля? п. 1 § 18 определить последствия нормандского завоевания. Группа№2. Назвать реформы Генриха II. п. 2 § 18, заполнить таблицу. Группа№3. Документ (приложение 1) Перечислить основные положения «Великой Хартии вольностей». Группа№4. п. 5 § 18 Охарактеризовать состав английского парламента и его функции. Выход на вопрос: Что англичане считают началом своих свобод? Принятие Великой хартии вольностей, закрепившей некоторые права отдельных сословий Создание Парламента, ограничившего власть короля.
|
Работа с текстом учебника с новой информацией и выделение в ней главных вопросов. Запись в рабочем листе группы. Запись в тетради вывода о сравнении монархий Англии и Франции. Общее: складываются сословно-представительные монархии; рост городов и развитие торговли создают предпосылки для централизации государства. Отличия: Англия раньше, чем Франция, стала централизованным государством, что было связано с нормандским завоеванием и его последствиями; королевская власть была сильнее, она опиралась на чиновников (шерифов), наемное войско и обеспечивалась средствами от налогов; английский парламент возник в иных, чем во Франции, условиях и был значительно более влиятельным органом. Ответы на вопросы: Почему в Англии не сложилось правило «Вассал моего вассала-не мой вассал»? Почему в Англии сословная монархия победила раньше, чем во Франции?
|
Работа в группах.
Индивидуальные ответы. |
Умение сравнивать исторические явления в различных странах. Выделение сходства и различия. Умение оперировать терминами и понятиями. Осмысление терминов. |
|||||||||||||||||||||
Этап урока: III. Рефлексия. Цели этапа: обобщение и закрепление новых знаний, активное включение новых понятий, анализ собственных мыслительных операций. |
||||||||||||||||||||||||
Вопросы для перехода к этапу рефлексии: Что в новом материале вас заинтересовало? Как в нашей стране называют Парламент? Предложение составить синквейн как способ синтеза материала. |
Составление синквейна с понятиями: «парламент»: Документ. Парламент Орган, собрание. Помогал, решал, улучшал. В органе власти представлены все три сословия. «Великая хартия вольностей»: Великая хартия вольностей Договор, грамота. Даровала, защищала, оградила. Ограничила власть короля. |
Индивидуальные ответы. Синквейн. |
Развитие способности резюмировать информацию, излагать мысли в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. |
|||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
||||||||||||||||||||||||
|
Заполнение таблицы в тетради. |
Индивидуальная работа. |
Выделение сходства и различия. Работа с текстом учебника. |
Приложение № 1.
«Великая хартия вольностей» 1215 г.:
«39. Ни один свободный человек не будет арестован и заключён в тюрьму, или лишён имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдём на него войной и не пошлём на него наших вассалов иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны…
61. Мы жалуем, чтобы бароны избрали 25 баронов из королевства, кого пожелают. Если мы или кто-либо из слуг наших какую-либо из статей мира или гарантии нарушим, пусть четыре барона из 25 явятся к нам, указывая нам нарушение, и потребуют, чтобы мы без замедления исправили его… А когда исправление будет сделано, они опять будут повиноваться нам, как делали прежде…».
Ответьте на вопросы: Ослабла или усилилась власть английского короля после принятия этого документа? Кому была выгодна Великая хартия вольностей? Почему англичане гордятся этим документом и называют его «началом своей свободы»? Какие вопросы он призван решать? Что предусматривалось в случае нарушения королем своих обещаний?