Контрольная работа №2 по теме «Развитое Средневековье»
6 класс
Пояснительная записка
-
Назначение работы
Контрольная работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 6 класса по предмету «Всеобщая история», раздел «Развитое Средневековье» выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.
- Документ, определяющий содержание контрольной работы
Контрольная работа составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Содержание контрольной работы соответствует учебнику Е.В. Агибалова, Г. М. Донской Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс.
-
Подходы к отбору содержания и структуры КИМ
Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учетом требований указанных выше документов, и включают требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учет:
-
требований федерального государственного образовательного стандарта;
-
требований историко-культурного стандарта;
-
целей исторического образования в основной школе;
-
специфики курса истории основной школы;
-
ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.
- Характеристика структуры и содержания контрольной работы
Работа охватывает содержание курса история Средних веков, раздел «Развитое Средневековье»
Общее число заданий –19.
Работа содержит 17 заданий с кратким ответом и 2 задания с развёрнутым ответом.
- Распределение заданий контрольной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Задания условно разделены на тематические блоки: 1)Католическая церковь и крестовые походы; 2) Византийская империя и славяне; 3) образование централизованных государств в Западной Европе; 4) Культура Западной Европы в Средний века.
Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности (для заданий, направленных исключительно на проверку знаний, указаны проверяемые знания).
|
Проверяемые элементы подготовки |
Код |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимально го первичного балла за всю работу, равного 26 |
|
Знание терминов |
1.1 |
7 |
12 |
46,2 |
|
Знание фактов |
1.2 |
7 |
7 |
26,9 |
|
Знание дат |
1.3 |
3 |
4 |
15,4 |
|
Знание имен |
1.4 |
1 |
1 |
3,8 |
|
Отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам |
2.1 |
2 |
6 |
23,1 |
|
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности |
2.3 |
3 |
7 |
26,9 |
|
Определять логические связи между предметами и/или явлениями |
2.7 |
1 |
2 |
7,7 |
|
Интерпретировать текст |
2.9 |
1 |
2 |
7,7 |
|
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл |
2.14 |
1 |
1 |
3,8 |
|
Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения |
3.1 |
2 |
6 |
23,1 |
|
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее |
3.11 |
2 |
6 |
23,1 |
|
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
3.16 |
2 |
6 |
23,1 |
|
Находить в тексте требуемую информацию |
4.16 |
1 |
2 |
7,7 |
- Продолжительность контрольной работы
На выполнение работы отводится 45 минут.
- Распределение заданий КИМ по уровню сложности.
В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.
К заданиям базового уровня сложности относятся те здания, где учащимся 6 класса предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К базовому уровню относятся задания 1 – 19.
К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность учащегося является по преимуществу репродуктивной. К повышенному уровню относятся задания 20 – 24.
К высокому уровню сложности относятся задания, где учащиеся выполняют частично-поисковые действия, используя приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию. К высокому уровню сложности относится задание 25.
Обобщенный план варианта контрольных измерительных материалов для проведения контрольной работы в 6 классах
№ |
Коды контролируемых элементов содержания |
Проверяемое содержание |
Проверяемые виды деятельности |
Коды планируемых результатов обучения |
Уро вень слож ност и зада ния |
Примерн ое время выполнен ия задания (мин.) |
Максималь ный балл за задание |
1 |
3.1.4 |
История Средних веков (всеобщая история), V – XV вв. |
Знание фактов |
1.2 |
Б |
1–2 |
1 |
2 |
3.1.5 |
История Средних веков (всеобщая история), V – X вв. |
Знание терминов |
1.1 |
Б |
1–2 |
1 |
3 |
3.1.5 |
История Средних веков (всеобщая история), V – X вв. |
Знание имен |
1.4 |
Б |
1-2 |
1 |
4 |
3.1.4 |
История Средних веков (всеобщая история), V – X вв. |
Знание терминов |
1.1 |
Б |
1–2 |
1 |
5 |
3.1.8 |
История Средних веков V – X вв. |
Знание дат |
1.3 |
Б |
1–2 |
1 |
6 |
3.1.8 |
История Средних веков V – X вв. |
Знание фактов |
1.2 |
Б |
1-2 |
1 |
7 |
3.1.8 |
История Средних веков V – X вв. |
Знание фактов Ориентироваться в содержании текста |
1.2 2.14 |
Б |
1–2 |
1 |
8 |
3.1.9 |
История Средних веков V – X вв. |
Знание фактов |
1.2 |
Б |
1–2 |
1 |
9 |
3.1.9 |
История Средних веков V – X вв. |
Знание фактов Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности |
1.2 2.3 |
Б |
1-2 |
1 |
10 |
3.1.8 |
История Средних веков V – X вв. |
Знание дат |
1.3 |
Б |
1-2 |
1 |
11 |
3.1.8 3.1.12 |
История Средних веков |
Знание терминов |
1.1 |
Б |
1-2 |
1 |
12 |
3.1.8 |
История Средних веков |
Знание фактов |
1.2 |
Б |
1–2 |
1 |
13 |
3.1.8 |
История Средних веков |
Знание терминов |
1.1 |
Б |
1–2 |
1 |
14 |
3.1.8 |
История Средних веков |
Знание фактов |
1.2 |
Б |
1-2 |
1 |
15 |
3.1.5 |
История Средних веков V – X вв. |
Определять логические связи между предметами/или явлениями |
2.7 |
П |
2-3 |
2 |
16 |
3.1.9 |
История Средних веков V – X вв. |
Знание дат |
1.3 |
П |
2-3 |
2 |
17 |
3.1.8 |
История Средних веков V – X вв. |
Знание терминов Интерпретировать текст Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл Находить в тексте требуемую информацию |
1.1 2.9 2.14 4.16 |
П |
2-3 |
2 |
18 |
3.1.8 |
История Средних веков V – X вв. |
Знание терминов Отличать факты от суждений, мнений, оценок Объяснять явления, процессы, связи и отношения Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач |
1.1 2.1 2.3 3.1 3.11 3.16 |
В |
2-3 |
3 |
19 |
3.1.8 |
История Средних веков V – X вв. |
Знание терминов Отличать факты от суждений, мнений, оценок Объяснять явления, процессы, связи и отношения Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач |
1.1 2.1 2.3 3.1 3.11 3.16 |
В |
2-3 |
3 |
Общее время выполнения работы – 40-45 мин. Максимальный первичный балл — 26 |
8. Планируемые результаты
Планируемые результаты |
Умения |
Локализовать во времени и пространстве. |
— указывать даты событий, определят их принадлежность к веку, тысячелетию, историческому периоду — объяснять последовательность и длительность событий (раньше, позже) — объяснять на какие этапы делится Всеобщая история |
Применять знание фактов для характеристики исторической эпохи |
— указывать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий — группировать, систематизировать факты по заданному признаку |
Анализировать информацию из исторических источников |
— находить в тексте ключевые слова, имена, названия, даты — определять смысл высказывания — объяснять назначение источника — соотносить информацию отдельного источника с контекстными знаниями |
Описывать условия существования, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях в древней истории |
— осуществлять отбор необходимой информации — составлять последовательное описание, рассказ — формулировать заключение, выводы |
Раскрывать существенные черты форм государственного устройства древних обществ; положения основных групп населения; религиозных верованиях людей в древности. |
— выделять главные признаки исторических явлений, событий — конкретизировать содержание общих понятий применительно к данной эпохе, исторической общности — выявлять изменения в экономическом, социальном и политическом развитии стран в отдельные периоды Средневековья |
Объяснять причины и следствия ключевых событий всемирной истории |
— находить в источниках и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий — соотносить объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах
|
Сопоставлять однотипные события и процессы в разных странах в период Средневековья |
— Выделять черты сходства и различий в исторических ситуациях, событиях и процессах — выявлять общие черты и особенности развития отдельных стран |
Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории |
— излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе — высказывать свои оценочные суждения |
- Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение с выбором ответа (1–19) выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.
Задание с кратким ответом (20–24) считается выполненным верно, если верно указаны цифра, последовательность цифр, слово (словосочетание), правильно обозначены объекты на контурной карте. За правильный ответ ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две или более ошибки или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.
Задание 25 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Таблица 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Отметка по |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
пятибалльной |
||||
шкале |
||||
Работа 2 |
0–9 |
10-14 |
15-19 |
20-26 |
Контрольная работа №2 по теме «Развитое Средневековье».
Вариант 1
-
К сословию воюющих относились:
-
Ремесленники оружейники
-
Епископы
-
Бароны
-
Купцы
-
Глава католической церкви:
-
Папа
-
Монах
-
Патриарх
-
Архиепископ
-
Инициатором первого крестового похода являлся:
-
Папа римский Урбан II
-
Папа римский Иннокентий III
-
Английский король Ричард Львиное Сердце
-
Святой Франциск, основатель нищенствующего ордена
-
Сословно-представительная монархия – это государство, в котором:
-
Власть короля опирается на собрание представителей сословий
-
Территория раздроблена на феодальные владения
-
Общество разделено на сословия
-
Вся власть принадлежит королю
-
Какое событие произошло позднее других?
-
Открытие парламента в Англии
-
Нормандское завоевание Англии
-
Подписание Великой хартии вольностей
-
Создание Генеральных штатов во Франции
-
Общая черта, характерная для английского парламента и Генеральных штатов во Франции:
-
Состояли из представителей различных сословий
-
Состояли из представителей крупных феодалов
-
Не имели права утверждать новые налоги
-
Состояли из палаты лордов и палаты общин
-
О каком событии идет речь в отрывке из документа?
… Англичане, спустя семь месяцев после начала осады и девять дней после того, как Дева заняла город, отступили без боя все до последнего, и произошло это 8 мая.
-
О битве при Креси
-
О битве за Орлеан
-
О битве у города Пуатье
-
О сражении близ Азенкура
-
Результат Столетней войны:
-
Французы одержали победу
-
В руках англичан осталась Фландрия
-
Во Франции произошла смена династии
-
Была подписана Великая хартия вольностей
-
Общая черта восстаний под предводительством Уота Тайлера и Жакерии:
-
Стихийность выступления
-
Борьба против власти папы римского
-
Участие в восстании отрядов рыцарей
-
Использование новой передовой тактики боя
-
Объединение Франции завершилось в:
-
XIII в.
-
XIV в.
-
Конце XV в.
-
Середине XVI в.
-
Реконкистой называют:
-
Завоевательные походы арабов
-
Отвоевание крестоносцами Гроба Господня
-
Поход тевтонских рыцарей на земли Прибалтики
-
Отвоевание территории Пиренейского полуострова у арабов
-
Отсутствие сильной поддержки германских королей со стороны мелких и средних феодалов Германии привело к:
-
Сохранению раздробленности страны
-
Освобождению крестьян от феодальной зависимости
-
Созданию сословно-представительных органов власти
-
Прекращению завоевательных походов королей
-
Для тирании как формы государственного устройства характерно:
-
единовластие правителя
-
признание зависимости от папы римского
-
наличие сильных выборных органов власти
-
правило «вассал моего вассала – не мой вассал»
-
Чешский мыслитель и проповедник Ян Гус выступал против:
-
власти крупных феодалов
-
закрепощения крестьян
-
христианской религии
-
богатства церкви
Часть 2
-
Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Понятие |
Определение |
А) Десятина Б) Инквизиция В) Индульгенция |
1) налог в пользу церкви 2) грамота об отпущении грехов 3) монашеский орден 4) специальный церковный суд |
-
Расположите в правильной последовательности следующие события в истории Англии:
А) Война Алой и Белой розы
Б) создание парламента
В) восстание под предводительством Уота Тайлера
Г) нормандское завоевание Англии
-
Как называется форма правления о которой идет речь в отрывке из документа?
Возросшая популярность Лоренцо позволила ему… ввести желательные для него перемены в государственное устройство. Теперь решение всех дел поручалось совету из семидесяти граждан, приверженцев политики Лоренцо. Совет в частности назначал на все должности, заведовал финансами и, естественно, он исполнял все пожелания Лоренцо… В конце концов государственная казна сделалась едва ли не личной собственностью Лоренцо, а Флорентийская республика оставалась таковой только по названию – фактически Лоренцо обладал властью суверенного монарха.
Часть 3.
-
Сравните раздробленное государство и централизованное государство. Сделайте вывод, какая форма государственного устройства, на ваш взгляд, наиболее устойчива? Ответ оформите в виде таблицы.
Вопросы для сравнения |
Раздробленное государство |
Централизованное государство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод:
|
-
Когда завершилось образование централизованного государства во Франции? Что этому способствовало? Назовите 2-3 предпосылки.
Контрольная работа №2 по теме «Развитое Средневековье».
Вариант 2
Часть 1
-
К сословию молящихся относились:
-
Аббаты
-
Рыцари
-
Патриции
-
Крестьяне
-
Что подрывало авторитет церкви в глазах верующих в средние века?
-
Продажа индульгенций
-
Празднование масленицы
-
Запрещение священникам вступать в брак
-
Требование жесткой дисциплины у монахов
-
Целью Первого Крестового похода было завоевание города:
-
Рима
-
Парижа
-
Иерусалима
-
Константинополя
-
Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству, — это:
-
Общины
-
Ордена
-
Гильдии
-
Сословия
-
Название «Генеральные штаты» во Франции получил орган:
-
Помогавший королю выносить судебный приговор
-
Состоявший из представителей трех сословий
-
Осуществлявший городское самоуправление
-
Проводивший перепись земельных владений
-
Английский парламент в отличие от Генеральных штатов во Франции:
-
Состоял из двух палат
-
Имел право утверждать налоги
-
Собирался только по требованию короля
-
Был сословно-представительным органом власти
-
Кому принадлежат слова?
…Англичане будут изгнаны из Франции, кроме тех кто найдет здесь гибель… Бог пошлет Французам победу над англичанами!
-
Жанне д`Арк
-
Черному принцу
-
Герцогу Бургундскому
-
Вильгельму Завоевателю
-
Результат Столетней войны:
-
Полностью завершилось объединение Франции
-
Ослабла королевская власть во Франции
-
Была создана «Книга Страшного суда»
-
В руках у англичан оказался порт Кале
-
Война Алой и Белой розы продолжалась в:
-
1096 – 1291 гг.
-
1337 – 1453 гг.
-
1419 – 1434 гг.
-
1455 – 1485 гг.
-
В 1479 году произошло объединение:
-
Англии
-
Испании
-
Франции
-
Византии
-
Завершение Реконкисты в конце XV в. связано с:
-
Учреждением инквизиции
-
Прекращением правления династии Тюдоров
-
Завершением Великого переселения народов
-
Объединением христианских государств Пиренейского полуострова
-
Специализация немецких городов на торговле с другими странами способствовала:
-
Сохранению раздробленности
-
Созданию централизованного государства
-
Сокращению ремесленного производства
-
Созданию сословно-представительного государства
-
В отличие от Англии и Франции в XV в. Священная Римская империя была государством:
-
Монархическим
-
Политически-раздробленным
-
С сильной властью императора
-
Вассально-зависимым от арабов
-
В результате гуситских войн в Чехии:
-
Усилились католическая церковь
-
Утвердилась абсолютная монархия
-
Крестьяне перестали платить десятину
-
Было уничтожено феодальное землевладение
Часть 2.
-
Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Понятие |
Определение |
А) суд присяжных Б) парламент В) шериф |
1) орган сословного представительства 2) королевская резиденция 3) королевский чиновник 4) несколько достойных людей, помогающих королю в вынесении приговора |
-
Расположите в правильной последовательности следующие события в истории Франции:
А) присоединение к владениям короля Бургундии и Прованса
Б) создание Генеральных штатов
В) Жакерия
Г) присоединение к Французскому королевству Нормандии
-
В каком году произошли описанные ниже события?
Выбрали короля из своей среды… И величали его, короля, Жак Простак. Они сожгли и начисто разгромили… более 60 добрых домов и крепких замков, а если бы бог не пришел на помощь Своей благостью, эти злодеи так бы размножились, что погибли бы все благородные воины, святая церковь и все зажиточные люди по всему королевству…
Часть 3.
-
Сравните Крестьянские восстания XIV в. в Англии и во Франции. Сделайте вывод о причинах поражения восстаний. Ответ оформите в виде таблицы.
Линии сравнения |
Восстание во Франции |
Восстание в Англии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: |
-
Когда завершилось образование централизованного государства в Испании? Что этому способствовало? Назовите 2-3 предпосылки.
Ключи к КИМ
№ варианта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
4 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
4 |
1 |
1 |
4 |
А1 Б4 В2 |
ГБВА |
тирания |
2 |
1 |
1 |
3 |
4 |
2 |
1 |
1 |
4 |
4 |
2 |
4 |
1 |
2 |
3 |
А4 Б1 В3 |
ГБВА |
1358 г. |
Критерии оценивания заданий части 3
18.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа не искажающие его смысл) |
Баллы |
Полностью заполнена таблица, сделан вывод, доказана собственная точка зрения на поставленный вопрос. |
3 |
Полностью заполнена таблица ИЛИ Ученик не заполнил таблицу, но есть ответ на второй вопрос. |
2 |
Таблица заполнена не полностью и нет вывода. Не доказана собственная точка зрения. |
1 |
Нет ответа на вопрос |
0 |
Максимальный балл |
3 |
19.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа не искажающие его смысл) |
Баллы |
Образование централизованных государств завершилось в конце XV века. Могут быть названы следующие общие предпосылки: — развитие сельского хозяйства и ремесла, рост городов; — стремление землевладельцев держать в повинности крестьян с помощью сильной центральной власти — борьба против иноземных завоевателей (за национальную независимость) |
|
Верно названы период и 2-3 предпосылки |
3 |
Верно названы период и одна предпосылка ИЛИ Период указан расширенно (XV – XVI вв. или конец XV – XVI вв), названо не менее двух предпосылок. |
2 |
Период не назван, приведены 1-2 предпосылки. |
1 |
Нет ответа на вопрос |
0 |
Максимальный балл |
3 |