Конспект урока по русскому языку «Слово-маленькое чудо»

Урок-исследование по русскому языку в 6 классе

Тема: Слово — маленькое чудо.

Учитель: Преснякова И.Н.,МБОУ «Чамзинская СОШ №2»

Цели:1)учить детей проводить исследование слова;2)развивать творческие способности учащихся, развивать представления о добре и зле;3)воспитывать стремление к добрым поступкам и делам

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Психологический настрой.

Ребята! Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог школы. У кого-то было хорошее настроение, а кто-то, может быть, и немного грустил. Но чтобы наш урок прошёл успешно, принёс вам радость открытия и чтобы вы забыли о грусти, мне бы хотелось подарить вам вот это солнышко.

-Посмотрите на него, пожалуйста. Какое чувство оно у вас вызывает?

— А теперь это солнце закрыла туча. Как стало вам без него? (Неуютно, холодно).

— И вот тучка ушла. Снова появилось солнышко. Изменило ли оно ваше настроение?

(Да, нам захотелось улыбнуться )

-Значит,чем наполнило нас солнце?

-А хотелось ли вам быть добрыми, чтобы вас всегда окружала доброта? И почему?

3.Слово учителя.

Доброта – это нужное и важное слово. Мир без него будет холодным, пустым и жестоким. Недаром народная мудрость гласит: «Доброта, что солнышко» И сегодня мы будем исследовать его, для того чтобы убедиться в том, что слово-это маленькое чудо, потому что у него , как и у человека, есть своя интересная жизнь. И ваши наблюдения над словом «доброта»,которые вы проводили дома и будете проводить на уроке, помогут вам понять , каким глубоким смыслом наполнено оно и помогут создать свои заповеди доброты. Запишите, пожалуйста, в рабочем листе урока число и классную работу.

3.Лингвистический эксперимент.

— Итак, чтобы найти истину, проведём лингвистический эксперимент. На слайде вы видите вещества, которые мы каждый день употребляем в пищу. Назовите их. А сейчас представьте себя в роли учёных и попробуйте узнать, в каком же из них спряталось слово «доброта» и почему? Ответ обоснуйте. (работа в группах)

4.Подбор слов-ассоциаций

— Какие же слова вы сможете подобрать к слову «доброта»? Запишите их в раздел «Слова-ассоциации».

5.Каким цветом можно наполнить слово «доброта»? Почему?

6.На что похоже звучание слова «доброта?»

7.Как пахнет слово «доброта?»

8.Словесный портрет доброты.

А теперь создадим словесный портрет Доброты.

-А как бы вы продолжили это предложение?

9. Исследование слова “Доброта” через ЛЕКСИКУ.

-Значит, слово доброта, по вашим мнениям, это – чувство отзывчивости, внимания, заботы людей друг о друге; желание и стремление человека помогать другим в трудных ситуациях.

— Но как же узнать, правы вы или нет? Где мы можем найти точное определение этого слова и узнать его лексическое значение?

— Правильно, в толковом словаре.

— Давайте найдем и прочтем научное обоснование слова “Доброта”из Толкового словаря.

10.Подбор синонимов.

— А можно ли к слову “доброта” подобрать синонимы ?

— Но сначала вспомните, пожалуйста, что такое синонимы? (Синонимы – это слова близкие по значению).

— Запишем их в раздел «Синонимы»:

Доброта — отзывчивость, милосердие, взаимопомощь, добросердечность.

11.Подбор однокоренных слов.

— Подберите однокоренные слова к слову «доброта».

Учащиеся: — доброта — добро — добрячок — добродушный — добрый — добросердечный.

12.Этимологическая страничка.

-Что изображено на этом слайде?

— О чём может рассказать вам это дерево? (О том, что у слов, как и у людей, есть родственники; о том, что у слов есть корень, который несет главный смысл слова, от которого рождаются другие слова)

-А о чём рассказали вам ваши наблюдения за этимологией этого слов?

13. Просмотр видеопритчи «Добро и зло. Кто побеждает?»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

 -В чём смысл этой притчи? Как бы вы ответили на вопрос старика?

14. Актуализация личного опыта учащихся о проявлении доброты в жизни.

-Пришло время заглянуть в себя в себя. Закроем глаза и попробуем подумать, какие добрые поступки совершали вы? Запишите их в рабочем листе в графе «Добрые поступки».

15.Творческое задание «Планета Добра». Выборочная проверка.

Итак, слово мы исследовали с разных сторон. Теперь вам предстоит создать свою Планету Добра, на которой люди будут жить только по заповедям доброты.

16.Подведение итогов.

В жизни вас ждёт много славных дел. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, добрыми людьми, смелыми, отзывчивыми и вежливыми. Просто надо больше улыбаться и жить по законам доброты, потому что добрые дела и поступки живут вечно. А для этого нужно самое малое — сохранить в своей душе Планету Добра! 

17.Домашнее задание: дать развёрнутый ответ на вопрос «Что помогло мне открыть слово ?»

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!