Конспект урока «Февральская революция»

9 класс.

Тема раздела: «Великая российская революция. 1917-1921 гг.»

Тема урока: Февральская революция.

Цель урока:

Познакомить с основными политическими событиями февраля 1917г..

Задачи:

  1. Оценить влияние войны на развитие кризисных явлений в империи и начале Февральской революции 1917 г.

  2. Раскрыть причины падения монархии в России.

  3. Подвести к пониманию, что февральская революция- попытка осуществления буржуазно- либерального пути развития страны.

  4. Развивать умения устанавливать причинно- следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.

Тип: Урок изучения нового материала

Методы: Объяснительно-иллюстративный, проблемный, информационный.

Формы: Общеклассная, индивидуальная, групповая.

Средства: Учебник. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.

.«История России ХХ – н. ХХ. Карта «Россия. 1917 г. Февраль- Октябрь». Карточки для индивидуальной работы Исторические документы. Видеофильм из серии «Россия. ХХ век »

План урока:

  1. Психологический настрой на деятельность.

  2. Постановка целей и задач урока.

  3. Актуализация знаний.

  4. Изучение нового материала.

  5. Подведение итогов.

  6. Домашнее задание.

Ход мастера класса

№ этапа

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

форма

метод

средства

Результат

Актуализация опорных знаний по теме: «Первая мировая война»

Раздаю индивидуальные карточки. ( дифференцированного характера) Прошу обратить внимание на содержание карточки, вспомнить содержание дополнительного домашнего задания и ответить на вопросы к карточке. Прошу ответы в виде кратких тезисов записать в тетрадь.

Ученики работают с карточками, опираясь на текст изученного домашнего задания . Основные ответы записывают в тетрадь.

Индивидуальная

Репродуктивный

Карточки.

Повторили домашнее задание. Записали в тетрадь итоги Первой мировой войны для России.

Парам постоянного состава раздаю текст документов. Прошу внимательно прочитать документ, вспомнить содержание ранее изученных документов и ответить на вопросы к документу. Прошу, чтобы ответы в виде кратких тезисов записали в тетрадь..

Во время работы консультирую учащихся и проверяю записи в тетради.

Ученики работают с документами, обсуждают друг с другом содержание, находят ответ на вопрос. к документу .Записывают итоги войны в тетрадь.

Парная

Частично-поисковый.

Документы: «О настроении в армии», «О настроении рабочих и крестьян».

«Оценка обстановки в стране царем и членами политических группировок».

Слайд №2,3,4.

Разобрали текст , установили причинно- следственные связи итогов Первой мировой войны с событиями Февраля.

Задаю дополнительные вопросы для подведения итогов проверки домашнего задания : «каково влияние войны на внутриполитическую и экономическую ситуацию в стране.

Ученики дают ответы, используя записанные тезисы в тетради.

Общеклассная, ин

Репродуктивный.

Слайд №??

Закрепили сведения о том, что война ещё больше ухудшила обстановку в стране. Сделанные записи во время работы в тетрадях, ученики сверили с записями на слайде №4

Изучение новой темы

Переходя к изучению новой темы, проговариваю ученикам задачу урока «Каковы причины и итоги Февральской революции 1917 г. в России ».

Слушают, смотрят, пишут

индивидуальная., Общеклассная,

Репродуктивный

Речь, Слайд № 5

Услышали чем будут заниматься на уроке.

1. Причины Февральской революции

Объясняю ситуацию, сложившуюся в России, Прошу обратить внимание на слайд № .Предлагаю прослушать выдержки из документов. Прошу посмотреть учеников на схему, записанную на доске. Прошу написать самостоятельно причины революции.

Слушают учителя, задают вопросы учителю. Комментируют схему, написанную на доске. Записывают в тетради причины революции

Классная

Индивидуальная

Объяснительно-иллюстративный

Схема: «Ситуация, сложившаяся в России». Выдержки из документов

Слайд№5

Прослушали. Записали причины революции в тетради. Разобрали, закрепили. Выборочно ученики зачитали записи в тетради. Сравнили с записью на слайде №5

Предлагаю ученикам дополнительный вопрос: «Чем характерна обстановка в стране».

Просматривают записи в тетрадях

дают ответ на вопрос революционной ситуацией

Индивидуальная

Общеклассная

Репродуктивный

Речь, тетрадь

Сделали вывод о том, что назревает революция.

2. Революционные события февраля 1917 г. В Петрограде.

Предлагаю ученикам поработать с текстом параграфа по новой теме.

Зачитываю дневниковые записи М.М. Пришвина (заместителя министра по торговле)

Предлагаю ученикам вопрос. Какими еще фактами вы можете подтвердить, что страна находилась в состоянии революционной ситуации?»

Читают текст параграфа, отвечают на вопросы к тексту.

Прослушивают дневниковые записи. Обсуждают вслух содержание.

Смотрят.

перечисляют основные факторы: стачки, восстания, создание оппозиции.

Индивидуальная

Общеклассная.

Индивидуальная

Общеклассная.

Репродуктивная

Текст параграфа: «революционные события февраля в Петрограде». Выдержки из дневника М.М.Пришвина

.

Изучили какие меры принимает император, какие изменения произошли в Петроградском военном округе.

Получили вывод: «Правительство парализовано. Растёт общественное недовольство. Слабость самодержавной власти. Монархия обречена»

3. Отречение Николая II от престола.

Рассказываю о том, с каким чувством воспринимал происходящие события Николай II

Учитель задаёт вопрос: «Была ли монархия в России обречена?».

Прошу поработать учеников с учебником, прочитать документ: «Манифест об отречении Николая II» и определить главные мотивы отречения царя.

Слушают. По ходу изложения задают вопросы.

Отвечают на поставленный вопрос

Ученики прочитывают Манифест и обговаривают главные мотивы отречения царя.

Общеклассная.

Индивидуальная.

Объяснительно -иллюстративный

Репродуктивный.

Частично-поисковый.

Речь.

Учебник

Сделан вывод на основе текста: Николай II отрекается от престола ради скорейшего достижения победы в первой мировой войне и облегчения народу тесного единства и сплочения. На смену царской власти пришло двоевластие.

Двоевластие

Учитель просит учеников прочитать пункт параграфа и охарактеризовать деятельность новой власти.

Ученики читают текст. Обсуждают текст в парах постоянного состава.

Индивидуальная, парная

Репродуктивный.

Учебник

Слайд № 6

Сделан вывод: Временному правительству приходилось согласовывать каждое своё действие с Петроградским Советом.

Подведение итогов урока.

Прошу перечислить результаты революции

Ученики опираясь на записи в тетради отвечают на вопросы

Общеклассная.

Репродуктивный.

Речь

Слайд№7

Познакомились с основными политическими событиями февраля 1917г

Заключение

Говорю о проделанной работе на уроке. Поощряю и отмечаю детей, работающих на уроке – словом, и выставляю оценки. Отмечаю трудности, с которыми столкнулись дети при изучении нового материала. Даю домашнее задание.

Дети слушают. Записывают домашнее задание.

Фронтальная.

Объяснительно- иллюстративный

Дневник.

Учебник

Ученики узнали оценки, записали домашнее задание.

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!