Тюлембаев А.К.
преподаватель истории
Лицей при КазГАСА
Сингапур – Казахстан, исторические параллели.
С обретением независимости поссоветский Казахстан оказался в крайне сложном положении. Казахстан не обладал исторической памятью суверенного существования. Многие постколониальные государства не имеют подобной истории. Задачи, которые на Западе решались в течение столетий, должны были быть решены в одно — два десятилетия в гораздо более сложных обстоятельствах. Там же где весь общенациональный опыт сводится к жизни в условиях иностранного колониального господства, а население государства состоит из разнообразных этнических групп, наиболее интересным выглядит опыт тех стран которые успешно прошли этот путь. Сингапур — наглядный тому пример. Об этом говорил и президент, он обозначил в качестве ориентиров для Казахстана примеры Японии, Малайзии и Сингапура. Без всякого сомнения, для консервативно настроенной части казахстанского общества такое развитие страны – это самый приемлемый вариант для себя и будущего своих детей. За четыре десятилетия своего социально-экономического развития они прошли такой путь, на который развитым странам Западной Европы понадобилось три столетия. И наиболее ярким представляется опыт Сингапура, а его успешное развитие и процветание стало примером подражания для многих развивающихся стран мира. Среди стран, опыт которых признается казахстанским руководством как значимый для модернизационных процессов в РК, на первом месте находится Сингапур. Как вспоминает сам Н.А.Назарбаев: « Так, например, мы долго анализировали, почему годы экономического кризиса на постсоветском пространстве стали золотыми годами для азиатских «тигров», сумевших наиболее полно адаптироваться к условиям международной конкуренции. Мы задавались вопросом: как беднейшим странам Юго-Восточной Азии удалось выкарабкаться из нищеты в течение 30 лет и стать процветающими индустриальными государствами? Первыми были Корея, Тайвань и Сингапур, а затем к ним присоединились Малайзия, Индонезия и Таиланд. В то время, когда с космодрома Байконур в космос отправлялись советские космонавты, эти страны только заканчивали свои земельные реформы, а неграмотные крестьяне заполняли будущие мегаполисы».
А в рецензии на книгу «Азиатский прорыв» Н.А.Назарбаев отмечает: «В мае 1991 года Ли Куан Ю с неофициальным визитом посетил Алма-Ату. За пять дней, проведенных в Казахстане, он ознакомился с ситуацией в нашей стране и, выступил перед группой молодых экономистов, работавших в тот момент в Совете министров Казахской ССР. Лекция Премьер-министра Сингапура в 1991 году стала для нас ориентиром при разработке долгосрочных государственных стратегий. Нам нужно было определить, чего мы хотим достичь, чтобы найти свой путь развития»[ ]. И в этой связи думается, будет весьма поучительным сравнение пути Сингапура 59-90-х годов и линии развития сегодняшнего Казахстана.
Первое письменное упоминание о Сингапуре встречается в китайской хронике III века, до этого времени о его далеком прошлом почти ничего не известно. Однако интересно, что в конце XIV века принц Суматы, спасаясь от шторма, высадился на остров Темасек. Там, скорее всего из-за оптической ошибки, он увидел на территории острова странное существо якобы с красным телом, черной головой и белой грудью, которое показалось ему львом. Принц назвал остров «Синга Пура», или «город льва», и решил обосновать на этом острове свое поселение. Сегодня Сингапур — это огромный мегаполис, насчитывающий 4,2 миллиона жителей. Город с действительно интернациональным духом, теплой и дружелюбной атмосферой. Настоящее сердце Азии. Всего на 640 квадратных километрах расположены множество небоскребов, в которых размещаются офисы ведущих компаний Юго-Восточной Азии и мировых финансовых центров, один из самых крупных морских портов мира, международный аэропорт. В городе-государстве имеются развитые коммуникации и транспортные магистрали с многоэтажными развязками, производство, основанное на высоких технологиях. Здесь функционирует один из крупнейших зоопарков, где животные содержатся практически в свойственном им ареале обитания без клеток. Ботанический сад представляет собой не только место отдыха, но и научный центр по изучению флоры и фауны азиатского континента. В Сингапуре переплетаются традиции и культуры разных народов, где в календаре смешаны праздники сразу нескольких религий. Например, Новый год здесь празднуется целых четыре раза, а даты многих праздников меняются из года в год, поскольку основываются на лунном календаре.
Но начиналось все это в крайне неблагоприятных, как внутренних, так и внешних условиях. Надо отметить, что на момент обретения независимости в 1965 году Сингапур представлял собой крохотное отсталое островное государство с разноязыким населением численностью чуть больше миллиона человек. Бывшая военно-морская база Великобритании не имела никаких природных ресурсов. Ей приходилось завозить даже пресную воду и строительный песок. Казалось, у Сингапура, окруженного недружелюбными Индонезией и Малайзией, не было никаких шансов выжить и сохранить свою независимость. Однако это был тот самый случай, когда руководство нового суверенного государства оказалось сильнее обстоятельств.
Комментарии иностранный прессы, последовавшие сразу за провозглашением независимости, в один голос предсказывали гибель. Один автор сравнил уход Британской империи из ее колоний с упадком Римской империи. Тогда, с уходом римских легионов, рухнули закон и порядок, ибо их место заняли варварские орды. 10 августа 1965 года корреспондент "Сидней Морнинг Геральд" (Sydney Morning Herald) Дэнис Уорнер (Denis Warner) писал: "Независимый Сингапур не рассматривался в качестве жизнеспособного образования три года назад, ничто в текущей ситуации не предполагает, что он более жизнеспособен сегодня". Ричард Хьюз (Richard Hughes) высказался в лондонской "Санди Таймс" (Sunday Times) от 22 августа 1965 года следующим образом: "Сингапурская экономика разрушится, если будут закрыты британские военные базы, на содержание которых ежегодно расходуется более чем 100 миллионов фунтов стерлингов". Ли Куан Ю разделял эти опасения, но не высказывал их открыто: моя обязанность состояла в том, чтобы дать людям надежду, а не деморализовывать их[1]. Но Сингапур успешно справился с этими проблемами и сейчас Казахстан успешно проводит модернизацию своей экономической и политической сфер которые мы попробуем разобратьТак можно привести мнение так называемых "младореформаторов" в лице Кайрата Келимбетова, который подчеркивает: «Казахстан только на пути становления. Мы лишь формируем государственную службу, в отличие от тех стран, где она складывалась веками. При выборе модели мы опирались на наиболее эффективный опыт. Согласно данным Всемирного банка — анализу регуляторного бремени и эффективности госаппарата, таковым признан опыт Сингапура, в отличие от среднеевропейской страны. Его мы и берем на вооружение». Келимбетову вторил российский политолог Юрий Солозобов: "в поисках своей модели демократии и оптимального примера модернизации руководство Казахстана сегодня все чаще обращается к модели так называемой азиатской демократии, успешно испытанной в странах АТР во второй половине XX века.
Сегодня Южная Корея, Таиланд, Малайзия и Сингапур рассматриваются как общепризнанные демократические государства, обеспечивающие основополагающие принципы демократии. В то же время их демократические системы заметно отличаются от демократических систем Запада. Политический опыт развитых стран Юго-Восточной Азии стал ориентиром для Астаны".
А самый объемный перечень причин, почему же именно у Сингапура должен учится Казахстан дал Нурлан Ермекбаев: «Руководство Сингапура неуклонно поддерживает принцип доверия к стране, ее правительству и бизнесу. Сингапур своевременно взял курс на создание и укрепление, с учетом динамики современной конкурентной борьбы, оазиса «первого мира» в регионе стран «третьего мира» и стал «базовым лагерем» для инициативных предпринимателей, инженеров, менеджеров. Сингапурские лидеры сумели обеспечить политическую стабильность в стране, что позволило создать благоприятные предпосылки для модернизационных процессов» [2].
Известно, что после официального визита в Республику Сингапур в ноябре 2003 года Президент Нурсултан Назарбаев дал поручение изучить опыт работы сингапурского холдинга "Темасек", который в дальнейшем был использован при создании госхолдингов в РК. Заметим что, идея о тесной смычке государства и бизнеса зародилась в Сингапуре задолго до возникновения в 1974 году госхолдинга «Темасек». Сингапурский «Темасек» укрепил взаимосвязи между государством и бизнесом, продемонстрировав новую модель взаимоотношений правительства и конгломерата важнейших сингапурских госкомпаний, работающих в различных областях – от оборонной и нефтегазовой промышлености до сфер обслуживания и развлечений. Так, членов совета директоров «Темасек» и его топ-менеджеров назначает президент Сингапура по представлению министра финансов. Входящими в холдинг компаниями управляют чиновники высшего ранга, в том числе и вице-министры. Они отвечают за эффективную экономическую и финансовую деятельность возглавляемых ими предприятий и одновременно руководят работой своих министерств. При этом если на госслужбе они полностью подчиняются главе правительства, то в качестве управляющих «Темасек» имеют право принимать самостоятельные решения по реализации тех или иных проектов. Любопытно, что министерство финансов Сингапура, осуществляя стратегическое руководство, не вмешивается в оперативные вопросы холдинга. «Темасек» несет перед ним ответственность только за соответствующий уровень рентабельности и выплату дивидендов. В свою очередь правительство не предоставляет госхолдингу каких-либо льгот и преференций.Как пишет Геннадий Газин директор «МакКинзи энд компани», той самой бизнес-консалтинговой компании, которая участвовала в создании фонда «Самрук-Казына», «основная роль госхолдингов состоит в реализации прав правительства как активного акционера с учетом ограничений, определяемых государством. Государство утверждает общие «правила игры», которые могут меняться лишь в установленные сроки и с соблюдением четко описанных процедур». В итоге «Темасек» стал отвечать в Сингапуре за максимизацию финансовых показателей, поиск и создание новых и перспективных отраслей экономики, а в ведении государства оказались регулирование и формирование социально-экономической политики. Стратегия практически частного управления госинвестициями в условиях Сингапура дала положительный эффект. Правительство стало лучше понимать потребности предприятий и экономики в целом, а важнейшей функцией холдинга стало развитие новых отраслей экономики, куда частный бизнес шел неохотно. К примеру, для финансирования предприятий в рамках «Темасек» Банку развития Сингапура позволялось даже использовать золотовалютные резервы страны. С его помощью очень быстро стала конкурентоспособной государственная авиакомпания «Сингапур эйрлайнз», закупившая современные самолеты. То же самое касается сингапурского общественного транспорта и такси, которые благодаря «Темасек» стали не только прибыльными, но и одними из самых удобных и безопасных в мире. За 35 лет своего существования «Темасек», в штате которого сегодня работает около 200 человек, добился восемнадцатипроцентной среднегодовой доходности. Данный результат превосходит показатели большинства частных инвестфондов. Холдинг управляет портфелем стоимостью 108 млрд. долл., а на его крупнейшие котируемые компании приходится более 21 проц. общей рыночной капитализации Сингапурской фондовой биржи. Для нас сингапурский опыт создания госхолдинга интересен другими моментами. Поскольку Сингапур в начале 1970-х годов оставался небогатой страной, да еще и с высоким уровнем коррупции, то с помощью «Темасек» Ли Куан Ю стремился убить сразу двух зайцев: хорошенько встряхнуть малорентабельные государственные предприятия и по возможности покончить с казнокрадством. И мы видим на примере казахстанских госхолдингов, из которых наиболее показательным является ФНБ «Самрук-Казына» аналог известного сингапурского фонда «Темасек», как эти меры реализуются в Казахстане. При этом можно с определенной долей уверенности говорить о том, что казахстанский «Самрук-Казына», построенный с учетом опыта сингапурского «Темасек», вольно или невольно, может решать в Казахстане не только стратегические экономические, но и тесно связанные с ними социально-политические вопросы. Отчасти это уже происходит. Фонд реализует программы по поддержке банковской системы Казахстана и, как недавно заявил глава Минтруда Бердибек Сапарбаев, в 2009 году «Самрук-Казына» запустит и профинансирует около 5 тысяч проектов, которые должны обеспечить работой несколько десятков тысяч казахстанцев. Все эти экономические мероприятия направлены, в том числе и на снижение возможного социального напряжения. Таким образом «Самрук-Казына» призван показать новое качество управления, основанное на примере сингапурского фонда «Темасек». Аналогичная ситуация и с партией «Нур Отан». Перенимает опыт Сингапура Казахстан не только в плане развития экономики, но и партийной организации. Здесь существенным фактором, послужившим предпочтению казахстанским руководством “Сингапурского опыта” всем другим, явилось то, что его население, так же как и в Казахстане, было гетерогенными по своему этническому и религиозному составу. Это само по себе может послужить препятствием для развития, так как часто в условиях демократии в многоконфессиональных и полиэтничных государствах “граждане голосуют исходя из религиозной и этнической принадлежности, а не исходя из экономических и социальных интересов”, что служит дестабилизирующим фактором и служит предпосылкой для внутренних конфликтов. В Астане представители парламентского большинства Республики Сингапур неоднократно встречались с представителями парламентской фракции партии «Нур Отан». Напомним, что политическая система Сингапура сформировалась в момент обретения независимости (1963-65гг.), после выхода из состава Малазийской Федерации. Несмотря на то, что по конституции 1963 года Сингапур является парламентской республикой, в реальности в стране существует так называемая «полупартийная система», создателем которой был Ли Куан Ю – основатель независимого Сингапурского государства. Концепция Ли Куан Ю предполагала формирование так называемого «просвещённого авторитаризма», и заметную роль в этой системе играла партия «Народное действие», бессменно пребывающая у власти с момента становления независимого государства. При этом аппарат ПНД практически не проявлял какой-либо самостоятельности ни на уровне формирования концепций развития страны, ни на уровне практических шагов по реализации этой концепции. По сути дела, партийная система являлась придатком исполнительной власти и своего рода механизмом вовлечения населения в политическую практику. Поэтому в отношении роли партии власти в процессе проведения реформ – тут аналогий много. Трудно себе представить, что кто-либо из руководства "Нур Отана" принимает стратегические решения по развитию партии без предварительных согласований в АП. Да и не по стратегическим решениям тоже. Сам центральный аппарат партии как в Сингапуре, так и в РК не менялся уже давно. Ротация в руководящих органах происходит крайне медленно. Партия власти сохраняет свои функции "пятого колеса" в сложной управленческой системе. Но если для Сингапура это все-таки важный элемент "демократической" декорации, то в Казахстане о роли и значении "Нур Отан" в развитии и углублении, вспоминают только по праздничным дням. То есть системообразующая политическая структура явно взята с Сингапура, где отдельные оппозиционные депутаты появились только некоторое время назад – подобным образом организованная партия является важным элементом государственного устройства [3].
Таким образом, в некоторой степени речь идет о двух основных тенденциях развития Казахстана. С одной стороны, в Казахстане создается доминирующая политическая партия по азиатской модели, которая должна быть каркасом всей политической системы. Она призвана стать, основным регулятором всех противоречий, включая межклановые, в нашем сложносоставном многонациональном обществе со всеми его скрытыми, но от этого не менее потенциально опасными противоречиями. С другой стороны, государство демонстрирует, что его целью является либерализация экономической системы с целью повышения его конкурентоспособности. Если представить, что Казахстан стремится идти по пути модернизации, близкой к тому же Сингапуру, то «Нур Отан» и «Самрук-Казына» являются принципиально важными для этого институтами. Здесь мы опять же следуем лучшим примерам из Юго-Восточной Азии. Естественно, что это резко снижает возможный уровень конфликтности и дискуссий между странами либеральной демократии и Казахстаном. Наша модель организации страны приобретает привычные формы даже для англосаксонского мира с его склонностью воспринимать демократию в качестве идеологии. Однако и для внутреннего употребления идеологическая концепция стать чем-то вроде центральноазиатского Сингапура с его корпоративным управлением наверняка будет очень привлекательной. Тем более что после августовских выборов прошлого года наш парламент стал очень похож на сингапурский, где есть только два или три депутата, которые не принадлежат к правящей партии. Зато данная партия строго следит за национальным представительством и поддержанием концепции сингапурской идентичности. В наших условиях, не только Казахстана, но и всего постсоветского пространства, где радикально настроенные националисты со всех сторон всегда готовы вступить в борьбу, не стоит доводить дело до того, чтобы благополучный обыватель вынужден был делать выбор, на чью сторону в такой борьбе ему надо встать. Далее следует отметить, что 2008–2010 годы намечена реализация Программы развития «электронного правительства» которая должна будет, по замыслу, обеспечить готовность государства и общества к масштабному применению информационных технологий. При разработке концепции «электронного правительства» и программы развития «электронного правительства» был детально изучен опыт Сингапура, внедрившего такую систему взаимодействия и обратной связи. Так группа казахстанских государственных служащих посетила в 2007 году Сингапур, «электронного правительства» в Институте государственной политики [4].
В проведении пенсионной и жилищной реформы Казахстан также сделал ставку на сингапурский опыт, где жилье действительно доступно, и 80% сингапурцев смогли выкупить его в собственность. В Сингапуре первостепенное внимание было уделено строительству государственного жилья. Еще до провозглашения независимости в Сингапуре был основан Совет по развитию жилищного строительства (СЖС), который до сих пор продолжает свою успешную деятельность
При разработке очередного этапа государственной программы жилищного строительства на 2008 – 2010 годы Министерство индустрии и торговли предложило активно использовать жилищно-строительные сбережения населения и привлекать пенсионные накопления в качестве первоначального взноса для получения ипотечного кредита. Это – тоже родом из Юго-Восточной Азии. И, действительно, зачем придумывать велосипед. Причем чрезвычайно важно отметить, что государство ничего не стало изобретать и, просто заимствовало отовсюду уже сделанные кем-то модели и схемы развития. Именно этому мы обязаны, как утверждают, лучшей в СНГ финансовой системой, пенсионной и коммунальной реформами. Это сегодня бывший советник президента России Илларионов везде говорит о том, что Казахстан оказался единственной страной в бывшем СССР, где жестко и последовательно провели все жизненно необходимые реформы. Сегодня все, что произошло за последние 10 лет в Казахстане, обычно принято называть авторитарной модернизацией. А так как у казахстанской модернизации есть вполне конкретные результаты, то ее уже можно сравнивать с аналогичными процессами, которые в разное время происходили в разных восточных странах.
В заключение бы хотелось отметить, что даже сейчас при всей нашей ориентации на европейские стандарты, о чем государство неоднократно заявляло («Путь в Европу», председательство Казахстана в ОБСЕ), мы тем не менее все равно находимся ближе к модернизирующимся государствам Юго-Восточной Азии, например, таким как Сингапур. Их направления модернизации общественно-политических систем нам ближе, т.к. там незападные общества модернизируются, не отказываясь при этом от своих культур и не перенимая целиком западные ценности, институты и практику. Если же говорить, по сути, то наша страна благодаря этому, вне всяких сомнений, сохранила свою специфику.
Список использованной литературы:
1. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из "третьего мира" — в "первый" (1965 — 2000) с.9
2. Шаг к профессиональному государству Алексея Иконников. №22.2008
3. Евгений Пастухов. Задел на будущее? // Континент № 4.2009
4. Виктор Рогалев. Казахстан и Сингапур: Путь один — процветание // Казахстанская правда от 29.06.2007