Конспект урока обществознания в 5 классе по теме: «Труд» (урок систематизации и обобщения знаний)

Урок обществознания в 5 классе. 
Тема: Практикум по теме «Труд»

Цели и задачи: 

1.Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Труд». 
2.Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с трудом, трудовыми отношениями, трудовой деятельностью, творчеством.
3. Расширять опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. 
4. Содействовать развитию умения выполнять творческие работы. 
5. Развивать следующие при выработке общего решения в совместной деятельности: умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение работать в группе; умение оценивать групповую работу. 

Предполагаемые универсальные учебные действия: умение учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве.

Результаты: учащиеся смогут  анализировать ситуации,

работать в группах, сотрудничать с членами группы в процессе обсуждения, высказывать аргументированную точку зрения, грамотно использовать изученные понятия. 

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. 

Основные понятия: труд, услуги, товар, богатство, бедность, благотворительность, мастер, ремесленник.

Материалы: раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы. 

План:

Вводная часть. 
1. Мотивация 

2. Активизация познавательной активности 
II Основная часть. 
1. Работа в группах 

III. Заключительная часть 
1.Подведение итогов. 
2. Оценивание 

Ход занятия:

I. Вводная часть

1. Мотивация.

Задание:

Учитель: Вам необходимо нарисовать Дерево жизни, корнем которого будет момент вашего рождения, стволом – вся дальнейшая ваша жизнь, ветки  — те задачи, которые предстоит решать в течение жизни. В качестве вершины необходимо обозначить то самое важное, что вы представляете в своей жизни.

Учитель:    Откройте тетради  и выполняйте задание. После выполнения задания подводятся итоги.

(ФИНК – РАЙТ – РАУНД – РОБИН) – думать, писать, обсуждать по кругу. Время  на выполнение  — 7 минуты.

Время закончилось. Хай файф  Участник под номером 3 , стол номер 1 зачитайте свои ответы

Учитель: Вы убедились, что веток на вашем дереве много, но самыми главными являются ветки, связанные с вашей трудовой деятельностью. Но всё ли мы знаем о ней? Тема нашего занятия – обобщение знаний по теме «Труд – основа жизни». Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по теме «Труд – основа жизни».

2. Активизация познавательной активности.

Чтение притчи Соломона (Информация для детей: третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э. Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением)

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым.

Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;

Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего?

Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь.

И придёт, как прохожий бедность твоя и нужда твоя, как разбойник”.

Беседа с учащимися:

О чём говорится в этой притче? К кому обращается Соломон?

Для чего (почему) трудится муравей?

Какой смысл имеет эта притча?

А зачем ещё трудится человек? И что значит — трудиться?

Какого человека мы можем назвать тружеником?

Что такое трудолюбие? Как вы понимаете значение этого слова?

А теперь сравним своё толкование слов с тем объяснением, которое даёт “Толковый словарь”:

Труженик – человек, который трудится, трудолюбивый человек.

Трудолюбивый – любящий трудиться.

II Основная часть

Задание № 1

Какие слова вызывают у вас ассоциации выражением «Труд – основа жизни»

Используется структура —  Джот Тотс 

Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру  по плечу. Затем эту половинку разделите пополам  и половину отдайте партнеру по лицу.  Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

Задание:  Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом. Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов.  Время  на выполнение  — 3 минуты.

Время закончилось. Хай файф  Участник под номером 4 , стол номер 2 зачитайте свои ответы:

труд, услуги, товар, богатство, бедность, благотворительность, мастер, ремесленник, творчество и т.д..

Составьте логические цепочки из данных слов.

Задание № 2

Разгадайте кроссворд. Найдите слова по теме «Труд».

(ФИНК – РАЙТ – РАУНД – РОБИН) – думать, писать, обсуждать по кругу.

Время  на выполнение  — 5 минуты.

Время закончилось. Хай файф  Участник под номером 3 , стол номер 1 зачитайте свои ответы:

труд, услуги, товар, богатство, бедность, благотворительность, мастер, ремесленник, творчество, мастерство и т.д..

М

А

С

Т

Е

Р

С

Т

В

О

Х

Б

Л

А

Г

О

Т

В

О

Р

И

Т

А

Б

О

Г

А

Т

С

Т

В

О

Е

Л

П

Р

О

П

И

У

М

Н

Т

Л

А

Б

Е

Д

Н

О

С

Т

Ь

О

Ь

У

С

Л

У

Г

И

Л

Р

Л

В

Н

Б

Л

А

Г

О

Т

У

А

Р

А

О

И

С

С

Е

Ф

О

Г

П

Ь

Р

С

П

Р

А

Е

М

Р

И

Л

Я

Д

Т

Р

Т

Р

Е

М

Е

С

Л

О

С

Ь

У

Ж

Е

Н

И

К

Ч

Е

Н

О

Ь

Задание № 3

Учитель: С детства, слушая сказки, которые вам читали ваши родные и близкие, вы понимали, что издавна прославлялся человек труда и высмеивался ленивый, не желающий ничего делать.

Учитель:   Объясните смысл пословиц: «Лентяй да шалопай — два родных брата», «Хочешь, есть калачи, не лежи на печи», «Труд человека кормит, а лень портит».

Обдумайте (1 мин.) ТАЙМД РАУНД РОБИН (в теч. определенного времени по кругу каждый участник будет объяснять смысл пословиц). Время  на выполнение  — 4 минуты.

Время закончилось. Хай файф. Участник под номером 2, стол номер 2 зачитайте свои ответы:

Учитель: О каком отношении к труду говорит народная мудрость?

Каким образом передавался жизненный опыт людей?

Задание № 4

«Люди стремятся к богатству для того, чтобы увеличить свое благосостояние, удовлетворить свои потребности, быть независимыми». Дополни перечень.
ТАЙМД РАУНД РОБИН (в теч. определенного времени по кругу каждый участник дополняет перечень). Время  на выполнение  — 4 минуты.

Время закончилось. Хай файф. Участник под номером 4, стол номер 3 зачитайте свои ответы:

III Заключительная часть 
1.Подведение итогов. 

ЭЙ АР ГАЙД

Страничка ожидаемого и полученного.

1.Поработайте над этим заданием самостоятельно.

2.В столбике «ДО» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.

3.Чтобы принять верное решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.

4.После того, как вы прокомментируете все утверждения, поделитесь своим мнением с коллегами по команде, начиная с номера 1 (ROUND ROBIN)

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

труд – это добывание пропитания 

труд – это не только добывание пропитания. Это ещё мастерство и профессионализм

Труд сопровождает человека всю его жизнь от рождения до смерти

Творчество – это создание чего-то нового, ценного для себя

Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других

Ремесленный труд обычно ручной, без использования сложных машин механизмов

Труд является не только основной жизнедеятельностью человека, важнейшей его потребностью, но и условием его благополучия

5. Теперь по завершении нашей темы, ещё раз прочтите все утверждения.

6. В столбике «ПОСЛЕ» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.

7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши знания и убеждения?

2. Оценивание 
— оцените работу группы в целом. 
— оцените свою работу в группе. 
3. Домашнее задание 
— Написать сочинение: «Моя будущая профессия»

4. Рефлексия. 
Продолжите фразу: 
Я научился… 
Мне было трудно… 
Мне понравилось…

Приложение

Разгадайте кроссворд. Найдите слова по теме «Труд».

М

А

С

Т

Е

Р

С

Т

В

О

Х

Б

Л

А

Г

О

Т

В

О

Р

И

Т

А

Б

О

Г

А

Т

С

Т

В

О

Е

Л

П

Р

О

П

И

У

М

Н

Т

Л

А

Б

Е

Д

Н

О

С

Т

Ь

О

Ь

У

С

Л

У

Г

И

Л

Р

Л

В

Н

Б

Л

А

Г

О

Т

У

А

Р

А

О

И

С

С

Е

Ф

О

Г

П

Ь

Р

С

П

Р

А

Е

М

Р

И

Л

Я

Д

Т

Р

Т

Р

Е

М

Е

С

Л

О

С

Ь

У

Ж

Е

Н

И

К

Ч

Е

Н

О

Ь

Объясните смысл пословиц:

«Лентяй да шалопай — два родных брата»,

«Хочешь, есть калачи, не лежи на печи»,

«Труд человека кормит, а лень портит».

Страничка ожидаемого и полученного.

1.Поработайте над этим заданием самостоятельно.

2.В столбике «ДО» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.

3.Чтобы принять верное решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.

4.После того, как вы прокомментируете все утверждения, поделитесь своим мнением с коллегами по команде, начиная с номера 1 (ROUND ROBIN)

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

труд – это добывание пропитания 

труд – это не только добывание пропитания. Это ещё мастерство и профессионализм

Труд сопровождает человека всю его жизнь от рождения до смерти

Творчество – это создание чего-то нового, ценного для себя

Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других

Ремесленный труд обычно ручной, без использования сложных машин механизмов

Труд является не только основной жизнедеятельностью человека, важнейшей его потребностью, но и условием его благополучия

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!