СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Родионова Л.Н. преподаватель ГАПОУ КО «ККЭТ»
Социальное предпринимательство является относительно новой темой в рамках теории предпринимательства. Его активное обсуждение было начато в 1980-х годах, когда возникла необходимость в разработке новой концепции экономической деятельности.
Вызванный интерес можно объяснить рядом причин:
Активный поиск новых социальных агентов, которые будут в состоянии выполнять социальные обязательства перед государством, во-вторых, концепция социальной ответственности бизнеса начала активно развиваться, вызывая интерес к социальному предпринимательству.
В России термин «социальное предпринимательство» не имеет законодательного определения и используется в разных контекстах. Наиболее значимые определения термина «социальное предпринимательство», приведенные в работах российских и зарубежных исследователей данного феномена, можно объединить в три основные группы:
-
определения, указывающие на то, что социальное предпринимательство связано, прежде всего, с созданием предпринимательских бизнес-структур с социальной целью;
-
определения, в которых подчеркивается значимость инновационной составляющей деятельности социальных предпринимателей, ориентированных на достижение значимого социального эффекта;
-
определения, в которых социальное предпринимательство рассматривается в качестве катализатора долгосрочных общественных трансформаций.
Ключевой характеристикой деятельности является социальная ценность. Социальные предприниматели в отличие от обычных действуют как агенты изменений в обществе: улучшают системы, изобретают новые подходы и создают решения для изменения общества к лучшему. Социальный предприниматель приходит с новыми решениями, а затем внедряет их в широких масштабах.
Можно сделать вывод, что предприниматель — это субъект, осознающий некоторую социальную проблему и использующий принципы предпринимательства для организации предприятия и управления им с целью решения этой проблемы / производства социального изменения.
К числу основных препятствий следует отнести отсутствие предпринимательских компетенций. Поэтому одной из задач развития технологий социального предпринимательства должно стать обучение студентов, развитие их предпринимательских и управленческих компетенций.
Базовые профессиональные компетенции в области предпринимательства могут быть сформированы у молодых людей именно в колледжах, что подтверждается мировой практикой. В настоящее время образовательные организации среднего профессионального образования являются во всем мире основными поставщиками индивидуальных предпринимателей (такая категория предпринимателей встречается в большинстве стран, не только в России), обеспечивая многим десяткам тысяч трудоспособных граждан практическую возможность самостоятельного обеспечения занятости на рынке труда.
Сегодня в разных регионах Российской Федерации функционируют бизнес-инкубаторы, другие элементы инновационной инфраструктуры, в функции которых входит поддержка молодых предпринимателей. Однако наблюдается недостаточная подготовка выпускников средних профессиональных образовательных учреждений к реальной практической предпринимательской деятельности, присутствует дисбаланс между теоретическими знаниями и практическими навыками, готовностью выпускника к активной социальной роли.
Таким образом, речь идет о необходимости формирования специальной предпринимательской компетенции, которая выражается в следующих характеристиках личности:
— готовность к эффективной коммуникации;
— готовность к использованию информационных ресурсов
— готовность и способность применения методов социально-экономического проектирования в практической жизни
— готовность к самоорганизации своей деятельности
— способность осуществлять контроль над собой в неординарной, экстремальной ситуации и эффективно управлять этой ситуацией;
Процесс формирования предпринимательской компетенции студентов, подготовленных к созданию собственного социального бизнеса, предполагает включение студентов в решение учебно-профессиональных задач проектного, состязательного и научного характера. Результатом такой деятельности должно стать развитие предпринимательской компетенции студентов до уровня готовности создания собственной предпринимательской структуры, готовой взять на себя функции производства социального изменения.
Стимулированием студентов к участию в социальном предпринимательстве может стать сопровождение студенческих бизнес-проектов на первых этапах деятельности по их разработке и реализации, участие в различный чемпионатах.
Для формирования предпринимательских компетенций необходимо проведение мастер классов, открытых лекций, конференций, семинаров, форумов, вебинаров посвященных социальному предпринимательству. Это может быть знакомство с организацией работающих практик социального предпринимательства в Европе, встречи с успешными представителями социального бизнеса, экскурсии на предприятия, рассмотрение вопросов управления проектами, финансовых и налоговых вопросов предпринимательства.
Студенты готовы развивать собственный социальный бизнес при условии сопровождения студенческих проектов социального предпринимательства, финансового его обеспечения в виде грантов или субсидий.
Выводы.
Для подготовки и воспитания конкурентоспособных социальных предпринимателей, которые, включаясь в экономическую жизнь страны, могли бы цементировать эффективную национальную систему предпринимательства, в России должна быть сформирована и дееспособная система предпринимательского образования на всех уровнях получения образования. Ключевое звено – это формирование компетенций предпринимателей, компетентностного поля предпринимательства и обучения предпринимательству. Поэтому компетентностный подход – это магистральное направление укоренения и развития предпринимательского образования в России.