Конспект урока окружающего мир в 4 классе по теме: «Екатерина Великая»

Тема урока: «Екатерина Великая».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: сформировать представления обучающихся о жизни в России в эпоху правления Екатерины II; познакомить с личностью императрицы Екатерины Великой и военачальниками периода ее правления.

Задачи:

Образовательные:

1.Сформировать представления обучащихся о жизни в России в эпоху правления Екатерины II.

2.Познакомить обучающихся со знаменитыми русскими военачальниками- А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым, их деятельностью.

Развивающие:

  1. Развивать устную речь.

  2. Развивать умения работать с картографическим материалом.

  3. Развивать умение делать выводы, обобщать.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории.

2.Воспитывать нравственные качества личности.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • умение осуществлять логические действия;

  • умение сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;

  • умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  • умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом;

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД:

  • выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • иметь представление о жизни и деятельности Екатерины II.

  • иметь представление о положении разных слоёв российского общества.

  • кратко рассказывать о восстании под предводительством Емельяна Пугачёва.

  • иметь представление о деятельности А.В.Суворова и Ф.Ф. Ушакова.

Метапредметные:

  • совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;

  • развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;

  • создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками;

  • извлекать и анализировать информацию из иллюстраций учебника;

  • устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

  • формирование положительной мотивации к учению.

  • проявление основ гражданской идентичности- чувство гордости за российский народ и историю России.

  • определять личностный смысл учения.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа;

  • индивидуальная;

  • групповая.

Оборудование:

  • учебник «Окружающий мир» 4 класс 2 часть, автор А.А. Плешаков., Е.А. Крючкова.

  • мультимедиа установка, компьютер, презентация к уроку.

    1. Организационный момент.

_ Здравствуйте.

— Пожелаем друг другу удачи на пути к знаниям во время урока.

— На уроке вас ждут открытия, какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои.

2. Повторение ранее изученного материала.

( Работа с карточками. Фронтальный опрос.)

— Сегодня мы снова совершим путешествие в 18 век, познакомимся с другой значимой личностью в истории России, но прежде чем начать новую тему, давайте вспомним предыдущий материал по разделу «Страницы истории России»

О каком событии идёт речь? В каком году оно произошло? (слайд 2)

  1. По глухим лесным дорогам,
    По лесам и перелогам
    Хан Батый к Москве спешит – 
    Скачут тысячи копыт.

(1238 г. Нашествие татаро-монгольского ига на Русь.)

О каком событии идёт речь? В каком году оно произошло? Кто возглавлял русские войска? (слайд 3)

  1. Словно сто голов дракона
    Растянулись возле Дона,
    Разлеглась Мамая рать,
    Стала русских поджидать.
    Дмитрий-князь об эту пору
    По степному по простору
    Тоже к Дону подошёл,
    Рать могучую привёл.

( О Куликовской битве. 1380 год. Дмитрий Донской.)

Какой князь “сбросил” татаро-монгольское иго? (слайд 4)

  1. Летописцы в толстых книгах
    Записали в этот год:
    “Нет над нами больше ига,
    Сбросил иго наш народ!”

( В 1480 году. Иван III)

Подумайте, какому русскому царю могли принадлежать эти слова? (слайд 5)

  1. Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно,
    Ногою твёрдой стать при море.

(Петру 1)

О каком городе идёт речь? Кем был основам этот город? (слайд 6)

  1. В гранит оделася Нева;
    Тёмно-зелёными садами
    Её покрылись острова,
    И перед младшею столицей
    Померкла старая Москва.

(Санкт – Петербург.. Петр 1)

— Молодцы. Не забыли предыдущий материал.

3. Самоопределение к деятельности. слайды 7-16

— Кто же продолжил дело Петра I? И о ком пойдёт речь на этом уроке? Это нам предстоит сейчас узнать.

1

*

2

*

3

*

4

*

5

*

6

*

7

*

8

*

9

*

Вопросы к кроссворду:

  1. В какой город отправили учиться Ломоносова, как одного из лучших учеников?

  2. Кто был его первым учителем?

  3. Кем был его отец?

  4. В какой академии наук началась его работа, по возвращению на Родину?

  5. В какой стране за границей учился Ломоносов?

  6. Неподалёку от какого города родился Ломоносов?

  7. Ломоносов был выдающимся … .

  8. Он открыл атмосферу на планете … .

  9. Судно Ломоносова.

  10. (Ответы: 1. Петербург. 2. Дьячок. 3. Рыбак. 4. Петербургской. 5. Германия. 6. Холмогоры. 7. Химик, физик. 8. Венера. 9. Чайка. Ключевое слово: Екатерина.)

— Какое слово получилось в выделенных клетках? (Екатерина.)

— Итак, тема нашего урока Екатерина Великая. (слайд 17)

— А почему великая? Предположите? Наверное, сразу мы не сможем ответить на этот вопрос, да?

— Какие цели на уроке тогда мы поставим?

5. Работа по теме урока.

— Я попрошу сейчас моих помощников рассказать о жизни Екатерины Второй..

Рассказ 1 ученика (слайд 18-20)

…Давно это было. В 1744 году четырнадцатилетней девочкой её, принцессу Цербстского княжества, привезли в Россию, где крестили по христианскому обычаю и нарекли невестой великого князя Петра Фёдоровича, с которым она обвенчалась в 1745 году.

— Екатерина в пятнадцать лет уже увлекалась серьёзными книгами, читала французских философов и сочинения по политической истории. Пожалуй, она вскоре стала самым образованным человеком при дворе Елизаветы Петровны.

(учитель) слайд 21

     После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. Что же досталось ей в наследство от мужа? Екатерина писала: «Финансы истощены. Армия не получала жалования. Военное ведомство погружено в долги. Торговля находится в упадке. Правосудие продаётся с торгу».

     В своём дневнике помечает: «Царствовать или умереть».

  —   Можно не знать деталей екатерининского правления, но невозможно жить в России и не понимать, что именно Екатерина стала символом могущества империи. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближённых. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: как бы поступил в таком случае Пётр?»

— Екатерина царствовала 34 года. Всё это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы.

Рассказ 2 ученика (слайд 22-25)

    Что же приобрела Россия за тридцать четыре года, которые назвали целой эпохой?

     Укрепилась держава. Российская империя достигла такого влияния и могущества, что «без её дозволения в Европе ни одна пушечка выпалить не смела».

     Население страны увеличилось почти вдвое

     Никогда больше в России такими темпами не строились города. За три десятилетия – 144 города! Государственная казна «потяжелела» в четыре раза.

— Впервые в России хлеба стало вдоволь настолько, что его стали продавать на экспорт. «Второй хлеб» — картофель —  прижился в стране благодаря заботам императрицы.

     Территория государства увеличилась почти на четверть. Именно тогда Чёрное  море, которое с древности называли Русским, вновь, и теперь уже навсегда, стало пределом государства Российского.

При Екатерине был создан героический Черноморский флот, легендарный Севастополь – «гордость русских моряков» и непобедимая армия, которая стала сильнейшей в Европе. За три десятилетия Россия одержала около ста крупных побед на суше и на море и не потерпела ни одного серьёзного поражения. Большая заслуга в этом и талантливых полководцев и флотоводцев: А.Суворова, П.Румянцева, Ф.Ушакова, Г.Спиридова.

Чтение письма одного из солдат к матери. (ученик 3 )

Милая и бесценная моя матушка!

Ваше письмо доставило мне большую радость. Находясь далеко от Вас, на полуострове Крым, сообщаю, что я в добром здравии. Известно ли Вам, что 8 апреля 1783 года государыня – матушка издала указ о включении в состав России Крыма. Много земель присоединилось к нашей державе за годы царствования Екатерины Великой. Теперь вот и Крым наш. На юго – западе началось строительство города – порта Севастополя. Прощайте, милый добрый друг. Да хранит Вас наш божественный спаситель. 3 июня 1783 год.

    Рассказ 4 ученика

Несмотря на то, что Екатерина родилась в маленьком немецком княжестве, по делам и стремлениям своим она стала самой русской из российских правителей. Императрица не просто полюбила новую родину, от души приняла православие и выучила русский язык. Она очень любила носить русские сарафаны и кокошники. Собирала и пела народные песни. Даже самую русскую традицию пить чай с мёдом у самовара ввела Екатерина. В течение всей жизни императрица стремилась к тому, чтобы слова «Россия» и «русские» произносились соотечественниками с гордостью, а иностранцами – с уважением.

— Впервые были введены бумажные деньги. Медицина стала делом государственным. В каждом городе открылись больницы и аптеки. Создавались органы попечения, бесплатные народные училища, сиротские дома. Екатерина строила церкви и соборы, их золотые купола украсили российские города.

Пока дети рассказывают, просматривают презентацию..на доске вывешиваю заслуги Екатерины Великой. (слайд 26)

— Конечно же все заслуги Екатерины перечислять очень долго, я предлагаю вашему вниманию послушать распорядок дня.

5-00— пробуждение императрицы

с 5 до 6 утра— утренние молитвы ( Екатерина была очень набожной и мела свою отдельную молитвенную комнату)

6-00— завтрак

с 6 до 6-30- проверка писем из журнала! « Всякая всячина» и от редактора пьес

(она являлась деятельной сотрудницей журнала и помимо этого она ещё писала замечательные пьесы для театров, её лучшая « О, время»).

7-00 беседа с настоятельницей воспитательного дома (дом-приют был открыт Екатериной для сирот и бедняков)

8-00- примерка платья для торжества (в честь открытия Академии художеств, где она собрала значительную часть художественных сокровищ Эрмитажа)

9-00- утренний приём заграничных послов (в основном это были послы из Австрии, откуда сама родом была Екатерина).

— и это только утро, что хотите сказать, ребята по этому поводу.

-по этому распорядку можно понять, что Екатерина была очень деятельным человеком, занималась благотворительностью.

— Так почему же Екатерину назвали Великой?

6. Физминутка. слайд 27

Раз – подняться, потянутьсяДва – нагнутьсяразогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. Зарядка. Все мы делаем зарядку Чтоб совсем проснуться, Нужно подтянуться. Раз — подняться, подтянуться. Два — согнутьсяразогнуться. Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать.

7. Продолжение работы по теме урока. Работа по учебнику. Работа в группах.

— Для дальнейшей работы мы разделимся на 3 группы и выясним какие изменения произошли в Петербурге при Екатерине II

— Каждая группа будет работать по своей теме, используя материал учебника на

с. 106-107 и подобранный вами дополнительный материал

  • «Путешествие в Санкт-Петербург» — 1 группа (представитель) (слайд 28-36)

Самым многолюдным городом империи был Санкт-Петербург, который стал ещё красивее, чем прежде.

На одной из главных площадей столицы – Сенатской – вознёсся Медный всадник – памятник Петру Первому. Он стал одним из символов города.

Постамент памятника высечен из Гром — камня (его расколола молния). Это была огромная скала, которую с огромным трудом перевезли в Петербург. Для этого использовали огромные, обитые медью желоба и бронзовые шары.

— Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому?

В середине XVIII века на набережной Невы возводится Зимний дворец

Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли для дочери Петра – императрицы Елизаветы. Правда пожить в нём она так и не успела. При Елизавете Петровне Россия стала могучей державой. В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей

Сейчас здесь находится — музей Эрмитаж

Это один из крупнейших в мире музеев. В нем хранится огромное количество экспонатов: от глубокой древности до наших дней.

Эрмитаж (читает ученик 5)

Воскресное утро. Осенний пейзаж.

А небо – прозрачно и чисто.

Сегодня мы с другом идем в Эрмитаж!

Ложатся нам под ноги листья.

Мы слышали столько про этот музей

От наших знакомых, родных и друзей!

И стало неловко нам даже,

Что не были мы в Эрмитаже.

И вот мы в музей знаменитый спешим,

Опавшей листвою мы дружно шуршим,

И вот мы под аркой проходим,

И вот мы на площадь выходим.

А вот перед нами и Зимний дворец!

Огромный зеленый фигурный ларец!

  • «Дворяне и крепостные крестьяне» — 3 группа стр.107-108 (представитель) (слайд 37-41)

Никогда ещё дворянам не жилось так вольготно.

Многие покинули Москву и Петербург и переселились в свои усадьбы. Наиболее отличившихся дворян из числа своих любимцев Екатерина жаловала поместьями с тысячами крепостных крестьян.

В 1785 году Екатерина II издает «Жалованную грамоту дворянству», согласно которой:

1) дворяне освобождались от телесных наказаний, налога, обязательной службы;

2) подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян.

3) Дворяне владели крепостными крестьянами

 Еще в начале своего правления Екатерина II попыталась поставить перед обществом вопрос об отмене крепостного права, но встретила оппозицию со стороны дворянства. Идти же наперекор дворянству было для царицы рискованно. Это означало неизбежную потерю трона.

— Как жили крепостные крестьяне?

  • Крепостной полностью зависел от своего господина. Тот мог продать его, подарить, проиграть в карты, а то и обменять на породистую собаку.

  • Многие крестьяне, не выдерживая такой жизни, бежали. Другие собирались в разбойные шайки, грабили на дорогах, нападали на помещичьи усадьбы, убивали их хозяев, жен и детей.

  • Емельян Пугачёв поднял восстание, для того чтобы крестьяне получили независимость. Но силы были неравными. Обученные войска разгромили восставших.

  • «Знаменитые военачальники» — 2 группа стр.108-110 (представитель) слайд 42-48

 Во время царствования Екатерины Великой Россия утвердилась на берегах Черного и Азовского морей.

Блестящие победы одержали знаменитые военачальники А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков.

Федор Федорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении.

Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.

Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы – уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет он прослужил простым солдатом, а в 1754 году был произведен в офицеры. (Слайд 16)

Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской Лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать». (Слайд 17)

Итог: (учитель)

Оба они с уважением относились к солдатам и морякам. Их отличало мужество, решительность, бесстрашие. Во время боя они всегда находились в самом опасном месте, воодушевляя примером своих воинов.

8. Закрепление изученного. Работа по карточкам задание 2

  1. Подведение итогов урока.

-Можно ли Екатерину назвать Великой?

-Почему?

-Какие знаменитые военачальники вошли в историю?

Тест по теме:

1. Какой город был столицей России при Екатерине Великой?

  1) Москва;                 3) Новгород;

  2) Киев;                     4) Санкт-Петербург.

2. Сколько лет продолжалось правление Екатерины II?

  1) 15 лет;      2) 24 года;       3) 30 лет;      4) 34 года.

3. Какой полководец прославился победой над крепостью  Измаил?

  1) А. В. Суворов;             3) М. И. Кутузов;

  2) Ф. Ф. Ушаков;            4) Д. М. Пожарский.

4. Кто возглавил восстание крестьян, произошедшее при Екатерине II?

  1) А. В. Суворов;                      3) Емельян Пугачёв;

  2) Степан Разин;                    4) Кузьма Минин.

5. Какие личные качества позволили Екатерине II получить прозвище Великая?

  1) ум;                                3) трудолюбие;

  2) сильный характер;      4) любовь к развлечениям.

11.Рефлесия

12. Выставление оценок за урок.

13. Домашнее задание. Стр. 105-111

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!