Технология творческих мастерских на уроках изобразительного искусства

Технология творческих мастерских на уроках изобразительного искусства

И.А. Ролдугина

учитель изобразительного искусства

МБОУ СШ п.Лески

Краснинского района Липецкой области

Одним из необходимых условий повышения качества знаний является модернизация образовательного процесса, поиск новых эффективных педагогических технологий, которые бы смогли активизировать познавательную деятельность обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.

Преподавание изобразительного искусства имеет свою специфику. Для художественного творчества необходимы сильная внутренняя мотивация обучающихся, желание творить, осознание ценности своего труда. Поэтому при организации художественно-творческого, развивающего обучения необходимо создать определенную среду, которая должна стимулировать познавательную активность, развивать воображение и творческие способности детей.

Для того, чтобы сделать процесс обучения интересным и результативным я использую различные технологии : игровые, информационно- коммуникационные, здоровьесберегающие, проектные, технологии проблемного и интегрированного обучения. Выбор технологии зависит от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Как показала практика, одной из наиболее эффективных форм активного вовлечения школьников в учебно-познавательную деятельность, повышения мотивации к изучению изобразительного искусства является технология творческих мастерских. Эта технология организует процесс обучения таким образом, что учитель (мастер) вводит учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. При этом готовые знания не даются, а выстраиваются самим учеником с опорой на свой личный опыт, учитель только предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Формируются коммуникативные качества личности, способность ученика самостоятельно определять цели, планировать, активно участвовать в деятельности (индивидуально, в паре, в группе), анализировать. В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

Технология привлекательна тем, что ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей, в ней используются элементы проблемного обучения, метод проектов, методы погружения. На уроке возникает атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусства.

Технология творческих мастерских имеет и другие преимущества: она может быть использована не только при изучении нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.

Я работаю по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», где темы выстроены блоками, что дает возможность выстроить творческую мастерскую на несколько уроков и в результате приводит к созданию проекта. Обычно я провожу мастерскую в начале или в конце большой темы (тема четверти, например, «Древние корни народного искусства», «Декоративное искусство в современном мире» 5 класс, «Мир наших вещей. Натюрморт», «Человек и пространство. Пейзаж» 6 класс ). Мастерская в зависимости от возраста детей и целей занятия может длиться один урок.

Структура урока в форме творческой мастерской имеет свою специфику. В качестве примера творческой мастерской приведу урок по теме «Дымковская игрушка» в 5 классе.

Цели урока: Дать возможность обучающимся почувствовать себя мастером по росписи дымковской игрушки. Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры, сформировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью; выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины), воспитывать любовь к народному искусству России.

Планируемые результаты

Предметные: Умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объемных работах. Умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи. выявлять характерные особенности росписи дымковской игрушки; создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью; выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и   волнистые линии, клетка, точки-горошины).

Метапредментые результаты: Иметь представление о народном промысле – глиняная Дымковская игрушка.  С помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний.        

Личностные: Умение эстетически подходить к любому виду деятельности, проявлять уважительное отношение к народному искусству.      

Этапы урока

1этап — индукция — направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию: слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё, что способно вызвать поток ассоциаций.

На данном этапе я использую различный наглядный материал: репродукции картин художников, рисунки детей, таблицы, наборы открыток, мультимедийные презентации, обязательно включаю фрагменты литературных и музыкальных произведений. При изучении темы «Дымковская игрушка» в 5 классе в качестве индукторов выступают: а) музыкальный ряд: вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов, песня «Дымковская карусель», песня «Чем знаменито Дымково» (слова В.Фафанова); б) зрительный ряд: оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные руками мастера промысла, модели (макеты) дымковских игрушек – работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров, цветные иллюстрации с изображением дымковских (и иных — в сравнении) игрушек, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской росписи;

в) литературный ряд: стихи о дымковской игрушке, сказка о Дымке:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

2 этапдеконструкция – разрушение, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос:

Внимательно посмотрите на дымковские игрушки и ответьте на вопросы:

1. Какие цвета преобладают в росписи дымковских игрушек?

(Яркие: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.)

2. Какое они вызывают настроение?

3.  Какие элементы геометрического орнамента используют в росписи дымковских игрушек?     (Круги, клетки, полоски, точки, линии, кольца, ромбы и др.) Вспомните, каково их символическое значение?

4.  Как  располагаются элементы относительно друг друга?

( в ряд; в шахматном порядке; в клетке между линиями.)

5. Где  в узорах расположены точки?

(между кольцами;   — на кольцах;   — по краю колец)

6. Какова отличительная особенность у Дымковской игрушки?

(Дымковская игрушка – белоснежная.)

7.Нравятся ли вам эти игрушки? Почему?

(Обучающиеся отбирают характерные элементы Дымковской игрушки, анализируют, находят сходства или наоборот отличия, приходят к пониманию расположения геометрического узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек между кольцами, на кольцах, по краю колец. Идет поиск техники выполнения поставленной проблемы)

3 этап — реконструкция – воссоздание проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы. Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель. (Например, выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы.)

У читель: «Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе?» (дети выполняют упражнение «Дорисуй юбку»).

4 этап — социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс. (Непосредственное выполнение работы, практическое сотворчество.)

Мы в мастерской по росписи дымковской игрушки.

— Давайте станем настоящими народными мастерами: попробуем нарисовать  и расписать дымковскую игрушку, Обратите внимание на основные этапы  росписи (от крупных деталей к мелким — Слайды.)

— Вам предлагается несколько вариантов работы:

1) самостоятельно нарисовать модель игрушки и расписать;

2) воспользоваться готовым трафаретом игрушки, выбрать понравившуюся и самостоятельно расписать её;

3) кто затрудняется сразу создать свою роспись, могут расписать игрушку по образцу. А затем создать свою роспись. (Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, обучающиеся создают эскизы узора, простейшие геометрические композиции)

5 этап — афиширование – это наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. На этом этапе ученики обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы. (Учащимся предлагается алгоритм (критерии и нормы) оценивания практических работ, оригинальные изделия и репродукции для анализа и сравнения и обсуждения в подгруппах и парах. Они должны доказать правильность выполнения работы, подчеркнув характерные особенности. Объяснить принцип выбора той или иной техники).

6 этап — разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему.

(Анализ результатов, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способов их устранения)

7 этап — рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, обобщение чувств, возникших в мастерской, отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения, применение полученных знаний в жизни. (Анализ дельты «НЕ УМЕЛ — УМЕЮ», комментирование и самоанализ выполненной работы: Чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку? В конце урока все обучающиеся получают похвалу — «аплодисменты»).

Технологию творческих мастерских можно проводить в разных классах по различным темам. Творческие мастерские развивают креативное мышление, воображение, у обучающихся идет становление позитивной Я-концепции. Девиз творческой мастерской – каждый способен творить на своем уровне. Это вера в ученика, его силы и возможности. В классах, где проводились уроки-мастерские, у детей наблюдается усиление интереса к предмету,  повышается познавательная активность. Как результат – улучшение качества знаний.

Литература

  1. Брагина Г.Б. Мастерство учителя на уроке. — М., 1992.

  2. Данюшенков В.С. Практические работы учащихся с позиции педтехнологии // Педагогика. — 1993. — №3. – С. 29-33.

  3. Окунев А. А. Урок? Мастерская? Или…- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001.

  4. Педагогические мастерские «Франция — Россия» / Под ред. Э. С. Соколовой. — М.: Новая школа,

  5. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.

  7. Соколова Е.Н. Гуманитарные технологии в обучении школьников изобразительному искусству. Художественно педагогический процесс как искусство, наука, мастерство: учеб. Пособие СПб.: Изд-во ФГПУ им. А.И. Герцена, 2009. С. 21

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!