Попробуйте сформулировать тему нашего урока с помощью подсказок
1 Развитие сельского хозяйства
2 Развитие промышленности
-
-1796 г
3 Развитие торговли, транспорта, денежной системы
1762 -1796 г
Экономическое развитие
России при Екатерине II
ПЛАН УРОКА
-
Развитие сельского хозяйства
-
Развитие промышленности
-
Развитие торговли, транспорта, денежной системы
Тип урока – комбинированный.
Цель урока – На примерах доказать обучающимся, что в России начинается процесс разложения феодально-крепостнической системы.
Задачи урока – определить тенденцию экономического роста российской экономики во второй половине XVIII века; выявить положительные и отрицательные стороны в развитии сельского хозяйства, промышленности , торговли в условиях начала разложения феодально- крепостнической системы; развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умения выбирать главное, анализировать, обобщать, делать выводы.
Формы, приемы, методы – фронтальная работа; работа в группе; составление таблицы.
Предполагаемый результат – Знать: о проявлениях разложения феодально – крепостнической системы; о причинах создания и деятельности Вольного экономического общества; о новых методах ведения сельского хозяйства; Об особенностях мануфактурной промышленности; об изменениях в правилах и объемах торговли; общих итогах развития экономики страны в XVIII веке.
Уметь: проводить поиск необходимой информации в источниках; определять характерные, существенные и второстепенные черты событий и явлений, определяя в них общее и различие; выявлять причинно-следственные связи в исторических событиях и явлениях; проводить оценку исторических событий, изложенных в исторической литературе; определять и объяснять свое отношение и оценивать значимые события и деятельность исторических личностей.
Компетенции, УУД — учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные, регулятивные.
Педагогические технологии – метод проблемного обучения, технология сотрудничества.
Оборудование и материалы – учебник, мультимедийный проектор, карта «Россия во второй половине XVIII в».
Основные понятия – товарное хозяйство, всероссийский рынок, специализация, мануфактура, крестьяне – отходники, оброк, барщина, месячина.
Даты – 1765 г. – учреждено Вольное экономическое общество
1775 г. – принятие Манифеста о разрешении всем подданным заниматься предпринимательством.
ВОПРОСЫ КЛАССУ
1 Какие проблемы оставались в экономическом развитии России после реформ Петра I?
Ответ
Хозяйства, основанные на труде крепостных крестьян, являлись основой экономической системы
2 Что такое феодально- крепостническая система?
Ответ
Система в которой крестьяне являются собственностью помещика.
3 Какие факты говорят о том, что феодально- крепостническая система не эффективна?
Ответ
Использование наемных рабочих на мануфактурах. Крестьяне – отходники.
РАБОТА В ГРУППАХ
Группа 1
1 Проанализировать развитие сельского хозяйства (успехи и трудности) во второй половине XVIII в.
2 Сделать вывод о способе развития сельского хозяйства в России (экстенсивное, интенсивное)
успехи |
трудности |
|
|
Вывод___________________________________________
Группа 2
1 Проанализировать развитие промышленности (успехи и трудности) во второй половине XVIII в.
2 Сделать вывод о развитии промышленности в России
успехи |
трудности |
|
|
Вывод________________________________
Группа 3
1 Проанализировать развитие торговли (успехи и трудности) во второй половине XVIII в.
2 Сделать вывод о развитии торговли в России
успехи |
трудности |
|
|
Вывод_________________________
Ответы
Группа 1
успехи |
трудности |
Освоение новых присоединенных земель, Введение многопольного севооборота Выращивание морозостойких культур
|
Личная зависимость крестьян Отсутствие новых форм труда Сохранение барщины и оброка |
Вывод: сельское хозяйство развивалось экстенсивно, то есть за счет освоения вновь присоединенных земель.
Группа 2
успехи |
трудности |
Свобода предпринимательства Рост числа купеческих и крестьянских мануфактур, на которых трудились вольнонаемные рабочие
|
Преобладание вот-чинных мануфактур, на которых трудились крепостные крестьяне Крепостное право тормозило развитие промышленности (нет свободных рабочих рук) |
Вывод: сочетание на мануфактурах новых, буржуазных отношений при крепостной системе.
Группа 3
успехи |
трудности |
Формировался всерос-сийский рынок Увеличение ярмарок Отмена внутренних торговых пошлин
|
Экспорт зерна, сырья металла
|
Вывод: успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства способствовали развитию внутренней и внешней торговли.
ИТОГИ УРОКА ДЛЯ МЕНЯ
Сегодня я на уроке…….
Самым полезным для меня на уроке было …….
Я встретился с трудностью при ……..
Уменя хорошо получилось..
ДОМ. ЗАДАНИЕ
§19, СЛОВА СТР.20 (УЧИТЬ)