ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ
Дидактическая игра «Большой — маленький»
(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:
шапка — шапочка; сапоги — …; пальто — …; кепка — …; куртка — … и др.
Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО». Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению имен существительных по теме «Обувь, одежда, головные уборы».
Ботинки — ботиночки, халат — …., шапка-…., рубашка — ….., платье -……, шорты-……, кофта-….., сапоги-….., шляпа-….., и т. п.
Дети рассматривают и называют картинки. Воспитатель обращает внимание детей на разницу в окончаниях слов.
Подбери предметы к признакам:
Кожаный (-ая, -ое, -ые)_________________________________________________
Вязаный (-ая, -ое, -ые)_________________________________________________
Бархатный (-ая, -ое, -ые)_______________________________________________
Шерстяной (-ая, -ое, -ые)_______________________________________________
Ситцевый (-ая, -ое, -ые)________________________________________________
Джинсовый (-ая, -ое, -ые)______________________________________________
Игра «Назови» Назовите 5-7 видов продуктов:
Мясные_______________________________________________________
Молочные_____________________________________________________
Мучные_______________________________________________________
Кондитерские изделия___________________________________________
Упражнение в словообразовании:
Собери из двух слов название одного вида посуды:
Овощи режет – овощерезка
Кофе варит — ___________________________________________
Сок варит — ____________________________________________
Сок выжимает — ________________________________________
Овощи чистит — ________________________________________
Кофе мелит — __________________________________________
Мясо рубит — __________________________________________
Игра «НАЙДИ ЛИШНИЙ
Найди в названных словах лишнее и объясни почему.
Как назвать остальные предметы одним словом?
— яблоко помидор, груша, слива
— баклажан, перец, лук, груша
— калина малина, крыжовник, апельсин
— мандарин, апельсин, лимон, слива
— ананас, кокос, груша, манго
Упражнение «ОДИН И ДВА». Совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных один и два с существительными — названиями игрушек.
Воспитатель помещает на наборное полотно парные картинки: один кубик и два кубика, один мячик и два мячика, одна кукла и две куклы, одно ведерко и два ведерка и т. п. Дети рассматривают картинки и по очереди называют их. Воспитатель отдает картинки тем детям, которые ответили правильно.
Упражнение «Помоги Незнайке» Развитие слухового внимания, дифференциация овощей и фруктов по месту произрастания.
Исправь Незнайкины ошибки.
— Картошка растет на болоте.
— Яблоко растет под кустом.
— Баклажан растет на кусте.
— Груша растет в лесу.
— Персик растет на елке.
«Скажи наоборот» Старший — (младший), большой —- …., молодой — … .
Старше — (моложе, младше) и т.д.
Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):
воробей —- воробушек, воробьишко;
галка — …,
снегирь— …,
синица — … .
лиса — лисонька;
белка — …
заяц — …,
медведь — …,
волк — … .
Упражнение «ИЗМЕНИ ПО ОБРАЗЦУ»
Ласточка поет – поющая ласточка
Ласточка щебечет — _________________
Ласточка заливается — _______________
Ласточка порхает — _________________
Ласточка летит — __________________
Ласточка парит — ____________________
Упражнение «Подбери»
Части тела птицы |
Какая? |
Длинный клюв |
Длинноклювая |
Длинные ноги |
|
Короткий хвост |
|
Широкие лапы |
|
Тонкие ноги |
|
Острые крылья |
|
Белая грудка |
|
Звонкий голос |
|
Любит тепло |
|
Быстрые крылья |
|