8 класс: «Искусство открывает новые грани мира» Знание научное и знание художественное
|
||
Составные элементы партитуры |
Содержание элементного состава |
Где раскрывается |
«Мадонна в скалах»
|
||
Мировоззрение автора |
XV столетие -Раннее Возрождение –прошло под знаком упорных поисков и важных открытий; художники разрабатывали законы перспективы, учение о пропорциях, приёмы композиции и стремились в своих произведениях передать богатство окружающего мира. Леонардо да Винчи был новатором во всем и большую часть времени отдавал науке. Он являет единственный пример великого живописца, для которого его искусство не было главным делом жизни. Он был также ваятелем и зодчим, певцом и музыкантом, стихотворцем и импровизатором, теоретиком искусства, театральным постановщиком и баснописцем, философом и математиком, инженером, механиком, гидротехником и фортификатором, физиком и астрономом, анатомом и оптиком, биологом, геологом, зоологом и ботаником Специфика парадигмы Леонардо заключалась в том, что источником воли Леонардо стала твердая почва «естественно-научного пантеизма» (М. Дворжак). Естественные закономерности причинности и энергетизма человеческого тела он перенёс на всю природу и, что самое главное, на духовную жизнь человека. Законы высшей художественности вывел из закономерностей природы. Он завоевал при жизни огромную репутацию и убедительно доказал, что художник – это мыслитель, а не ремесленник. Леонардо родился в 1452г. в городке Винчи. В 1467 проявился талант в живописи – был отдан в ученики Андреа Веррокьо. Его манера во многом повлияла на формирование стиля Леонардо, объединившего в своём творчестве это стремление к жизненной правде с поразительной эмоциональностью. Он работал медленно, бесконечно экспериментируя, стремясь в процессе творчества разрешать новые, еще только поставленные искусством его времени задачи. Идеалы – В центре композиции всегда человек, он является главным стержнем, вокруг которого и для которого строиться весь мир (библейские сюжеты и образы) Художник отказывается от традиционного изображения мадонны – создаёт одухотворенный женский образ, исполненный земной прелести. Сформулировал принципы искусства, которые позднее признали классическими. Знаменитая композиционная пирамида Леонардо не только решила неразрешимый для всего15 в. вопрос о закономерностях связи и гармоничного соединения объёмной формы и пространства, но и стала формулой духовного единства сложных человеческих чувств и эмоций персонажей, заключенных в нее по воле художника. Новаторский приём сфумато, заключающийся в слегка размытых контурах и ставший отличительной чертой миланской школы. Передача длящегося состояния. Интеллектуальная живопись Необычная авторская манера и новаторские методы монохромного моделирования фигурдо введения цвета можно увидеть в огромной неоконченной картине «Поклонение волхвов» (1481) Он хотел сделать живопись трехмерной, где третьим измерением является время. Использование светотени свидетельствует о том, что открытия Леонардо-ученого помогали Леонардо-художнику: не случайно он называл живопись наукой и законной дочерью природы. Полноты развития достигает мастерство Леонардо а картине «Мадонна в гроте (скалах)» 1483-1490/94
|
«Поклонение волхвов» «Св. Анна с Марией и младенцем Христом». «Мадонна в скалах» «Тайная вечеря» «Мадонна Литта» «Джоконда» |
Отражаемая действительность |
1483г работал в Милане для семьи Сфорца, и его первым заказом была «Мадонна в скалах», для миланского Братства Непорочного Зачатия, где он изобразил фигуры святых в мистическом свете на фоне фантастического пейзажа. «Мадонна в скалах» считается первой монументальной алтарной композицией Высокого Возрождения, значительно отличающейся от традиционного алтарного образа. Живописи раннего Ренессанса были свойственны либо статичные образы торжественного предстояния, либо подробное повествование типа жанровых сцен. «Мадонна в скалах» — принципиально новое искусство, которое передает не отдельные моменты, а длящееся состояние. Фигуры изображены не перед пейзажем, а в самом пейзаже.
|
В этой небольшой картине Леонардо удаётся объединить мир мистический и реальный. Базальтовые глыбы, растущие среди них фиалки, ирисы, анемоны выписаны настолько подробно, как будто бы их зарисовывал самый дотошный геолог и ботаник. |
Интерпретация |
Центром картины является Мадонна – нежное, мягкое, тонущее в легких золотых волнах волос лицо юной матери. Одну руку она простирает над своим Сыном, как бы стараясь благословить и уберечь его, а второй обнимает маленького Иоанна Крестителя, преклонившего колено перед Христом. Мальчик Иоанн, которого Мадонна так бережно укрывает полой своего плаща, олицетворяет все человечество. И каждое живое существо вокруг нее отвечает на ее нежность. Нежный пленительный ангел смотрит с картины на зрителя, указывая пальцем на Иоанна. Благословение, защита, поклонение – такого разнообразной игры рук итальянское искусство ещё не знало! (Моление, благословение, указание, осенение и привлечение)
|
1.Погружение. Эмоциональная окрашенность знаний позволяет приблизить изучаемые эпохи, стили, лучше понять личность творца. 2.Сравнение. Эмоциональное и аналитическое сопоставление худ.образов, стилей, видов искусств. |
Образовательный потенциал произведения искусства (какая польза для детей) |
Знакомство с гениальной личностью может с подвигнуть на более глубокое изучение творчества. Получить эстетическое наслаждение. Обогатиться знанием об эпохе. |
Расшириться диапазон эстетических эмоций.
|