Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Знаменская школа»
ПРОЕКТ
Корень – источник жизни растения
Выполнили: учащиеся 6 классы
Руководитель: Глебова Татьяна Васильевна
2019
Оглавление
Введение
Цель и задачи
Теоретическая часть
Разнообразие корней
Практическая часть
Опыты с растениями
Заключение
Приложения
Библиографический список
Из земли растёт росток –
Распустил один листок.
К солнцу тянется вершок –
В землю лезет кошерок.
Под поверхностью та часть,
Не даёт ростку пропасть –
Влагу, пищу дать проворен,
Если укрепится, корень.
Введение
На уроках биологии и окружающего мира мы узнали о том, из каких частей состоит растение, о разнообразии растений, о том, как растения питаются и размножаются. Нам стало интересно узнать больше о растениях, а именно о том, какую роль играет корень в жизни растений.
Цель нашей работы:
Узнать, зачем растениям нужен корень?
Мы поставили перед собой задачи:
Изучить литературу по данному вопросу.
Провести опыты, демонстрирующие значение корня для растений.
Привлечь учащихся начальных классов к научно – исследовательской работе.
Гипотеза: Мы предположили, что растения не могут жить без корня, а без растений не будет и жизни на Земле.
Теоретическая часть. Разнообразие корней.
Мы стали искать информацию о том, какие бывают корни у растений. Из детской энциклопедии и интернета мы узнали, что корни бывают самой разнообразной формы: стержневые, мочковатые, корни-подпорки, ходульные корни, змеевидные, корни-присоски, корни-зацепки, воздушные, досковидные корни.
Стержневые корни – это корни с хорошо выраженным главным корнем растения, который имеет форму стержня . Главный корень может проникать на значительную глубину, поэтому стержневые корни характерны для растений, которые находятся в почвах, где залегают глубокие грунтовые воды. Такой вид корней имеют многие деревья и кустарники, а также многие травянистые растения. Корни люцерны, например, углубляются до 10 м и больше. Особенно большой длины стержневые корни достигают у некоторых растений пустынь (до 15 м и больше).
Мочковатые корни –это корни, которые имеют вид пучка . Мочковатые корни можно увидеть у кукурузы, овса, пшеницы, ячменя, чеснока, и др.
Корни- зацепки- это придаточные корни, позволяющие растению легко прикрепляться к любой опоре. Такие корни встречаются у плюща и других лазающих растений .
Ходульные корни выполняют у растения роль опоры. Такие корни есть у тропических растений, которые растут у побережья. Эти корни помогают растениям оставаться над водой. На корнях есть специальные поры, через которые растения могут дышать.
Корни- подпорки поддерживают крону растения. Они есть у бадьяна – национального дерева Индии.
Корни-присоски характерны для растений-паразитов. Они проникают в тело растения-хозяина и оттуда получают необходимые питательные вещества. Они есть у повилики.
Воздушные корни бывают у тропических растений, которые живут на ветвях деревьев. Они часто встречаются у орхидей и некоторых папоротников. Воздушные корни свободно висят в воздухе, не достигая земли и поглощают падающую на них влагу от дождя или росы.
Досковидные корни – это вертикальные надземные корни, которые бывают у крупных деревьев, растущих в дождевых тропических лесах. Развиваются у основания ствола, выглядят как доски, прилегающие к стволу, обеспечивая растению дополнительную опору.
Многие растения способны откладывать в корнях запасные питательные вещества, т.е. имеют запасающие корни (корнеплоды, корнеклубни). В образовании корнеплодов (морковь, репа, редька, свёкла) принимают участие главный корень и нижняя часть стебля. Корнеклубни (батат, георгин) – это утолщение боковых и придаточных корней. Иногда корни могут служить растению для размножения – к примеру, сирень, малина размножаются только с помощью корней.
Корни служат растениям опорой и обеспечивают почвенное питание растения – получение воды и минеральных веществ. Благодаря корню растения закрепляются в почве. Если бы не было корня, то первый же шторм мог бы сломать растение. Ширина площади, на которую разрастаются корни может быть от 1 до 15 метров, в зависимости от вида растения. Например, корни кукурузы разрастаются в ширину на 2 метра. У старого многолетнего дуба корни уходят в глубь земли на 15 и более метров, а у берёзы и ели корни прорастают не так глубоко.
Практическая часть. Опыты с растениями
Мы решили провести несколько опытов, которые наглядно показывают роль корня в жизни растений.
Опыт 1. Мы взяли три семени фасоли, положили их на мокрую вату и поставили в тёплое место. Через несколько дней семена проросли. Одно семя оставили без воды и земли. Корень высох и растение погибло. Два других семени посадили в землю и поливали их. Растения укоренились и пустили ростки. Корень стал разрастаться, побег увеличился. Через некоторое время появились цветы и плод на месте одного из цветков.
Вывод: Растения не могут жить без корня, а корню нужны необходимые условия для развития растения.
Опыт 2: Мы решили пронаблюдать, как всасывает растение с помощью корня воду. Мы взяли выращенное растение и поставили его в стакан с водой. Поверх воды налили тонкий слой растительного масла и отметили уровень. Через два дня вода в стакане опустилась ниже отметки .
Вывод: Корни всасывают воду и подают её наверх к листьям.
Опыт 3: Следующий опыт показал нам, как развивается растение, когда к его корню поступает кислород. Мы взяли два стакана с водой. Поместили в каждый росток. Воду в одном из стаканов насыщали кислородом . Растение росло и развивалось, начало цвести, на месте цветка появился плод. В другом стакане, куда было налито масло, продолжало находиться растение. Через некоторое время растение во втором стакане перестало расти, оно зачахло и погибло.
Вывод: Гибель растения наступает из-за недостатка кислорода, необходимого для дыхания корня. В природе корни используют для дыхания кислород воздуха, находящегося между комочками почвы. Вот почему нужно рыхлить землю на клумбах и грядках.
Опыт 4: Мы провели ещё опыт, доказывающий всасывание питательных веществ корнем. Срезали у одного из пророщенных растений стебель, оставив пенёк высотой 3 см. На пенёк надели изогнутую трубку и полили растение. Через некоторое время вода стала попадать в трубочку и капать в стакан. И чем теплее вода, тем быстрее начинает она всасываться корнями и попадать в трубку. Это называется корневое давление.
Вывод: Воду из почвы вместе с питательными веществами корень всасывает в стебель. В холодную погоду всасывание корнями происходит медленно, и корневое давление низкое. Вот почему комнатные растения лучше поливать тёплой водой, а не холодной.
Опыт 5:
Мы взяли растение с белым цветком. Поставили его в стакан с водой. Добавили в воду несколько капель красных чернил. На следующий день мы увидели, что на листьях появились красные пятна, цветок тоже слегка окрасился.
Вывод:
Корень всасывает не только воду и полезные вещества, но и вредные, которые попадают в почву в результате деятельности человека. Это различные удобрения, которые не лучшим образом влияют на наше здоровье.
Мы провели анкетирование среди учащихся начальных классов.
Анкета.
1.Нужен ли растению корень?
а) да
б) нет
в) не знаю
2. Для чего нужен корень?
а) для питания
б) для дыхания
в) опора растению
г) не знаю
На вопрос : Нужен ли растению корень? 11 человек ответили — да, нужен.
На вопрос : Для чего нужен корень? 5 человек ответили — для питания, 4 человека – для дыхания, 2 человека – опора растению.
После того, как мы показали свою работу учащимся начальных классов, то все 11 человек были согласны с тем, что растению нужен корень. Каждый сказал, что корень нужен растениям для питания, для дыхания и служит в качестве опоры.
Заключение: в результате проделанной работы, мы сделали следующие выводы:
1.Благодаря своим корням, растения закрепляются в почве, они служат растению опорой.
2. С помощью корня растения получают кислород, воду и питательные вещества.
4. Благодаря корню, некоторые растения размножаются.
5. Растение не может жить без корня, а без растений не будет жизни на земле.
Таким образом, корень – источник жизни растения.
6 . 100% учащихся начальных классов узнали о значении корня и захотели провести свою исследовательскую работу в количестве 5 человек. Это 45 % от всех учащихся начальных классов.
Приложение
Дыхательные корни — пневматофоры — развиваются у тропических деревьев, растущих на болотистых или илистых местах. Они представляют собой пористые стержне- или плетеподобные выросты, поднимающиеся в воздух от подземной корневой системы. Многочисленные отверстия в их губчатых тканях позволяют воздуху свободно достигать подземных корней.
В Новой Зеландии растет гигантский метросидерос , или «рождественское дерево», названное так потому, что оно расцветает на святки (в это время в Южном полушарии весна). Когда метросидеросы растут на берегу океана, их корни нередко бывают погружены в бурлящие воды прибоя. Такое дерево выбрасывает множество свисающих с веток и никогда не достающих до земли мочковатых корней, окружающих ствол, точно юбочка из травы. Ученые предположили, что воздушные корни служат дереву для дыхания и извлечения влаги из атмосферы.
Наиболее ярким примером растений с корнями-ходулями являются разнообразные виды мангровых деревьев, которые растут в тропиках на побережьях океанов и по болотистым берегам закрытых бухт в тихой соленой воде. Оказывается, корни их — отличные фильтры. Благодаря им, соль «остается за бортом», а к стволу, ветвям и листьям подается уже вода практически пресная. Мангровые леса за короткое время образуют густые заросли, предохраняющие берег от разрушения морскими волнами.
Панданусы выбрасывают растущие вниз придаточные корни, вероятно, для создания дополнительной опоры. По мере роста дерева у него появляются все новые подпорки, особенно если оно почему-либо согнуто. Каждая из подпорок, в свою очередь, выпускает дополнительные корни, и поэтому кажется, что дерево куда-то шагает.
Ходульные корни еще одного вида имеет бразильская пальма пашиуба (Iriartea exorrhiza) . При взгляде на это дерево создается впечатление, что его ствол никогда не соприкасался с землей, так как он «висит» в воздухе на высоте 2-3 метров, опираясь на небольшие, расположенные шатром корни.
Такие же корни и у пробочного, или зонтичного, дерева, растущего в тропиках западной Африки.
Библиографический список
Детская онлайн-энциклопедия «Потому.ру» http://potomy.ru/fauna/1709.html
Наглядный словарь. Растения. Дорминг Киндерсли Словакия 2000г.
Что внутри растений? Анита Гэнэри АО «Слово» Москва 1994г.
www.yagody-i-travy.ru
Я познаю мир. Детская энциклопедия растений. Москва ТКО «АСТ» 1997г