Открытый урок по музыке во 2 кл.

Урок музыки  « Рождество» 2 класс.

Тип урока: комбинированный.

Цель:– Создание условий для развития образного мышления детей на примере темы урока « Рождеством»

Задачи: 1. Расширить кругозор детей о народных традициях, в частности познакомить с историей появления христианского праздника Рождество, его традициями и музыкой.
2. Развивать у учащихся музыкально-творческие способности, коллективное музицирование, чувство ритма;
3. Воспитывать интерес и любовь к народной музыке, передающей красоту человеческих чувств.

Слушание музыки«Ангелы» Рождественская молитва.

Музыкально-исполнительская деятельность: П. Синявский «Рождество», «Динь- динь-дон Рождество» Мотвиенко

Арт терапевтическая деятельность: Вокалотерапия – интонационно-фонетические упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие голосовых сигналов доречевой коммуникации. Дыхательная терапия – голосовое дыхание. Танцевально-двигательная терапия – «Рождество», «Динь- дон Рождество» хоровод. Ритмизация – игра на ДМИ . Драматерапия — выразительное исполнение песни . Цветотерапия – «Украшение Рождественской елки».
УУД, которые формируются в ходе урока :

Регулятивные: самостоятельное выразительное исполнение произведений  в соответствии с поставленной задачей, в условиях концертного исполнения ;

Познавательные: осознанное эмоциональное исполнение произведений в соответствии с заданным поэтическим образом и иллюстрациями художественных полотен.

Коммуникативные : умение внимательно слушать исполнение произведений своих одноклассников ,участвовать в совместном исполнении произведения;

Личностные: Личностное отношение при прослушивании музыки и исполнении произведений- проявление эмоциональной отзывчивости.

Методы:

Метод сравнения, метод обобщения, метод контрастных сопоставлений.

Мета предметные связи данного урока : музыка, история, художественное слово.

Форма организации учебной деятельности : индивидуальная, фронтальная, групповая.

Виды  деятельности: коллективное хоровое пение, коллективное инструментальное музицирование.

Оборудование : компьютер; интерактивная доска ; инструмент фортепиано; колокольчики, елка, игрушки, ангелочки.

Материалы :слайдовая презентация в программе Power Point ; нотный материал.

Ход урока.

1 Орг.момент(2 мин)

Вход под музыку песни П. Синявского «Рождество» проходят на свои места.

Слайд1 На экране морозные узоры

У: Доброе утро, ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие.

А чтобы наше путешествие было интересным, мне нужны помощники

Вы согласны мне помогать? Тогда в путь.

Сообщение темы урока.

У: Ребята, какая музыка встречала вас при входе в класс?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке, о каком празднике? (Рождество)

 — Что за праздник у дверей?
Расскажите поскорей.
Наступает торжество
К нам приходит …. (Рождество). (Слайд2 «Рождественские чудеса»)

2 Постановка цели и задач

Тема нашего урока «С Рождеством Христовым!»

Цель: Мы познакомимся с историей появления праздника Рождества, его традициями и музыкой .

Сегодня на уроке вам предстоит услышать и запомнить Рождественскую историю, которая произошла много-много лет назад. Нужно соблюдать порядок на уроке, проявлять внимание друг к другу, уважение и терпение. У нас в классе есть елочка на макушке звезда. Она пока не горит, чтобы звезда загорелась, мы её должны украсить игрушками. Выполняя задания мы по ходу урока будем с вами украшать елочку , поэтому стараемся работать активно.

У: Перед тем как мы начнем наше путешествие, ваша задача внимательно послушать пение, которое будет звучать, какой характер у музыки, какие чувства у вас вызовет это произведение?

3Актуализация знаний

2 слайд Звучит музыка.

У: Что вы почувствовали, слушая эту музыку? Какой у нее характер? (спокойный певучий)

У:Как вы думаете, где мы можем услышать такую музыку? ( в церкви)

В церквях звучат молитвы. Главная молитва праздника – это тропарь Рождества Христова.
* Тропарь (церк.) – песнопения в честь какого-либо православного праздника или святого. (С.И. Ожегов)
При слушании такой музыки сердце наполняется душевным теплом, добротой и любовью.

У: Праздник Рождество Христово считается церковным праздником

У: С каким событием связан этот праздник? Кто родился?

Д: С рождением Иисуса Христа.

У: Верно, а когда отмечают Рождество?

Д: 7 января.

У: День рождения Христа празднуют во всём мире. Рождество стало важнейшим событием для всего человечества. Современное летосчисление ведётся именно от Рождества Христова. Вам предстоит услышать Рождественскую историю, которая произошла много-много лет назад.

У: Давным-давно более 2000 тысяч лет назад, в старинном городе Назарете (слайд « карта») жила девушка Мария.

Однажды явился Марии ангел и возвестил её о том, что она должна будет родить сына Божьего и назвать его Иисус, он спасёт людей от грехов их
(показ 
слайда «Ангел несёт Марии послание от Бога»)

В то время римский император Октавиан Август приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки, поэтому Мария отправились из Назарета в Вифлием.

В Вифлием съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии не оказалось. Она нашла приют за городом в вертепе, в пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель Мира. Иисус ( на древнееврейском «Спаситель»Христос — царь так назвали священников, пророков, царей в знак их важного служения.

-Над горной пещерой сверкала звезда,
И спал Вифлеем в тишине сладких грёз,
Великое счастье свершилось тогда –
Родился Спаситель для мира – Христос


Мария спеленала родившегося младенца и положила в ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбельки Христа так называют детское учреждение, где воспитываются маленькие дети.

Первыми узнали о рождении Христа простые пастухи. В ту ночь они пасли свои стада в поле, и ангел возвестил им великую радость и указал место, где они смогут его найти. Пастухи поспешили посмотреть на чудо младенца.

Узнали об этом событии и волхвы – древние ученые, которые постигали тайны мира по звёздам. Они верили, что при рождении великого человека на небе появляется особенная звезда. Увидев яркую звезду, которая неожиданно вспыхнула на небе и засияла, Волхвы поняли, что ожидаемый Младенец родился. Именно эта звезда, указала волхвам путь до самой пещеры. Летосчисление ведётся именно от Рождества Христова.

В России Рождество семейный праздник. Его любят и взрослые и дети. Много стихов и песен есть про Рождество. Ребята, споем песенку про Рождество.

Кто родился в этот день? (Иисус Христос)

Христос что значит Царь, помазанник.)
Музыкальная разминка

1) Вокалотерапия. Греем, гладим горлышко. (Приветствие организма. Работа над голосовыми сигналами доречевой коммуникации – ГСДК.)
2) Интонационно-фонетические упражнения: на доске порядок букв – м, а, и, о. Дети исполняют мелодию песни со звуками).
3) — А теперь исполним песню со словами, но для начала приведем наш голосовой аппарат в хорошую форму. («Щеточка, иголочка» – Артикуляционная гимнастика).
4) – Поработаем над своим дыханием. (Дыхательная терапия.)
— Молодцы! Итак, мы исполнители, настоящие артисты.
Исполнение песни. Синявского «Рождество»

Молодцы, мне понравилось, как вы спели.

Ребята первой группы могут повесить на елку игрушки.

4 Исследовательская деятельность

— Ребята у меня есть коробочка, попробуйте на слух определить, что в ней лежит ответы детей (колокольчики)

— Верно, я даю вам эти колокольчики а вы, послушав их , скажите одинаково ли они звучат, что общего и чем отличаются?

Работа в группах

Ответы детей: у каждого колокольчика свой голос, это зависит от размера колокола и из какого материала сделан колокол.

Молодцы. Послушайте звучание колоколов Ростовского храма.

Подумайте, каких размеров они могут быть?

5 Слушание «Ростовские колокола»

Колокол как символ России воспевался в песнях, в стихах.

Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России»

Ученые установили факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. А когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится…

Как называют людей, которые играют на колоколах? (звонари)

Это трудоемкая работа этому учатся, у нас в России есть даже школа звонарей.

Ребята сегодня у вас есть возможность побывать в роли звонаря.

Мы не просто будем играть наша задача разучить пеню «Динь-динь –Дон Рождество» Матвиенко и сопровождать наше пение игрой на колокольчиках. Послушайте песенку, какой характер, и в каких местах как вы думаете, нам нужно будет играть на колокольчиках?

6 Коллективное инструментальное музицирование

Игра на колокольчиках и исполнение песни «Рождество».

Молодцы вторая группа хорошо сыграли и у вас есть возможность украсить нашу елку цветными шарами.

Работа над песней

1)Слушание

Какой характер в музыке? На какие слова мы будем играть на инструментах

Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!
За окошком Рождество!
Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!
Рождество уже пришло!

Попробуем прохлопать, показать ритм. Ти- ти- та Ти –короткие, та- длинные

3) Переложение мелодии песни на текст – про себя

Еще раз поем с хлопками.

Молодцы. мне понравилось как выразительно спели ребята можете выбрать колокольчики и повесить их на нашу ёлку.

Исполнение с игрой на колокольчиках.

"Динь-динь-дон!" — к нам в окно
Постучалось Рождество!
За окошком снег блестит,
Елка в гости к нам спешит.

Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!
За окошком Рождество!
Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!
Рождество уже пришло!
Пригласим ее к нам в дом,
Пусть метели за окном,
С доброй вестью волшебства
В день святого Рождества!
Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!
За окошком Рождество!
Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!
Рождество уже пришло!

— Мне понравились ребята 4 группы… можете повесить игрушки на елочку

Вы все старались, пели и играли, и наша елочка загорелась. (елочка загорается)

— У нас получилась нарядная ёлочка, каждый из вас постарался, и я предлагаю встать в хоровод «Ёлка в Рождество». (куплет и припев)

Вы сегодня хорошо все поработали.

— В Рождество родные, знакомые, друзья поздравляют друг друга и дарят подарки, желают здоровья и благополучия. Я вас тоже хочу поблагодарить за хорошую работу, в память о нашем уроке дарю ангелочка, пусть он согревает вас своим теплом, хранит вас, счастья и добра всем вам.

Можно занять свои места

7 Закрепление изученного с помощью видеоматериала.

Давайте и мы с вами посмотрим на это чудное событие – Рождество Христово! (мультфильм)

8 Выявление уровня сформированности знаний нового материала

Опрос

— Что было изображено в последнем кадре мультфильма? (ёлка)

— Почему храмы, дома украшаются еловыми ветками или елью? (Вечнозелёная ель считается символом древа жизни, возвращённого нам с Рождением Спасителя).

Посмотрите, в нашем классе нарядная елочка на её верхушке звезда, как та, которая указала путь Волхвам в пещеру.

У: Ребята, с каким праздником мы сегодня познакомились на уроке?

-Почему этот праздник так называют?

— Кто родился в этот день?
— Какие песни звучали?

— Когда мы можем услышать Колокольный звон? (в праздники)

7 Рефлексия

— Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего запомнилось? Какую песни мы сегодня слышали

8Домашнее задание

Думаю много интересного узнали на уроке, на дом вам даю свертки с заданиями. До Рождества еще есть время подготовиться и вместе с родителями выполнить домашнее задание.

9 Итог урока

Светлый праздник Рождества – праздник обновленья,

Песни ангельской слова льются во вселенной.

Возвещаю радость вам, радость эта будет

Всем искупленным сердцам, на Земле всем людям.

Спасибо за работу! До новых встреч1

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!