Живописный рисунок. Фактура и материальность в детских работах.

Управление социального развития администрации Добрянского городского округа Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Добрянская детская школа искусств»   Живописный рисунок.  Фактура и материальность в детских работах. Преподаватель изобразительного искусства Нечкина Олеся Вячеславовна 2020 г.

Управление социального развития администрации Добрянского городского округа

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Добрянская детская школа искусств»

 

Живописный рисунок.

Фактура и материальность в детских работах.

Преподаватель изобразительного искусства Нечкина Олеся Вячеславовна

2020 г.

В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. Он по праву занимает ведущую роль в изобразительном искусстве. Знания и умения предмета рисунок, тесно переплетаются с предметами живопись и композиция.

Художественные материалы разнообразны: традиционный графический карандаш, мягкий материал- уголь, сангина, соус, мел, пастель.

В дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области изобразительного искусства « Живопись», учебный предмет «Рисунок» начиная 1 класса, включает раздел «работа мягкими материалами». Внимание обращается на изучение тонально — живописного рисунка.

Изучение особенностей мягкого материала в практической деятельности обучающихся вызывает повышенный интерес. Возможности мягкого материала очень велики — от выполнения наброска до сложной длительной работы. Для передачи особенностей меха, оперения птиц требуется различный приём в работе, который отрабатывается на занятиях. Постепенно от года в год, после приобретённых знаний и навыков в работе мягкими материалами усложняются задания и натурные постановки.

1 класс – второе полугодие Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность, 4.1.Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал); 4.2. Зарисовка мягкой игрушки. 2 класс – второе полугодие Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность 4.1. Зарисовки чучела птицы; 4.2. Зарисовки предметов, различных по материалу. 3 класс - первое полугодие Раздел 5. Тональный длительный рисунок 5.1. Тема. Натюрморт с чучелом птицы.  Для выполнение заданий применение мягких материалов будет способствовать расширению изучения графического материала и опыта в практическом применении.

1 класс – второе полугодие

Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность, 4.1.Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал); 4.2. Зарисовка мягкой игрушки.

2 класс – второе полугодие

Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность

4.1. Зарисовки чучела птицы; 4.2. Зарисовки предметов, различных по материалу.

3 класс — первое полугодие

Раздел 5. Тональный длительный рисунок

5.1. Тема. Натюрморт с чучелом птицы.

Для выполнение заданий применение мягких материалов будет способствовать расширению изучения графического материала и опыта в практическом применении.

Уголь. Уголь имеет широкое применение в рисовании. Его готовят особым образом - сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы, берёзы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь - материал богатый, живописный, его возможности шире, чем у графитного карандаша: им можно сделать маленький набросок и большое полотно, провести тонкую линию и почти молниеносно покрыть большую плоскость тоном, затем облегчить его в нужных местах. Знакомство с углём необходимо начинать с выполнения упражнений, на проведение линий, штриховки, разными способами, растушёвки, получение различных тонов, мягкого перехода между тонами.

Уголь. Уголь имеет широкое применение в рисовании. Его готовят особым образом — сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы, берёзы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь — материал богатый, живописный, его возможности шире, чем у графитного карандаша: им можно сделать маленький набросок и большое полотно, провести тонкую линию и почти молниеносно покрыть большую плоскость тоном, затем облегчить его в нужных местах.

Знакомство с углём необходимо начинать с выполнения упражнений, на проведение линий, штриховки, разными способами, растушёвки, получение различных тонов, мягкого перехода между тонами.

Сангина – сыпучий, как уголь, материал, но цвет сангины красновато-коричневый, делают её из разных сортов глины. Формируют сангину в квадратные и круглые палочки, которыми можно рисовать так же, как и углём: линией, штрихами, точкой, пятном, используя приём растирания (растушёвки).

Сангина – сыпучий, как уголь, материал, но цвет сангины красновато-коричневый, делают её из разных сортов глины. Формируют сангину в квадратные и круглые палочки, которыми можно рисовать так же, как и углём: линией, штрихами, точкой, пятном, используя приём растирания (растушёвки).

Соус - материал жирный, глубокого чёрного тона. Но не только соус чёрный, он может представлять и другие цветовые оттенки - коричневые, серые. Соус имеет ту особенность, что им можно работать по - сухому, растирая и разводя его кистью в воде.

Соус — материал жирный, глубокого чёрного тона. Но не только соус чёрный, он может представлять и другие цветовые оттенки — коричневые, серые. Соус имеет ту особенность, что им можно работать по — сухому, растирая и разводя его кистью в воде.

Пастель - материал, применимый в живописи и графике. Выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющими форму брусков с круглым или квадратным сечением. Пастель бывает трёх типов -

Пастель — материал, применимый в живописи и графике. Выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющими форму брусков с круглым или квадратным сечением. Пастель бывает трёх типов — «сухая», масляная и восковая. В технике «сухой» пастели широко используется метод «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета. Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент.

Работы учащихся мягким материалом  (из фонда МБУ ДО «Добрянской ДШИ)  Зарисовка животного. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности меха. Материал – пастель.

Работы учащихся мягким материалом

(из фонда МБУ ДО «Добрянской ДШИ)

Зарисовка животного.

Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности меха.

Материал – пастель.

Зарисовка мягкой игрушки с натуры. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности меха. Материал – уголь, соус.

Зарисовка мягкой игрушки с натуры.

Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности меха.

Материал – уголь, соус.

Тональный длительный рисунок. Натюрморт с мягкой игрушкой . Закрепление материала предыдущего задания. Грамотная компоновка натюрморта в листе. Передача больших тональных отношений. Выявление локального тона, объема и пространства в натюрморте с помощью светотени. Продолжение знакомства с приемами работы мягким материалом. Материал — соус.

Тональный длительный рисунок.

Натюрморт с мягкой игрушкой .

Закрепление материала предыдущего задания.

Грамотная компоновка натюрморта в листе.

Передача больших тональных отношений.

Выявление локального тона, объема и пространства в натюрморте с помощью светотени.

Продолжение знакомства с приемами работы мягким материалом.

Материал — соус.

Часто в работе используются смешенный материал: уголь, сангина, мел или пастель.

Часто в работе используются смешенный материал: уголь, сангина, мел или пастель.

Выполнение учебных заданий воспитывает у учащегося «твердость руки», приучает к дисциплине и умению концентрировать внимание в течение длительного времени.  Учебный процесс строится на принципе наглядности обучения, когда преподаватель параллельно с учениками выполняет каждое задание. Работа над каждым заданием ведется поэтапно; каждый этап сопровождается доступными, ясными объяснениями.  Совместная работа обучающихся над общим заданием, достижение ими ясного наглядного результата позволяет успешно преодолевать затруднения в освоении материала, способствует социальной адаптации, развивает чувство уверенности в собственных силах, способствует эмоциональному благополучию ребенка.  Учебные задания способствует развитию художественной потребности обучающихся к художественной деятельности на протяжении всего периода обучения, вовлечению ребенка в процесс художественного творчества через визуальные образы, развитию мотивации личности учащегося к познанию и творчеству, формированию художественной компетенции.

Выполнение учебных заданий воспитывает у учащегося «твердость руки», приучает к дисциплине и умению концентрировать внимание в течение длительного времени.

Учебный процесс строится на принципе наглядности обучения, когда преподаватель параллельно с учениками выполняет каждое задание. Работа над каждым заданием ведется поэтапно; каждый этап сопровождается доступными, ясными объяснениями.

Совместная работа обучающихся над общим заданием, достижение ими ясного наглядного результата позволяет успешно преодолевать затруднения в освоении материала, способствует социальной адаптации, развивает чувство уверенности в собственных силах, способствует эмоциональному благополучию ребенка.

Учебные задания способствует развитию художественной потребности обучающихся к художественной деятельности на протяжении всего периода обучения, вовлечению ребенка в процесс художественного творчества через визуальные образы, развитию мотивации личности учащегося к познанию и творчеству, формированию художественной компетенции.

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!