Рабочая программа по астрономии (базовый уровень) 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наро — Фоминская средняя общеобразовательная школа №6

с углубленным изучением отдельных предметов

«Утверждаю»

Директор ________________/О. В. Очередная/

Приказ № ______ от 31 августа 2017 г.

Рабочая программа по астрономии

(базовый уровень)

11 класс

Составитель;Тимошинина Ирина Николаевна,

учитель физики

2017 год

                      Требования к уровню подготовки учеников.

Учащиеся должны:

знать/понимать

— смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

— смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

— смысл физического закона Хаббла;

— основные этапы освоения космического пространства;

— гипотезы происхождения Солнечной системы;

— основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

— размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь

— приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

— описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

— характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

— находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

— использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Содержание учебного предмета

(34 часа, 1 час в неделю)

Учебник Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 238, [2] c. : ил., 8 л.цв.вкл.

Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности

астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Практические основы астрономии (5 часов)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы (7 часов)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гели-

оцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.

Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (8 часов)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.

Солнце и звезды (6 часов)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры

звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Строение и эволюция Вселенной (5 часов)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной (2 часа)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.

Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Календарно-тематическое планирование  

Номера уроков

Наименование тем

Дата

11 А

11 Б

план

факт

план

факт

Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа)

1

Предмет астрономии

2

Наблюдения – основа астрономии

Практические основы астрономии (5 часов)

3

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты

4

Видимое движение звезд на различных географических широтах

5

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика

6

Движение и фазы Луны.

7

Затмения Солнца и Луны. Время и календарь

Строение Солнечной системы (7 часов)

8

Развитие представлений о строении мира

9

Конфигурации планет и условия их видимости.

10

Синодический и сидерический периоды обращения планет.

11

Законы движения планет Солнечной системы

12

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

13

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

14

Движение искусственных спутников и космических аппаратов в Солнечной системе

Природа тел Солнечной системы (8 часов)

15

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

16

Система Земля-Луна

17

Две группы планет

18

Природа планет земной группы

19

Урок-дискуссия «Парниковый эффект —  польза или вред?»

20

Планеты-гиганты, их спутники и кольца

21

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы).

22

Метеоры, болиды, метеориты

Солнце и звезды (6 часов)

23

Солнце, состав и внутреннее строение

24

Солнечная активность и ее влияние на Землю

25

Физическая природа звезд

26

Переменные и нестационарные звезды.

27

Эволюция звезд

28

Наша Галактика

29

Другие звездные системы — галактики

30

Космология начала ХХ в.

31

Основы современной космологии

32

Итоговый зачет по курсу Астрономия.11 класс

Жизнь и разум во Вселенной (2 часа)

33

Урок — конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

34

Обобщающее повторение

Согласовано

Протокол заседания ШМО учителей математики,

физики, информатики от «__25____» августа 2017 года №_1_

Руководитель ШМО ______________ Л. П. Третьякова.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______________________С. В. Кузнецова

«__28___» августа 2017 года

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!