ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ АВТОСЕРВИСА ИМЕНИ А.А. ГИЗАЯ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВИКТОРИНА НА ЗНАНИЕ ТЕРМИНОВ ПО УСТРОЙСТВУ АВТОМОБИЛЕЙ
Разработала преподаватель:
Фоменко О.В.
Луганск, 2021
АНОТАЦИЯ
Современный мир практически нереально представить себе без автомобиля.
Эта машина, изобретенная человеком, уже более ста лет назад прочно вошла в нашу жизнь, и всячески облегчает ее нам, решая многие проблемы и вопросы, связанные не только с транспортировкой различных грузов, но и перевозкой людей.
Модельный ряд автомобилей сегодня очень обширен, а количество модификаций сложно сосчитать. Именно поэтому профессия автомеханика с каждым днем становится все более популярной в молодежной среде.
Автомеханик – профессия, которой владеют высококвалифицированные специалисты в области ремонта и технического обслуживания автомобилей. Эти мастера пристально следят за исправным состоянием «железных коней», используя при этом специальное оборудование и приспособления, но самое главное их оружие – это, конечно же, их знания.
Знание терминов по устройству автомобиля является основой для будущего специалиста. Для подтверждения важности знания терминологии в изучаемой области приведем слова известного немецкого языковеда Гуго Шухарда, который говорил: «Неясность терминологии так же опасна, как туман для мореплавателя».
Проведение викторины на знание терминов по устройству автомобилей направлено на то, чтобы вызвать у обучающихся интерес к профессии, дать возможность проявить свои знания и умение работать в коллективе.
Викторина на знание терминов по устройству автомобилей
Цель:
обобщение и закрепление знаний по устройству автомобиля;
формирование способности работать в коллективе, развитие творческих способностей;
дать возможность проявить свои знания;
побуждение к дальнейшему самообразованию.
Задачи:
Образовательные:
формировать у обучающихся умения и навыки постановки и достижения целей;
расширить кругозор и словарный запас обучающихся;
повысить интерес к учёбе, как одному из факторов достижения успеха.
Развивающие:
способствовать развитию интеллекта и расширению кругозора;
способствовать развитию креативных способностей обучающихся;
способствовать развитию профессионально-значимых личностных качеств.
Воспитательные:
воспитывать чувство профессиональной гордости;
воспитывать чувство коллективизма;
побуждать обучающихся к достижению успехов.
Методические:
формировать ключевые компетенции в области освоения профессии.
Здоровьесберегающие:
создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Формируемые компетенции: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Проявлять к ней устойчивый интерес; работать в команде, общаться с коллегами; анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Форма проведения: викторина.
Методы и приёмы:
информационно – рецептивный (объяснительно – иллюстративный);
эвристический (включают конструирование, проектирование, планирование и проведение эксперимента, решение поисковых задач);
проблемно – поисковый: структура проблемно-поискового изложения:
постановка проблемы;
ход решения и его логика;
процесс решения, затруднения и противоречия;
решение и доказательность его правильности;
раскрытие значения решения для дальнейшего развития мысли или сферы деятельности.
Межпредметные связи:
Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей;
Устройство и эксплуатация транспортного средства;
Правила дорожного движения.
Ход мероприятия
Неясность терминологии так же опасна, как туман для мореплавателя
Гуго Шухард
Слово преподавателя. Добрый день ребята и уважаемые гости!
Сегодня мы проведем викторину на знание терминов по устройству автомобилей среди обучающихся группы 305 по профессии «Автомеханик».
Автомеханик – это профессия, которой владеют высококвалифицированные специалисты в области ремонта и технического обслуживания автомобилей. Эти мастера пристально следят за исправным состоянием «железных коней», используя при этом специальное оборудование и приспособления, но самое главное их оружие – это, конечно же, их знания.
Знание терминов по устройству автомобиля является основой для будущего специалиста. Для подтверждения важности знания терминологии в изучаемой области приведу слова известного немецкого языковеда Гуго Шухарда, который говорил: «Неясность терминологии так же опасна, как туман для мореплавателя».
Сегодня мы окунемся в терминологию основных систем и узлов автотранспортного средства.
В викторине между собой будут соревноваться три команды по 4 человека. Команда «Механики», «Мотористы» и «Автолюбители» (представление команд).
Викторина состоит из восьми конкурсов. Каждый вопрос оценивается в 1 балл.
А оценивать сегодняшний конкурс будет компетентное жюри в составе:________ (представляется жюри).
Итак, приступим!!!
Первый конкурс «Разминка». Командам по очереди необходимо дать определения понятиям. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если же команда не сможет дать правильный ответ, то эта возможность перейдет к той команде, которая первая поднимет руку.
Автомобиль. Ответ: самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам.
Домкрат. Ответ: механизм для подъема опирающегося на него груза на небольшую высоту.
Капот. Ответ: крышка, закрывающая моторный отсек транспортного средства.
Фаркоп. Ответ: специальное приспособление, которое позволяет буксировать автомобилю крупные и тяжелые предметы, такие как прицепы или фургоны.
Бампер. Ответ: деталь автомобиля в виде поперечного бруса, призванная предохранить его от повреждений при незначительных дорожно-транспортных происшествиях.
Тюнинг. Ответ: изменение или улучшения частей автомобиля.
Второй конкурс «Система зажигания автомобиля». В этом конкурсе необходимо выбрать правильный ответ на определение деталям системы зажигания автомобиля. Отвечает та команда, которая первая поднимет руку. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Генератор – прибор для создания горючей смеси из воздуха и легкого жидкого топлива.
Генератор – механизм, превращающий механическую энергию в электрическую.
Генератор – устройство или деталь для управления расходом жидкости или газа посредством изменения площади проходного сечения.
Аккумуляторная батарея – прибор, с помощью которого можно закрепиться на любых проводах, прикрепляя его к источнику питания.
Аккумуляторная батарея – устройство, защищающее электрические цепи и потребителей электроэнергии от токов короткого замыкания и перегрузок.
Аккумуляторная батарея – устройство, в котором накапливается энергия для ее последующего использования.
Стартер – механизм, который передает крутящий момент от ДВС к коробке передач.
Стартер – электродвигатель постоянного тока, применяемый для пуска двигателя внутреннего сгорания, который за счет высокого крутящего момента обеспечивает проворачивание коленчатого вала двигателя при пуске.
Стартер – прибор в системе зажигания карбюраторных ДВС, который подает к свечам зажигания электрический ток высокого напряжения.
Распределитель зажигания – прибор, подающий к свечам зажигания электрический ток высокого напряжения.
Распределитель зажигания – устройство, обеспечивающее автоматическую коммутацию электрических цепей после подачи сигнала извне.
Распределитель зажигания – передача, которая предназначена для изменения вращающих моментов и угловых скоростей.
Свеча зажигания – прибор для воспламенения горючей смеси в двигателях внутреннего сгорания при помощи искры.
Свеча зажигания – устройство, защищающее электрические цепи и потребителей электроэнергии от токов короткого замыкания и перегрузок.
Свеча зажигания – принудительное поджигание рабочей смеси, находящейся в камере сгорания ДВС.
Т ретий конкурс «Система смазки автомобиля». На экране дано изображение и определение детали системы смазки. Необходимо назвать данную деталь. Отвечает та команда, которая первая поднимет руку. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Устройство, необходимое для прокачки масла под достаточным напором по всей смазочной системе автомобильного двигателя. Ответ: масляный насос.
Устройство, которым очищают масло от загрязняющих его смол, механических частиц и других примесей. Ответ: масляный фильтр.
Устройство, которое преобразует механические усилия в электрические сигналы разных характеристик. Ответ: датчик давления масла.
С ъемный элемент, отформованный из листового металла или же отлитый из алюминия, представляющий собой нижнюю часть мотора. Ответ: поддон картера двигателя.
Устройство для охлаждения масла в системе смазки двигателей внутреннего сгорания. Ответ: масляный радиатор.
Четвертый конкурс «Система охлаждения автомобиля». На экране даны изображения деталей автомобиля и дано определение детали системы охлаждения. Необходимо назвать деталь системы охлаждения, соответствующую определению. Отвечает та команда, которая первая поднимет руку. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Прибор, который поддерживает постоянную температуру в системе.
Ответ: термостат (деталь под №2).
1 2 3
4 5 6
Резервуар, который отвечает за стабилизацию давления системы охлаждения автомобиля и хранения запаса охлаждающей жидкости.
Ответ: расширительный бачок (деталь под №6).
1 2 3
4 5 6
Прибор, который обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения автомобильного двигателя.
Ответ: водяной насос (помпа) (деталь под №5).
1 2 3
4 5 6
Прибор, отводящий тепло от жидкости, которая циркулирует в системе охлаждения двигателя.
Ответ: радиатор (деталь под №4).
1 2 3
4 5 6
Прибор, предназначенный для определения температуры охлаждающей жидкости двигателя автомобиля.
Ответ: датчик температуры охлаждающей жидкости (деталь под №1).
1 2 3
4 5 6
Пятый конкурс «Ходовая часть автомобиля». На экране даны изображения и определения элементам ходовой части автомобиля. Командам по очереди необходимо определить соответствие детали её определению, а также дать название детали. Если же команда не сможет дать правильный ответ, то эта возможность перейдет к той команде, которая первая поднимет руку. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
№ |
Деталь |
№ |
Определение |
1 |
|
1 |
Часть гидравлического тормозного узла, представляющая собой диск из металла, который крутится вместе с колесом и прижимается тормозными колодками при нажатии на педаль тормоза. |
2 |
|
2 |
Один из наиболее важных элементов, представляющий собой упругую оболочку, расположенную на ободе колеса. |
3 |
|
3 |
Система деталей и механизмов, с помощью которой опорные элементы (катки, колеса, лыжи) присоединяются к корпусу автомобиля. |
4 |
|
4 |
Упругая составляющая подвески машины, которая обеспечивает распределение нагрузки кузова на его ходовые части. |
5 |
|
5 |
Устройство для гашения колебаний и поглощения толчков и ударов подвижных элементов (подвески, колёс), а также корпуса самого транспортного средства. |
6 |
|
6 |
Специальное устройство для смягчения силы удара. |
Правильные ответы:
Деталь №1 – рессора соответствует определению под №4.
Деталь №2 – амортизатор соответствует определению под №5.
Деталь №3 – тормозной диск соответствует определению под №1.
Деталь №4 – подвеска автомобиля соответствует определению под №3.
Деталь №5 – буфер сжатия соответствует определению под №6.
Деталь №6 – шина соответствует определению под №2.
Шестой конкурс «Дополнительное оборудование автомобиля». Командам по очереди необходимо дать определения понятиям дополнительного оборудования автомобиля. Если же команда не сможет дать правильный ответ, то эта возможность перейдет к той команде, которая первая поднимет руку. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Климат-контроль. Ответ: автоматический контроль за обдувом и температурой, а также поддерживающий комфортные условия.
Круиз-контроль. Ответ: вариант «автопилота», который способен поддерживать скорость автомобиля на одном и том же уровне, если дорога свободная.
Подушка безопасности. Ответ: надувное приспособление, смягчающее удар во время аварии.
Преднатяжители ремней. Ответ: механизм, автоматически прижимающий человека ремнями к сидению во время аварии.
Датчики света и дождя. Ответ: устройства, которые реагируют на погоду за окном. При необходимости, запускают стеклоочистители и включают фары.
Центральный замок. Ответ: устройство, которое автоматически закрывает двери. Чтобы отключить его, достаточно нажать кнопку на ключе или повернуть ключ в замке.
Седьмой конкурс «Устройство двигателя внутреннего сгорания». На экране дано изображение и определение детали двигателя внутреннего сгорания. Необходимо назвать данную деталь. Отвечает та команда, которая первая поднимет руку. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Металлическая (чаще всего стальная) труба, в которой двигается поршень. Ответ: цилиндр.
Крышка, которая герметично укрывает мотор от негативного внешнего воздействия.
Ответ: головка блока цилиндров.
Д еталь цилиндрической формы, совершающая возвратно-поступательное движение внутри цилиндра и служащая для превращения изменения давления газа, пара или жидкости в механическую работу, или наоборот — возвратно-поступательного движения в изменение давления. Ответ: поршень.
Вращающееся звено в кривошипном механизме. Ответ: коленчатый вал.
С оединительная деталь между коленвалом и поршнем, основное назначение которой является преобразование поступательных движений поршня внутри цилиндра во вращательные движения коленчатого вала, с которого вращение передается на колеса автомобиля через трансмиссию. Ответ: шатун.
Звено кривошипно-шатунного механизма, совершающее циклическое вращательное движение на полный оборот вокруг неподвижной оси. Ответ: кривошип.
Металлический диск с зубчатым венцом по краю, который служит для регулировки поступления энергии. Ответ: маховик.
Конструктивный элемент механизма привода клапанов, который принимает на себя поступательное движение штанги толкателя и передает это движение на шток клапана. Ответ: коромысло (рокер клапана).
Восьмой конкурс «Общее устройство автомобиля». В этом конкурсе командам выдается задание на отдельном листе бумаги, где необходимо установить соответствие между понятием и определением. Задание состоит из 11 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла. Время на выполнение задания – 3 минуты.
Понятие |
Определение |
||
1 |
Двигатель |
А |
Совокупность механизмов, передающих вращающий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам |
2 |
Кузов |
Б |
Источник механической энергии, необходимый для движения автомобиля |
3 |
Тормозная система |
В |
Часть автомобиля или другого транспортного средства, предназначенная для размещения груза, водителя и пассажира |
4 |
Трансмиссия |
Г |
Механизм, предназначенный для передачи мощности двигателя на ведущие колеса, а так же для управления и передвижения автомобиля |
5 |
Сцепление |
Д |
Механизм, предназначенный для обеспечения движения автомобиля в заданном водителем направлении |
6 |
Коробка передач |
Е |
Система, предназначенная для снижения скорости движения и/или остановки транспортного средства |
7 |
Ведущий мост |
Ж |
Комплекс узлов и агрегатов, с помощью которых автомобиль может передвигаться |
8 |
Ходовая часть |
З |
Механизм, предназначенный для передачи крутящего момента между валами, расположенными под углом друг к другу |
9 |
Рулевое управление |
И |
Механизм, предназначенный для передачи крутящего момента, плавного переключения передач, гашения крутильных колебаний, кратковременного отсоединения трансмиссии от маховика двигателя |
10 |
Карданная передача |
К |
Система, состоящая из собранных воедино узлов ходовой части, коробки и механизма управления |
11 |
Шасси |
Л |
Агрегат автомобиля, соединяющий между собой ведущие колёса одной оси |
Правильные ответы
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Б |
В |
Е |
А |
И |
Г |
Л |
Ж |
Д |
З |
К |
Конкурс «Общее устройство автомобиля»
Понятие |
Определение |
||
1 |
Двигатель |
А |
Совокупность механизмов, передающих вращающий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам |
2 |
Кузов |
Б |
Источник механической энергии, необходимый для движения автомобиля |
3 |
Тормозная система |
В |
Часть автомобиля или другого транспортного средства, предназначенная для размещения груза, водителя и пассажира |
4 |
Трансмиссия |
Г |
Механизм, предназначенный для передачи мощности двигателя на ведущие колеса, а так же для управления и передвижения автомобиля |
5 |
Сцепление |
Д |
Механизм, предназначенный для обеспечения движения автомобиля в заданном водителем направлении |
6 |
Коробка передач |
Е |
Система, предназначенная для снижения скорости движения и/или остановки транспортного средства |
7 |
Ведущий мост |
Ж |
Комплекс узлов и агрегатов, с помощью которых автомобиль может передвигаться |
8 |
Ходовая часть |
З |
Механизм, предназначенный для передачи крутящего момента между валами, расположенными под углом друг к другу |
9 |
Рулевое управление |
И |
Механизм, предназначенный для передачи крутящего момента, плавного переключения передач, гашения крутильных колебаний, кратковременного отсоединения трансмиссии от маховика двигателя |
10 |
Карданная передача |
К |
Система, состоящая из собранных воедино узлов ходовой части, коробки и механизма управления |
11 |
Шасси |
Л |
Агрегат автомобиля, соединяющий между собой ведущие колёса одной оси |
Таблица для записи правильных ответов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слово преподавателя. А сейчас, пока жюри подсчитывает количество баллов и определяет команду-победителя, я хочу рассказать вам несколько исторических фактов о профессии Автомеханик.
Одним из интересных исторических фактов является история жизни правящей королевы Великобритании Елизаветы. Специальность Елизаветы — автомеханик.
Принцесса Елизавета в апреле 1945 года Елизавета II в 2015 году
С началом Второй мировой войны вся королевская семья приняла решение показывать пример подданным обязательным участием в защите отечества: мужская часть королевских родственников отдавала долг родине службой на флоте, женская же часть семьи примерно трудилась в госпиталях. Удивила всех своим выбором лишь Елизавета: будущая королева прошла подготовку водителя и стала управлять санитарным автомобилем, а затем, числясь в составе военной автоколонны, освоила профессию автомеханика и некоторое время проработала в этом качестве в военно-транспортном цехе.
Еще один факт, в котором золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны вписан подвиг автомобилистов, доставлявших в блокадный Ленинград по льду Ладожского озера продовольственные и другие грузы, а также эвакуировавших из города детей, стариков, больных и раненых.
Эта дорога была названа "Дорогой жизни", она функционировала в течение пяти месяцев 1941-1942 гг., а затем зиму 1942-1943 гг. Всего на автомобилях в Ленинград было доставлено 386 тыс. т грузов и эвакуировано 734 тыс. человек. Газеты тогда писали: "История Ладожского озера — это поэма о мужестве, настойчивости и стойкости советских людей".
Тысячи автомобилистов за свой героический труд и фронтовые подвиги в период Великой Отечественной войны были награждены боевыми и трудовыми орденами и медалями.
Значительный выход из строя автотехники в ходе боёв, а также вследствие эксплуатации её в тяжёлых дорожных условиях и на большие расстояния потребовали организации ремонта транспортных средств во фронтовых условиях. Были организованы подвижные авторемонтные базы, сформированы отдельные ремонтно-восстановительные батальоны.
Автомобили помогли выиграть немало сражений, они пронесли на себе по дорогам войны и раненых, и реактивные минометные установки, и боеприпасы, и хлеб для фронта. Автомобили Великой Отечественной войны — это целое поколение машин, перевезшее 145 миллионов тонн различных грузов.
«Дорога жизни» блокадного Ленинграда
Автомобили вывозят людей из блокадного Ленинграда
Поэтому профессия Автомеханик – одна из самых востребованных профессий была, есть и будет всегда!
РЕЙТИНГОВАЯ ТАБЛИЦА ДЛЯ ПОДСЧЕТА БАЛЛОВ
Конкурс |
Команда «Механики»
МЕХАНИКИ
|
К оманда «Мотористы»
МОТОРИСТЫ |
Команда «Автолюбители»
А ВТОЛЮБИТЕЛИ |
1. «Разминка»
|
|
|
|
2. «Система зажигания автомобиля» |
|
|
|
3. «Система смазки автомобиля»
|
|
|
|
4. «Система охлаждения автомобиля» |
|
|
|
5. «Ходовая часть автомобиля»
|
|
|
|
6.«Дополнительное оборудование автомобиля» |
|
|
|
7. «Устройство двигателя внутреннего сгорания» |
|
|
|
8. «Общее устройство автомобиля» |
|
|
|
Общее количество баллов |
|
|
|
Занятое место |
|
|
|