Языковые особенности текстов научно-популярного подстиля

Языковые особенности текстов научно-популярного подстиля.

(Подготовка к написанию сочинения-рецензии

по научно-популярному тексту)

10 класс

Цели для учащихся:

— знать языковые особенности научно-популярного подстиля речи;

— уметь опознавать тексты данного подстиля, отличать их от текстов научного стиля;

— уметь анализировать лексические, морфологические и синтаксические особенности данных текстов;

— научиться отбирать языковой материал для подготовки к написанию сочинения-рецензии по тексту научно-популярного подстиля.

Цели для учителя:

— помочь учащимся осознать назначение научно-популярного подстиля речи;

— сформировать представление о функциональном назначении текстов данного подстиля;

— научить отличать тексты научно-популярного подстиля от научного;

— совершенствовать монологическую речь учащихся на лингвистическую тему;

— добиваться выразительного чтения текста;

— расширять активный словарный запас (пояснять незнакомые слова, ставить правильно ударения и т.д.);

— совершенствовать навыки культуры речи (орфоэпия, акцентология, орфография, пунктуация);

— формировать умение написания сочинения-рецензии по тексту научно-популярного подстиля;

— воспитывать осознанное отношение к слову, точность словоупотребления.

Ход урока

I. Актуализация.

— Наш сегодняшний урок посвящен подготовке к написанию сочинения-рецензии по тексту научно-популярного подстиля. Работа имеет практическую направленность, поскольку в части «С» Единого государственного экзамена присутствуют тексты данного вида.

Учитель объявляет цели урока.

Вспомним, что мы с вами знаем о стилях языка. Какие две основные формы языка существуют? (Язык разговорный и язык книжный.)

Книжный, или литературный, язык функционирует в определенных сферах деятельности, в зависимости от этого различают различные стили языка. Какие, нам поможет вспомнить стихотворение поэта В.А. Синицына.

Артисты говорят в гримерной,

Твой друг беседует с тобой –

Стиль это просто … (разговорный),

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу –

Знай, в них … (художественный) стиль,

Стиль очень интересный.

Еще есть стиль … (публицистический) –

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок –

Запомни также стиль и этот.

А биографию открой – увидишь… (официально-деловой).

А правила когда мы учим,

Употребляем стиль … (научный).

— Что обозначало слово «стиль» в древности и как мы понимаем значение данного слова сейчас?

Слово стиль происходит от латинского stylus – остроконечная палочка. В древности оно означало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень из металла, кости. Заостренным концом писали, другим – в виде лопаточки – стирали неудачно написанное, чтобы писать снова. Отсюда выражение «Чаще поворачивай!», т.е. исправляй, переделывай, переписывай. Слово стиль стало со временем означать качество написанного.

В чем же состоит суть стилистики?

Суть стилистики – умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль от другого.

Основываясь на материале учебника (с. 196), назовите наиболее важные признаки, которые отличают каждый стиль:

  1. С какой целью говорим?

  2. в какой обстановке говорим?

  3. Речевые черты.

  4. Языковые средства выражения.

  5. Стилевые черты речи.

Обратимся к упражнению 384 учебника, прочитаем отрывок из статьи Д.С. Лихачева «Будьте осторожны со словами». Можем ли мы на основании этого текста сделать вывод об особенностях научного стиля речи?

Исходя из названных признаков, назовите основные черты научного стиля речи:

  1. Сообщение научных сведений, научное объяснение фактов.

  2. Используется в официальной обстановке.

  3. Научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация.

  4. Терминологическая и профессиональная лексика.

  5. Строгая логичность, объективность текста, смысловая точность; отвлеченность и обобщенность.

Чем тексты научно-популярного подстиля отличаются от текстов научного стиля?

Сравним два текста – первый из толкового словаря, второй – материал упражнения 370 учебника.

Учитель читает отрывок словарной статьи, ученик – текст упражнения 370.

Батискаф (от греч. Bathes – глубокий и skaphos – судно), глубоководный самоходный аппарат для океанографических и т.п. исследований. Состоит из стального шара-гондолы (в котором помещается экипаж 1-3 человека, приборы) и поплавка-корпуса, заполненного более легким, чем вода, наполнителем (обычно бензином). Плавучесть регулируется сбрасыванием балласта и выпуском бензина. Движется с помощью гребных винтов, приводимых в действие электродвигателями. Первый батискаф построен швейцарским физиком О. Пикаром в 1948 г. В 1960 г. на батискафе Триест достигнуто дно Марианского желоба в Тихом океане (ок. 11 т. м).

О чем эти тексты?

О батискафах.

Как назван батискаф в тексте учебника? («Аппарат для штурма человеком максимальных глубин», «ныряющее блюдце», «металлический дом-лаборатория».)

Какой текст воспринимать легче, интереснее?

Текст учебника, потому что в нем содержание приближено к языку простого человека, научные факты излагаются в занимательной форме. Текст учебника написан в научно-популярном подстиле. Использование этого стиля не упрощает, а делает содержание речи понятным и интересным слушателю.

Представим отличительные черты научного стиля и научно-популярного подстиля в виде таблицы.

Научный стиль

Научно-популярный стиль

— объективность и отвлеченность от конкретного и случайного;

— логическая доказательность и последовательность изложения;

— точность и ясность, лаконичность.

Взвешенность оценок: научная статья отличается сугубо научным изложением информации, отсутствием эмоциональности.

— предназначен для читателя, интересующегося вопросами науки;

— терминологическая лексика присутствует в минимальных количествах;

— научные понятия вводятся с опорой на бытовое сознание читателей, на их практический опыт, поэтому в таких текстах встречаются эмоционально-экспрессивные элементы, сравнения, метафоры, аналогии.

II. Новый материал.

Обратимся к особенностям текста научно-популярного стиля и посмотрим, какие же языковые средства характерны для него.

Языковые средства, характерные научному стилю:

  • Научная лексика (терминология);

  • Повторение ключевых слов;

  • Абстрактные понятия (отглагольные существительные);

  • Конкретная лексика – для обозначения общих понятий;

  • Словосочетание «существительное + существительное в родительном падеже»;

  • Сложные предложения;

  • Прямой порядок слов.

Роль этих языковых средств: строгая последовательность в изложении, смысловая точность, достоверность.

Языковые средства, делающие текст популярным:

  • Примеры для иллюстрации отдельных научных положений;

  • Сравнение;

  • Перифраза;

  • Вводные слова;

  • Модальные частицы;

  • Риторические восклицания.

Они упрощают язык науки, делают его доступным, понятным для широкого круга читателей; привлекают внимание к поднятой в тексте научной проблеме.

III. Закрепление.

Работа по подготовке к написанию сочинения-рецензии (работа с текстом).

Познакомьтесь с текстом из энциклопедии, задайте вопросы по содержанию, есть ли в тексте незнакомые слова? (Бионика.)

Выразительное чтение текста учеником.

(1) Тайну кровообращения раскрыли лишь в XVI веке после многочисленных опытов на животных и изучения анатомии на трупах людей. (2) Оказалось, что кровь не расходуется в органах, а лишь переходит в них из артерии в вены по мельчайшим сосудам капиллярам – и возвращается к сердцу. (3) Так был установлен замкнутый характер ее движения по организму. (4) Если говорить о человеке, то в среднем за его жизнь легкие совершают 720 миллионов вдохов и выдохов, а сердце – три миллиарда ударов. (5) Вот уж мотор так мотор! (6) Трудно даже сравнить эту биологическую машину с чем-то, созданным людьми.

(7) Вот почему, оказалось, непросто создать искусственное сердце. (8) К сожалению, эта задача очень важна, так как сердце человека часто выходит из строя, не исчерпав отпущенного ему природой ресурса.

(9) Сейчас мы не касаемся проблемы пересадки сердца от донора. (10) Разговор идет лишь об искусственных аппаратах. (11) Здесь есть определенные успехи, немало больных живут с искусственными клапанами сердца. (12) Но эти операции еще очень дороги, к тому же существует проблема отторжения чужеродных нашему организму веществ. (13) Поиски в этой области идут очень интенсивно, работы здесь хватит и бионикам.

Детская энциклопедия «Я познаю мир»

С чего начать свое сочинение? Существует несколько основных способов начала сочинения.

  1. Начать с указания проблемы, ее актуальности, значимости – составление риторических вопросов.

  2. С размышления на тему, которая затрагивается в тексте.

  3. С краткого сообщения о писателе, являющемся автором текста.

  4. С лирического размышления.

Поработайте с текстом и создайте свои варианты начала сочинения, начните с указания проблемы, ее актуальности, значимости или начните с размышления на тему, которая затрагивается в тексте (3-4 минуты).

Обратимся к структуре нашего сочинения.

Начало сочинения

  1. С указания проблемы, ее актуальности – риторические вопросы.

  2. С размышления на тему, которая затрагивается в тексте.

Проблема (научная)

Определяется исходя из темы конкретного текста.

Идея, авторская позиция

Нет (может быть, если есть выход на общественную проблему)

Характерные признаки стиля

Логичность, точность, отвлеченность и обобщенность.

Цель

Сообщение научных данных, фактов на доступном для массового читателя (слушателя) языке.

— Какова ведущая тема данного текста?

— Сколько в тексте микротем? Выделите их.

— Какие проблемы поднимает автор в данном тексте?

— Какая основная проблема существует у создателей искусственного сердца?

— Почему проблема создания искусственного сердца – трудная задача?

— Как автор текста оценивает перспективы решения этой проблемы?

— Какие препятствия встречают создатели искусственного сердца?

— К какому стилю относится данный текст?

— Назовите типичные признаки стиля.

— К какому типу речи принадлежит текст?

— Какой связью соединены предложения в тексте?

— Какие средства языка, характерные научно-популярному подстилю, здесь используются? Какова их роль? Используйте материал таблицы.

— Выразите свое отношение к проблеме, поднятой в тексте.

— Как вы думаете, существуют ли этические преграды для создания искусственного сердца?

IV. Итог урока.

Обратимся к целям, которые мы заявили в начале урока. Достигнуты ли они?

V. Домашнее задание: написать сочинение-рецензию по данному тексту.

VI. Оценка знаний учащихся.

Понравилась материал? Расскажи друзьям:
Пора учиться!