№ 1 |
Урок русского языка Класс: 5 класс Возраст: 10-11 лет |
|||
Тема урока: |
Слова однозначные и многозначные. |
|||
Ссылки: |
Календарное планирование, учебник «Русская речь», Алматы «Атамұра» 2010. |
|||
Цели: |
Познакомить с однозначными и многозначными словами |
|||
Результаты обучения: |
Знают понятие о лексике, понятие «однозначные и многозначные слова»; умеют различать лексическое и грамматическое значения слов, однозначные и многозначные слова; пользоваться толковым словарем. |
|||
Ключевые идеи: |
Слова- это строительный материал языка. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях. |
|||
Ресурсы: |
ИКТ: Компьютер, проектор, экран. Наглядный материал: схемы, таблицы. |
|||
|
||||
Этапы проведе ния урока |
Время – 45 минут |
Атмосфера в классе |
Действия преподавателя и действия учащихся
|
|
Организа-ция класса |
3 мин. |
Доброжелатель-ность, взаимоподдержка. Преподаватель повышает чувство уверенности учащихся. |
Занятие начинается с приветствия учащихся. “Всему название дано – и зверю, и предмету. Кумулятивная беседа. — Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, шутим, поём, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух. — А для чего, по-вашему, Мы изучаем в школе предмет “русский язык”? — Правильно, чтобы быть грамотными и умными, уметь общаться с людьми, и, чтобы с нами было приятно общаться, … — Вы все правы. Начнем наш урок, как обычно, – с разминки. |
|
5 мин. |
Заинтересован-ность, активность учащихся. |
Разминка. «Австрийский дождь».
Деление на группы (разноцветные листья). |
||
І этап-Вызов. Целопола-гание |
10 мин. |
Доброжелательный настрой преподавателя на успех. |
Групповая работа. Под звуком музыки составляют эссе по картинке на стр. 39. — Прослушайте, пожалуйста, текст «Осень»(Упр. № 93): -Как вы понимаете выражения лимонная желтизна, золотые рыбки? -Для чего взяла Осень яркие краски? -Какую работу проделала Осень? -Почему опустели поля и луга? -Назовите краски, которые Осень использовала в своей работе. Слова- это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях. Исследование. Работа в парах. — А сейчас я предлагаю вам понаблюдать за значениями слов “идти”, “красный”. Словарные статьи со значениями этих слов лежат у вас на партах. Одним ребятам я положила листок со словом “идти”, а другим – со словом “красный”. Исследуйте, пожалуйста, сколько и какие значения имеют эти слова. Приступайте к работе. — Итак. Сколько значений имеет слово “идти”? Приведите примеры. Ученики составляют ассоциацию слов «красный», «идти». — Сколько значений имеет слово “красный”? Приведите примеры. Формулирование темы. — Ребята, вы догадались, о каком законе нашего языка пойдёт сегодня речь на нашем уроке? Слова могут иметь несколько значений. — Вспомним, пожалуйста, сколько значений имеет слово “идти”? “красный”? — Давайте подумаем, как могут называться слова, которые имеют два и более значений? — Они называются многозначными. — А слова, которые имеют одно значение? — Они называются однозначными. -А каких слов больше в русском языке – однозначных или многозначных?
|
|
ІІ стадия-Осмысле-ние. составле-ние кластера . |
5 мин. |
Активное взаимодей- ствие учащихся в составе групп, взаимоуваже- ние, выслушивание мнений других, толерантность, доброжелатель-ность . |
Упражнение 96. Работа по учебнику.
— Рассмотрите данные рисунки. — Объясните все значения слов корень/берёза. — Сколько значений у слов корень/ берёза? — Как называются такие слова? Упражнение 97. Работа в парах. В толковом словаре русского языка можно узнать, является слово однозначным или многозначным. Разные значения слова в словаре нумеруются. Посмотрите в словаре, сколько и какие значения имеют слова: краска, лес, поле, луг, яблоко, осень, осина, клён. Группа, закончившая задание, поднимает сигнальную карточку. Оценивание работы жетонами (разных цветов) красный-отл., зелёный-хор., жёлтый-удов. |
|
3 мин. |
Комфортность, раскрепощён-ность, свобода, музыкальность, ритмика. |
Физкультминутка “- Вы, наверное, устали? |
||
8 мин. |
Взаимоподдержка, взаимопомощь. |
Задание: установить соответствия. Работать будет проходить в группах. Лексическое значение слова — полный рассказ о предмете Слова, имеющие одно значение — однозначные слова Слова — строительный материал Каждое слово имеет — лексическое значение Слова, имеющие несколько значений— многозначные слова. Одного ученика приглашаем к доске, он будет работать у доски. ( использ. АКТ) Оценивание работы руками, а закончившая раньше группа сидит и не мешает. Учитель проходит и проверяет правильность выполненных заданий. |
||
5 мин. |
Сплоченность групп |
Работа в группе. (Упр. 98)Прочитайте текст. Скажите, о каких значениях слова корень говорится в тексте. Переведите каждое значение на родной язык. Работа группы: часть растения- өсімдіктің бөлігі; Корень зуба- тістің бір бөлігі; Корень зла- жауыздықтың бастауы; Извлечь квадратный корень- түбірдің квадратын табу; Корень слова- сөздің түбірі. Оцените, какой группе удалось без ошибки и быстро выполнить работу? (кумулятивная беседа) |
||
ІІІ этап-Рефлек-сия. Итог урока |
3 мин. |
Повышение мотивации, актизация учащихся, развитие самоконтроля, ответственности, |
«Лучший рассказчик». Упражнение 99. 1. Почему рассказ так озаглавлен? 2. Прочитайте рассказ Виталия Бианки. Определите тему. 3. Придумайте конец рассказа. Представьте как мышонок жил в своем жилище, какие приключения могли с ним произойти за это время. Самооценивание , анализ своей работы каждой группы, используем стикеры для оценивания. |
|
3 мин. |
Активность учащихся |
— Понравился ли вам урок? Чем? — Чему учились? — Что повторяли? — Ребята, вы все сегодня старательно поработали. Спасибо, за урок. Рефлексия: Символы эмоций.(учащиеся помещают в «Оценочное окно» смайлики, которые выражают эмоции детей по отношению к уроку и проделанной работе) СО |
||
Домаш-нее задание
|
Инструктаж: Предлагается задание на выбор на основе рефлексии:
|
.
№ 2 |
Урок русского языка Класс: 5 класс Возраст: 10-11 лет |
|||
Тема урока: |
Прямое и переносное значение слова. Осень наступила, высохли цветы. |
|||
Ссылки: |
Календарное планирование, учебник «Русская речь», Алматы «Атамұра» 2010. |
|||
Цели: |
Познакомить учащихся с прямым и переносным лексическим значением слова. Формировать умение находить в тексте слова с переносным значением. |
|||
Результат обучения: |
Знают понятие о лексике, понятие «прямое значение слова», «переносное значение слова»; умеют различать слова, употребленные в прямом и переносном значениях. |
|||
Ключевые идеи: |
Прямое и переносное значение слова. |
|||
Ресурсы: |
ИКТ: Компьютер, проектор, экран. Наглядный материал: схемы, таблицы. |
|||
|
||||
Этапы проведе ния урока |
Время – 45 минут |
Атмосфера в классе |
Действия преподавателя и действия учащихся
|
|
Организа-ция класса |
3 мин. |
Преподаватель повышает чувство уверенности учащихся. |
Занятие начинается с приветствия учащихся. Затем проводится формирование групп.(разные фрукты ) Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание моё растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю». (играет приятная расслабляющая мелодия) |
|
І этап-Вызов. Целопола-гание |
5 мин. |
Активность, сплочённость, аккуратность. |
— Под этой приятной музыкой проверим ваше домашнее задание. Из каждой группы по желанию прочитайте свои пятистишия (Синквейн). 1. Корень. 2. Большой, старый. 3. Растёт, находят, подбирают. 4. Врач проверил корень зуба. 5. Слово. 1. Берёза. 2. Белая, красивая. 3. Белеет, растёт, зелёная. 4. В саду растёт берёза. 5. Дерево. — Что такое лексика? — Как можно правильно определить лексическое значение слова? |
|
7 мин. |
Активное взаимодей- ствие преподавателя с учащимися, развитие орфографи-ческой зоркости, памяти, внимания, мышления, банк словарных слов. |
. Объяснение нового материала: — выразительное чтение учителем стихотворения Абая «Осень»; — работа над содержанием; — как можно понять осень ползёт, тянут безлистые руки ветвей; (словарная работа) — нахождение слов в переносном значении. Мотивация. Слово учителя: (Кумулятивная беседа) — Дети, прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос, связанный с литературой, вы знаете, кто такой Илья Муромец? — Народный богатырь, герой многих былин. — В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать.. » Вдумайтесь в смысл этого предложения: Слово, если рассматривать его с разных сторон, разное — «с одного боку зеленое», «с другого румяное». А главное: «Ты умей его, девица перевертывать», т.е. умей владеть словом, так как слово может иметь не одно значение. Оказывается слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое, переносное. Вот и тема урока звучит так: «Прямое и переносное значение слова» Запись на доске: железные гвозди, железное здоровье.(словарная работа) — В словосочетании железные гвозди прилагательное обозначает «сделанный из железа», а в словосочетании железное здоровье это прилагательное обозначает «крепкий, сильный». Почему одно и тоже слово железный употребляется в этих как будто бы далеких друг от друга значениях? Вещи из железа прочные, крепкие. Здоровье может быть очень крепким, как железо. Поэтому и стали крепкое здоровье называть железным. Так у слова железный, наряду с прямым значением появилось переносное значение. |
||
8 мин. |
Активное взаимодей ствие учащихся в составе групп, выслушиваниемнений других. |
|||
ІІ стадия-Осмысле-ние. составле-ние кластера |
3 мин. |
Музыкальностьритмика. |
Видео- ролик. «Весёлая зарядка» |
|
8 мин. |
Взаимоподдержка, взаимопомощь. |
Работа по учебнику. — чтение учебного материала ( стр 45-46) Составление кластера.(критическое мышление) Группа, закончившая задание, поднимает сигнальную карточку. Оценивание работы жетонами (разных цветов) красный-отл., зелёный-хор., жёлтый-удов. Восприятие усвоения нового материала: Упражнение 103 (устно) Из каждой группы читают по одному словосочетанию, объясняют значение. (исследов. работа) Упражнение 107 (устно) — Послушайте очень интересное стихотворение о золотых руках В. Коркина: Золотые руки – В мозолях Руки не из золота. Руки эти. Золотые руки Самые нужные Не боятся холода. Руки В ссадинах На свете. — Найдите слово, которое употреблено в переносном значении. Чтение по ролям следующих высказываний и объяснение слов, употребленных в переносном значении: (Диалоговое обучение) а) — Я в школу не пойду, — заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут. б) — Вот зимой выпадет снег, ударят морозы. — А я тогда не пойду на улицу. — Почему? — А чтоб меня морозы не ударили. в) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке. Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой. — Почему ты не повесил ее сушить? — Я не достал до солнышка, — ответил Петя. Самооценивание, руками работы каждой группы. |
||
5 мин. |
Сплоченность групп |
Упражнение 106. Напишите прилагательные, которые можно использовать при описании осени. Осень (какая?) золотая, ранняя, поздняя. Небо (какое?) серое, хмурое, облачное. Тучи (какие?) хмурые, густые. Туман (какой?) густой, молочный, серо- голубой. |
||
ІІІ этап-Рефлек-сия. |
3 мин. |
Повышение мотивации, развитие самоконтроля |
Вопросы к классу: а) Чем переносное значение отличается от прямого? б) Для чего используются слова с переносным значением в речи? — Понравился ли вам урок? Чем? — Чему учились? — Что повторяли? |
|
|
3 мин. |
Активность учащихся |
Рефлексия: Моё восприятие урока (учащиеся помещают стикеры: центр- жёлтый круг- очень понравился урок; зелёный круг- тема заставила задуматься; внешний -синий круг- неинтересная работа) |
|
Домашнее задание |
Понаблюдайте за листопадом в саду, в парке или в лесу. Послушайте шелест листьев. Составьте эссе или нарисуйте . |
№ 3 |
Урок русского языка Класс: 5 класс Возраст: 10-11 лет |
|||||
Тема урока: |
Синонимы. Листья в поле пожелтели. |
|||||
Ссылки: |
Календарное планирование, учебник «Русская речь», Алматы «Атамұра» 2010. |
|||||
Цели: |
Дать понятие о синонимах. |
|||||
Результат обучения: |
Учащиеся знают: определение синонимов, синонимического ряда; умеют подбирать синонимы к словам, составляют синонимический ряд, употребляют синонимы в речи. |
|||||
Ключевые идеи: |
Синонимы – это слова , очень близкие по значению. Синонимы составляют пары или ряды слов, объединённые общим значением. |
|||||
Ресурсы: |
ИКТ: Компьютер, проектор, экран. Наглядный материал: схемы, таблицы. |
|||||
|
||||||
Этапы проведе ния урока |
Время – 45 минут |
Атмосфера в классе |
Действия преподавателя и действия учащихся
|
|||
Организа-ция класса
|
4 мин. |
Доброжелательность, взаимоподдержка. |
Занятие начинается с приветствия учащихся. Затем проводится формирование групп.(синонимы: друг, товарищ, приятель, страна, край, земля, сторона, большой, огромный, великий, грандиозный; ветер, вьюга, буран, ураган) Располагаются за «круглым столом» по группам. Вспоминают вместе «золотые правила» работы в группе, которое висит на доске. |
|||
8 мин. |
Активность, сплочённость, аккуратность. |
По тропинкам бродит осень, Тихо листьями шурша. Замутилась неба просинь, Растревожилась душа. (Ренат Харис) Давайте, послушаем как вы написали домашнее задание.( Эссе ) — На улице прохладно. Вот пролетели над головой птицы. Когда ходишь слышатся шелест листьев. Хруп-хруп. Они такие красивые. Жёлтые, красные, есть ещё зелёные. Как я люблю осень! — Вот уже прошёл месяц осени. На деревьях разноцветные листья. Подул ветер. Несколько листьев упали на землю. Осторожно наступаю и я как по одеяло хожу. Интересно никогда не слушал. Оказывается так здорово. — Осень. Листопад. Проезжаешь слышатся шелест листьев. Жалко, что они упали. С нехотением проезжаешь. — Это наш сад. У нас много деревьев. На них листья красные, жёлтые, зелёные. Я набрала много листьев. Наступая на них, слышала как хрустят листья. |
||||
І этап-Вызов. Целопола-гание
|
5 мин.
7 мин |
Активное взаимодей ствие преподавателя с учащимися, развитие орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, банк словарных слов. |
— А, теперь посмотрите на видео «Осень» Что мы увидили? Упражнение 110. Прочитайте текст. Определите его тему. Почему комбайн «ползет» по хлебному полю?(Кумулятивная беседа) Как по- другому можно сказать о комбайне? В каком значении употреблено слово убрать в словосочетании убрать хлеб? Назовите другие значения этого многозначного глагола. Объясните выражение: дружно- не грузно. Упражнение 111. Прочитайте. Укажите близкие по значению слова. Плавный переход к новой теме. Групповая работа. Прочитайте определение. Составление кластера. Синонимы – это слова , очень близкие по значению. Например, они могут обозначать один и тот же предмет (дорога, путь), один и тот же признак предмета (весёлый, радостный), одно и то же действие (убирать, снимать урожай). Синонимы составляют пары или ряды слов, объединённые общим значением. В синонимические ряды входят слова одной части речи: дорожка, тропинка, страна, государство, прочный, крепкий; идти, шагать, брести; медленно, неторопливо, потихоньку, еле-еле. Самооценка, группы дают оценку. |
|||
ІІ стадия-Осмысле-ние. составле-ние кластера.
|
5 мин. |
Активное взаимодей ствие учащихся в составе групп, взаимоуваже- ние, выслушиваниемнений других, толерантность, доброжелательность, взаимопомощь, взаимопони-мание, взаимоподдержка. |
Внимание, ребята! Переходим к следующему виду работы. (групповая работа) — У меня на доске в двух столбиках написаны слова — друзья.(сопоставление) Ваша задача: к каждому слову из 1 столбика подобрать синоним из 2 столбика.
А сейчас поучимся сочинять стихи. У меня записано стихотворение, но последние слова в нём не в рифму. Вам нужно подобрать к слову "работа" синоним, чтобы стихотворение получилось в рифму. Я трудилась не напрасно, |
|||
. |
3 мин. |
Музыкальность ритмика. |
Разминка. Танец «Қара жорға» |
|||
5 мин.
5 мин. |
Сплоченность групп
Повышение мотивации, актизация учащихся, развитие самоконтроля, ответствен-ности, |
(Выходят учащиеся от каждой группы и берут карточки) Прочитайте стихотворение, найдите синонимы. 1-я карточка (1-я группа) Бураны, вьюги и метели, 2-я карточка (2-я группа) Зябнет осинка, 3-я карточка (3-я группа) Дуб дождя и ветра вовсе не боится. (Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ). – Почему вы решили, что это синонимы? – Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? – Что сильнее — метель или буран? – Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? – Какое слово еще можно поставить в этом синонимическом ряду? Задание 1 группе: Выпишите близкие по смыслу: а) существительные, б) прилагательные, в) глаголы. 2 группе: Прочитайте, скажите , какие существительные сочетаются с глаголами- синонимами. Запишите полученные словосочетания. 3 группа: В каждом предложении замените одно из выделенных слов синонимами. Самооценивание , анализ своей работы каждой группы, используем стикеры для оценивания |
||||
ІІІ этап-Рефлек-сия. |
3 мин. |
Активность учащихся |
— Понравился ли вам урок? Чем? — Чему учились? — Что повторяли? — Ребята, вы все сегодня старательно поработали. Спасибо за урок. |
|||
Домашнее задание
|
|
№ 4 |
Урок русского языка Класс: 5 класс Возраст: 10-11 лет |
||||
Тема урока: |
Антонимы. О золотой осени поговорим по-русски. |
||||
Ссылки: |
Календарное планирование, учебник «Русская речь», Алматы «Атамұра» 2010. |
||||
Цели: |
Познакомить детей с термином "антонимы". |
||||
Результат обучения: |
Учащиеся знают: определение антонимов, антонимической пары; умеют: подбирать антонимы к словам, составляют антонимические пары, используют в речи. |
||||
Ключевые идеи: |
Слова, противоположные по значению, называются антонимами. |
||||
Ресурсы: |
ИКТ: Компьютер, проектор, экран. Наглядный материал: слайды, карточки, плакаты, стикеры. |
||||
|
|||||
Этапы проведе ния урока |
Время – 45 минут |
Атмосфера в классе |
Действия преподавателя и действия учащихся
|
||
Организа-ция класса
|
3 мин. |
Повышение чувство уверенности учащихся. |
Встанем в круг радости. Бросив клубок друг другу, говорят пожелания. -Ребята, желаю вам крепкого зворовья, чтобы вы хорошо учились. |
||
5 мин. |
Доброжелательный настрой преподавателя на успех. |
Деление на группы. (укол, шприц, тонометр, градусник, дневник, парта, доска, мел, нота, гитара, микрофон, певец) Проверим домашнее задание. Ответьте на вопросы: Что такое прямое и переносное значение слова? Что такое лексика? Что такое синонимы? Проверим как вы написали домашнее задание. |
|||
І этап-Вызов. Целопола-гание
|
5 мин. |
Активность, сплочённость, аккуратность. |
Работа с иллюстрацией, сравнение признаков, ранней и поздней осени. Групповая работа. Скажите, на каком рисунке изображено начало осени, а на каком — конец осени. Как вы это определили? Опишите признаки ранней и поздней осени. |
||
5 мин. |
Активное взаимодей-ствие преподавателя, развитие внимания. |
Давно вы были в осеннем парке? Как много там деревьев! Одни деревья высокие, а другие низкие. Вот растёт огромный дуб, а недалеко – маленькая берёзка. У дуба толстый ствол, у берёзки тонкий. Обратите внимание на слова, которые обозначают противоположенные признаки: высокий — низкий, огромный- маленький, толстый- тонкий. Слова, противоположные по значению, называются антонимами. |
|||
ІІ стадия-Осмысле-ние. |
5 мин.
3 мин |
Активное взаимодей ствие учащихся в составе групп, взаимоуваже ние, выслушиваниемнений других, толерантность, доброжелательность, взаимопомощь, взаимопонима-ние, взаимоподдержка. |
Мы познакомились со словами — друзьями. А сейчас переходим к следующему виду работы, познакомимся с другими словами. Отгадайте загадку: Далеко мой стук В загадке попробуйте найти два слова с противоположным значением (друг, враг). — Теперь слушайте вторую загадку: Как столкнутся стук да стук, — Найдите в этой загадке слова с противоположным значением (толстый, тонкий). — Ребята! Вот это и есть слова — антонимы. — Кто может сказать, какие слова называют антонимами? (Слова с противоположным значением) — Сейчас вы сами будете называть к словам антонимы. Говорить будете хором, по взмаху моей руки(коллективная работа).
— Какими частями речи могут быть антонимы? (Сущ, прил., глаг.) — А сейчас мы с вами поиграем. — Я буду называть слова, а вы подбирайте к ним антонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета.
— Внимание! А сейчас… прочитает с доски рассказ. — Долго я был плохим мальчиком. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. — О каком ученике идёт речь в рассказе? (О неряшливом) Вам предстоит подчёркнутые слова заменить противоположными по смыслу, чтобы рассказ получился о хорошем мальчике. — Какой же рассказ получился у…? |
||
|
8 мин. |
Взаимоподдержка, взаимопомощь. |
Рисование степи в разное время года. 1 группа – «ЗИМА», 2 группа – «Весна», 3 группа – «Лето», 3 группа – «Осень» Оценивание работы жетонами, а закончившая раньше группа сидит и не мешает. Учитель проходит и проверяет правильность выполненных заданий |
||
5 мин. |
Сплоченность групп |
ДО. Групповая работа. 1. По ответам Мираса догадайтесь, какие вопросы задавал Диас. После этого разыграйте диалог по ролям. 2. Прочитайте диалог, а потом разыграйте по ролям. |
|||
ІІІ этап-Рефлек-сия. |
3 мин. |
Повышение мотивации, актизация учащихся, развитие самоконтроля, ответствен-ности, |
Сейчас мы вновь поучимся говорить в рифму. Я читаю стихотворение, а вы хором говорите слово, противоположное по значению последнему слову. По взмаху руки. Скажу я слово высоко, Скажу я слово далеко, Скажу тебе я слово трус Теперь начало я скажу |
||
|
3 мин. |
Активность учащихся |
— Понравился ли вам урок? Чем?- Чему учились?- Что повторяли? — Кто из вас самый смелый? Приглашаю выйти к доске. — Попробуйте задать вопросы. — Ребята, вы все сегодня старательно поработали. Спасибо за урок. Самооценка «Светофор»Зеленая карточка. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. |
||
Домашнее задание
|
1.Подберите пословицы, поговорки, загадки об осени. 2.Упражнение 126. 3. Выучите наизусть одно стихотворение об осени. |