Технологическая карта урока математики в 5 классе.
Учитель: Журавлёва Г.П, МБОУ «СОШ №33»
Тема урока: Решение задач с помощью уравнения.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Образовательные ресурсы: Математика 5 класс, учебник для учащихся Н. Я. Виленкин, Интернет – ресурсы.
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный.
Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.
Используемая технология: системно – деятельностного подхода.
Цель урока:
Образовательная:
Актуализировать знания учащихся об уравнениях, полученные в начальной школе, дать понятие корня уравнения, познакомить с алгебраическим способом решения задач.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к предмету, воспитывать аккуратность, умение организовывать свою работу и поэтапно её выполнять, воспитывать отношение делового сотрудничества (доброжелательное отношение друг к другу, уважение мнения других, умение слышать и слушать).
Развивающая:
Развивать умения сравнивать, делать выводы, логически мыслить, развивать речь, внимание.
Задачи: создание условий для развития мышления, познавательного интереса, способности систематизации и коррекции знаний.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
— уметь искать информацию в учебной книге, ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.
Личностные УУД:
— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
– уметь слушать и слышать, уметь работать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь решать уравнения, решать задачи с помощью уравнения.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение;
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Этапы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Мотивация учебной деятельности учащихся. (1 мин) Цель: включить учащихся в учебную деятельность и определение содержательных рамок урока. |
Здравствуйте, дети! Создаётся благоприятный психологический настрой на работу. Наш урок хочется начать словами Э. Канта «Не мысли надобно учить, а учить мыслить».
|
Учащиеся готовятся к работе. |
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
2.Создание проблемной ситуации.(9 мин) Цель: организовать актуализацию знаний учащихся. |
Учитель создаёт ситуацию для активизации знаний необходимых для формулировки темы урока. Придумайте задачу, решением которой является выражение: 1) (12 + 4) + 12; х + (39 — 14). Составьте равенство по условию задачи: Одному брату 10 лет, другой брат старше на х лет. Вместе им 27 лет. Сколько лет другому брату? 10 + ( 10 + х) = 27. Сможем ли, мы ответить на вопрос задачи по данному равенству? Как называется это равенство? Как можно назвать способ решения задачи, который мы с вами применили? Какая тема нашего урока?
Значит, какая цель нашего урока? (Научиться решать задачи с помощью уравнения.) Давайте решим это уравнение: 10 + х = 17, х=7. Мы, ответили на вопрос задачи? А, на какой вопрос мы ответили? А, как узнать сколько лет другому брату? Ответ: 17 лет. Давайте решим задачу с помощью уравнения. Миша задумал число, если к этому числу прибавить 28, а из полученной суммы отнять 15, то получиться 40. Какое число задумал Миша? |
Отвечают на вопросы.
Да.
Уравнение. Решили задачу с помощью уравнения. Решение задач с помощью уравнения. Научиться решать задачи с помощью уравнения.
Нет. На 7 лет другой брат старше. Прибавить 7.
|
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3.Решение учебной задачи. Цель: построение и фиксация нового знания.(7 мин) |
Что делать? Есть неизвестная величина. Чем заменить? Вы согласны? Какую величину? Пусть х будет неизвестное число. О чём дальше идёт речь в задаче? Как это можно записать?
— Чему равно?
— Какой знак можно поставить между выражением и числом? — Как называется полученное равенство? — Давайте решим это уравнение. (х+28)-15=40 х+28=40+15 х+28=55 х=55-28 х=27 Прочитайте, что мы обозначили через х.
Ответили на вопрос задачи? Ответ: 27. Ребята! Что нужно сделать, чтобы решить задачу с помощью уравнения? А, дальше что? |
Предлагают свои версии. Обозначить х.
Неизвестное число.
Если к этому числу прибавить 28, а из полученной суммы отнять 15. (х+28)-15 40
Равно. (х+28)-15=40
Уравнением.
Ученик выходит к доске и решает уравнение.
Пусть х будет неизвестное число. Да.
Неизвестную величину обозначить через х. Составить и решить уравнение. |
Познавательные: структурирование собственных знаний. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(8 мин) Цель: формировать у учащихся способности к новому способу действия. |
Решение задачи № 373 (б) на доске с проговариванием во внешней речи. Было х м проволоки. Отрезали 9 м. Осталось 25 м. Уравнение: х – 9 = 25, х = 25 + 9, х = 34. Ответ: 34 м. Что у вас вызвало затруднение? № 377(а) Пусть х задуманное число. Прибавил 23 К сумме прибавил 18. Получил 52. Уравнение: (х+23)+18=52 Что у вас вызвало затруднение? |
Решают задачи. |
Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить исправления. |
5.Физминутка.(3 мин) Цель: сохранять здоровье. |
Упражнения для глаз. |
Делают упражнения для глаз. |
Личностные: готовность к здоровьесбережению. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (9 мин) Цель: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.
|
Самостоятельное решение задачи № 373 (г), 377(б) можно работать в паре. № 373(г) Было 322 человека Ушло х человек Осталось 275 человек Уравнение: 322 – х = 275, х = 322 – 275, х = 47. Ответ: ушло 47 человек. № 377(б) Пусть у задуманное число. Прибавила 14 Из суммы прибавила 12. Получила 75. Уравнение: (у+14)-12=75, у+14=75+12, у+14=87, у=87-14, у=3. Ответ: 73. Давайте проверим. Образцы решения задач на слайдах или за доской. Поднимите руки те, кто решил задачу правильно, кто сделал одну ошибку, кто не справился? Что у вас вызвало затруднение? |
|
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в пару; учатся формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: ориентация в межличностных отношениях. |
7.Рефлексия (подведение итогов занятия). (3 мин) Цель: зафиксировать новое содержание, оценить свою деятельность на уроке. |
Давайте вспомним, что нового вы узнали на уроке? Сегодня я узнал … Теперь я могу … Я научился … У меня получилось … Я попробую … Мне захотелось … |
Учащиеся самостоятельно подводят итоги.
|
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке. |
8. Домашнее задание. |
Домашнее задание. № 396(б)№ 397(а,б) . |
|
|