Естествознание
Класс: 3 «А»
Раздел (сквозная тема): Раздел 8 – Физика природы
Тема урока: «Повторение. Сила упругости».
Цели обучения:
Познакомить с понятием сила упругости.
Исследовать силу упругости и приводить примеры ее проявления
Ход урока:
Организационный момент урока
С давних времён из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Части света открывал
Как мир прекрасен узнавал
За знанья жизнь отдать он мог,
Садитесь, и начнем урок!
Повторение д/з (карточка)
Тест: «Земля и космос»
Тест по теме « Как устроена наша планета»
Фамилия, имя______________________________________
1.Запиши ответ на вопрос: Что такое Земля?
———————————————————————————————————————————————————————————-
2.Кто доказал, что Земля круглая? Обведи нужную букву.
А) Аристотель Б) Магеллан В) старик Хоттабыч
3. С чем можно сравнить внутреннее строение Земли? Обведи нужные буквы.
А) с теннисным шариком Б) с куриным яйцом
В) с воздушным шариком Г) с арбузом
4. Земля состоит:
А) из ядра и мантии;
Б) из ядра, мантии, земной коры;
В) из ядра.
5. Продолжи:
Атмосфера – это——————————————————————————
Гидросфера –это——————————————————————————
Литосфера – это ——————————————————————————
6. Закончи фразу:
Биосфера – это———————оболочка Земли , которую образуют все «население» нашей планеты:
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
Прогнозирование темы и цели урока
Ребята, внимательно посмотрите на экран и отгадайте ребус.
Разгадывание ребуса (сила) Назовите ключевое слово урока сила.
Как вы понимаете значение слова сила?
Сила – это физическая величина, являющейся мерой воздействия на данное тело со стороны других тел.
Скажите тему нашего урока? Значит мы будем на уроке говорить о силе.
Сегодня на уроке мы с вами начинаем изучать новый раздел физика природы.
Узнаете, что заставляет предметы двигаться;
Что такое упругость;
Что такое силы упругости;
Узнаете о деформации её видах.
На уроке мы будем наблюдать, исследовать силу упругости. приводить примеры. делать выводы
Мы начинаем изучение нового материала
Существуют такие силы как силы упругости, сила тяжести сила трения.
Сегодня мы будем говорить про силу упругости.
Наблюдайте (слайд доска, медведь)
Обратите внимание на бревно как оно изменяется под воздействием силы медведя.
Посмотрите на воздушный шарик как шарик изменяет свою форму когда его надувают и когда воздух выходит из него.
Верно: Бревно под воздействием силы медведя прогибается, потом возвращается в исходное положение
Шарик увеличивается в размере, когда его надувают. После того как воздух выходит, он приобретает первоначальную форму.
Подготовка к исследованию
Учащиеся совместно с учителем формирует гипотезу о том, что
существует сила, которая помогает предметам вернуть прежнюю
форму. Подготовка материалов (линейка, ластик,).
Исследование:
Попробуйте согнуть линейку, а потом отпустите. Что произошло? Какой вывод сделаете? Линейка приобрела первоначальную форму. Возьмите ластик согните и отпустите его. Что произошло с ластиком. Правильно ластик принял первоначальную форму. Подумайте, что произойдет если распутать этот сантиметр? Правильно. Он станет прежним приобретет первоначальную форму.
Посмотрите я взяла мяч и сжала его силой применила внешнюю силу. Что произошло с мячом? Мяч изменил свою форму? Что произошло с мячом когда внешняя сила перестала действовать? Правильно мяч принял первоначальную форму. Какая сила восстановила первоначальную форму? Правильно это сила упругости.
Сделаем вывод:
Закончи предложения
Свойство тел восстанавливать своё первоначальное положение и форму называется УПРУГОСТЬЮ.
Сила которая противодействует внешней нагрузки восстанавливает форму тела называется СИЛОЙ УПРУГОСТИ. Работа силы упругости заключается в сохранении формы предмета, на который воздействуют: сжимают, сдвигают, растягивают, изгибают. Если силы упругости не способны справиться с внешними силами, то тело меняет форму.
Оценивание результатов исследования учителем. (Если поняли поднимите палец вверх, палец в сторону я все ёще не понимаю, помахать мне рукой если совсем не поняли).
Физминутка
Учащиеся под музыку выполняют движения
Работа по учебнику. Прочитать. Где человек использует силу упругости?
1. Что такое упругость?
2. Что такое сила упругости?
Учащиеся рассматривают иллюстрацию «Человек на охоте»
(с луком и стрелами). Рассмотри схему и приведи примеры как человек использует упругость тела.
1. В чем проявление силы упругости?
2. В каком виде спорта используют лук со стрелами?
Учащиеся рассматривают схему «Упругость тел».
Приводят примеры
Продолжение работы по учебнику.
– Что такое деформация?
– Что значит упругая деформация?
Изменение формы и размеров тела в результате внешнего воздействия называется деформацией.
С помощью теннисной ракетки мы отправляем мяч. На ракетке сетка растягивается то. Есть деформируется. Когда сетка восстанавливается то мяч отталкивает. (гамак с котенком)
Деформация бывает упругая и классическая
Упругая полностью исчезает после прекращения действия внешних сил.
Пластическая не исчезает после прекращения действий внешних сил.
Под действием ветра дерево склоняется, но сила упругости удерживает. Когда сила ветра становиться больше, чем сила упругости дерево падает изменяет свое положение.
Проверить где упругая, а где классическая деформация. (слайд) давайте рассмотрим упругая деформация это лук, ветка, батут приобретет первоначальную форму. Когда человек пустит стрелу лук приобретёт первоначальную форму. Птичка улетит с ветки, и ветка станет прежней. Баночка из под кола колы . Она изменилась и потеряла свою первоначальную форму. Человек в быту использует и упругую и классическую деформацию.
Проведение исследования.
– Тебе понадобится кусочек пластилина. Почему не все тела
после воздействия силы принимают первоначальную форму?
Учащиеся сжимают пластилин, и он изменяет свою форму.
– Пластическая деформация происходит, когда после
воздействия предмет не принимает первоначальную форму.
– Приведите примеры тел с пластической и упругой деформацией.
Кластер. (Работа в группе) На А 4
Сила упругости приводят примеры, где человек применяет силу упругости.
Учащиеся отвечают на вопрос: «Что случается, если сила ветра
больше силы упругости дерева?» (видеоролик)
Формативное оценивание (тест что такое деформация и упругость)
Подведение итогов.
Учащиеся проводят самооценку. «Пирамида успеха»